Ответственное поручение

               

-- Ты говоришь. что хочешь быть журналистом? – спрашивала у своего тринадцатилетнего внука Наталья  Васильевна. – А ты хоть представляешь, что это за профессия?.. Я давно когда-то в молодости работала корреспондентом в газете…
              -- Бабуля, расскажи, - сразу заинтересовался внук.
              -- Я , так же, как и ты теперь, с самого детства мечтала стать журналистом. Но в первый год после школы не поступила в университет и пошла работать в редакцию районной газеты.
Домик, где помещалась редакция, был сосем не похож на здание, которое мне представлялось. Он был маленький, одноэтажный, насквозь прогнивший и холодный. Окна были низкие и почти совсем ушли в землю. Завалинка  была под самые окна. Пол холодный, доски скрипели под ногами и кое-где прогибались. В окна, как мы их не утепляли, сильно дуло. Кабинеты были маленькие, да и в тех работали по 2-3 сотрудника. Газету печатали на старом, отслужившим свой срок, оборудовании. Иногда не успевали днём и печатали по ночам. Все сотрудники газеты мечтали о новом здании. Где-то маячило оно в отдалённом будущем неопределёнными решениями и планами. Но реально его всё не было и не было…
В редакции был один на всех один старенький «уазик», да и тот часто ломался, у него не было света и отказывали тормоза. Зато был хороший водитель, который, несмотря ни на что, колесил на этой развалюхе по всему району  и за его пределами в любую погоду и в любое время года.
Наташа уже побывала в некоторых сёлах, и в газете были опубликованы рассказы и очерки по результатам её встреч с людьми. Теперь её  направили в отдалённое село Шипуново с заданием написать очерк об одной известной женщине.
-- Задание очень серьёзное и ответственное, - предупредил редактор.
    Приближался праздник – день Победы. В газете печатали материалы об участниках Великой Отечественной войны.
Эта женщина была на войне санитаркой. Там встретила свою любовь, и муж привёз её после войны в родное село.
-- До Козлухи доедешь на рейсовом автобусе, а дальше – как повезёт. А лучше всего иди сразу на молокозавод и с их транспортом  доберёшься до Шипуново, - посоветовали Наташе в редакции.
В Козлухе Наташа быстро отыскала большое длинное здание с побелёнными стенами. Стены были побелены давно и от времени , от дождей и снегов сильно облупились. Из стен везде торчали разбитые кирпичи. Внутри было холодно, несмотря на довольно тёплую погоду. Посреди зала, в неглубоком бассейне, в алюминиевой ёмкости охлаждалось молоко. В бассейн из трубы вливалась струя холодной воды, а степлившаяся вода по жёлобу вытекала из бассейна на улицу.
-- Подскажите мне, пожалуйста, на чём можно отсюда добраться до Шипуново, - спросила Наташа у женщин в больших резиновых сапогах и кожаных фартуках, которые  здесь работали.
-- Да вот сейчас подойдёт их трактор – и можно будет доехать, - был ответ.
Наташа долго ждала трактор, это был старый «Беларус».
-- Задержался, - оправдывался тракторист, - за братом заезжал.
Брат оказался сильно пьяным. Голова у него была разбита и забинтована.
-- Довезу, - согласился тракторист на просьбу Наташи, - только ехать придётся  в телеге, потому что со мной в кабине едет брат.
--Ничего, как-нибудь доеду, - согласилась Наташа.
Но радовалась она рано. Во-первых, сидеть ей пришлось прямо на крышках фляг из-под молока. А фляги эти то и дело подбрасывало на ухабах, так что Наташу  подкидывало вместе с ними. Борта у телеги были низенькие, и Наташа опасалась, как бы не вытряхнуло её из телеги вообще. Она крепко вцепилась в ручки фляг, но скоро устала так ехать и присела на корточки на дно телеги.
В тракторе же события разворачивались своим чередом. Вскоре после выезда из Козлухи брат достал из-за пазухи бутылку водки и стал пить прямо из горлышка. Потом предложил трактористу. Тот не отказался, хотя был за рулём. Наверное, им стало весело, и они о чём-то шумно разговаривали, размахивали руками и всё добавляли понемногу водки. Трактор становился всё более неуправляемым. Его просто кидало из стороны в сторону. Телегу стало подбрасывать ещё сильнее, и Наташа села на дно телеги.
-- Что же делать? – терялась Наташа, - выпрыгнуть и пойти пешком, ведь трактор идёт медленно…
Но до села ещё далеко, и она вряд ли  успеет добраться туда до темноты.
  -- Пусть ещё немного проедет, - тогда спрыгну и пойду пешком, - решила она.
Ещё и деревня не завиднелась вдали, а Наташино терпение кончилось – она соскочила с телеги и пошла лугом, недалеко от дороги. Высокая трава бала ещё влажная, и у Наташи сразу промокли туфли. Но надо было идти. Трактор гудел далеко впереди, но Наташа не пожалела, что спрыгнула, а, наоборот, облегчённо вздохнула:
-- Слава богу, что я избавилась от этих пьяниц – ещё неизвестно, чем бы всё это закончилось. Ведь могли и перевернуться.
Часа через два добралась она до деревни и постучала в нужную дверь.
-- Галина Михайловна меня зовут, - представилась приятная пожилая женщина. Про таких говорят, что она красива внутренней красотой. Было в ней столько теплоты и доброты, что  невольно располагало к ней любого.
Они долго говорили обо всём. Хозяйка вспоминала войну, боевых друзей, своего мужа – его уже не было в живых, сказались фронтовые ранения. Разглядывали фронтовые фотографии.
После войны они с мужем вырастили трёх сыновей, имеют внуков. А работала она всю жизнь  фельдшером. Не было случая, чтобы она отказала кому-то в помощи. А знать и уметь приходилось многое: спасать простудившегося ребёнка, принимать роды, оказывать помощь при резких приступах аппендицита… Ведь других врачей в деревне не было.
Хозяйка не отпустила  Наташу ехать вечером домой.
-- На чём ты поедешь на ночь глядя, - беспокоилась она. – Оставайся, заночуешь у меня, а утром и отправишься назад.
Угощала хлебосольная хозяйка пирогами, домашним вареньем. Далеко за полночь улеглись спать. Свой очерк о гостеприимной хозяйке – участнице войны, Наташа обдумала, пока засыпала. А, когда вернулась в редакцию, оставалось только записать его.
-- Ну как задание? – спросил редактор.
              --  Всё готово. Иду сдавать материал ответственного задания, - улыбнулась Наташа.
-- Вот так, внучек, приходилось добывать материал для газеты, когда ещё не было в районе хороших дорог, почти не ходили автобусы  и не знали маршруток, - закончила свой рассказ Наталья Васильевна.


Рецензии
После такой беседы бабушки с внучком тот, скорее всего, передумает стать журналистом...
Впрочем, о них бы я и сам многое кое-что сумел бы рассказать своим внукам и правнуку, поскольку 12 лет проработал в ТАСС, но, учитывая малый возраст наследников, оставляю им литературные труды в надежде, что, став взрослыми, те их прочитают...

Анатолий Бешенцев   19.12.2012 17:51     Заявить о нарушении
Если мечта крепкая,то не передумает,да и времена теперь изменились,слава Богу,есть и интернет, и транспорт разный и всё прочее.Спасибо вам за отклик.

Любовь Лысенко   19.12.2012 18:00   Заявить о нарушении