Гримасы судьбы! Товарищ, от сумы и от тюрьмы -не
В эту неописуемую красоту, которая теперь является, как сказочное видение, только во сне.
И, если после перечисленных приключений, моё тело опускалось в прохладные воды Чёрного моря, то душа замирала в счастливом успокоении и божественном умиротворении. Лёжа на спине у самой береговой кромки морского прибоя, глядя высоко в небо, слышишь ровное гулкое биение собственного сердца и забываешь обо всём, что тебя окружает. И только сейчас, когда нет уже той резвости в ногах, когда нет сил уже просто так, за между прочим, словно птица, взлетать на вершину Ай-Петри, ежедневно с раннего утра и до позднего вечера а иногда и ночью, бултыхаться в прозрачных водах Чёрного моря, начинаешь понимать, что только сладкие сны воспоминаний – всё что остаётся от счастливого времени, которое называется детством!
Да, всему своё время – это закон природы, а быть вечно молодым можно только в советских песнях. Но иметь вечно молодую душу – это икусство, которое, к сожалению, не всем дано. Не хочется говорить о грустном, но некоторые сверстники уже умудрились уйти в "мир иной". Бытует мнение, что раньше уходят лучшие и любимые? Наверное, Господь Бог также любит лучших? А нам, живущим на земле, становится еще скучнее и грустнее, когда мы теряем тех, кто многие годы жил с нами бок о бок. И мы попадаем в тиски одиночества и грусти, которые, с каждым годом, всё сильнее и сильнее давят на нас, а безжалостное время норовит выдавить последние соки из наших душь. Но человек – молодец, он будет биться за своё существование до последнего вздоха и это правильно! Это качество определяет всю генетическую философию "хомо-сапиенс" – человека разумного.
Вот и мне, шустрому, пытливому пацану, Господь Бог подсказал дорогу в этой сложной жизни. И, хоть я и родился в простой, и, можно сказать, даже бедной семье, выбрал "здоровый" образ жизни. Без сигарет, спиртного и наркотиков. Спорт, а затем музыка, увели меня в мир сказки, грёз и полностью завладели всем моим существом. Конечно, многие я обязан своим родителям. И, прежде всего, своей маме – святой человек! Ошибочно считали, что женщина это тот "конь", который может вытащить всех, всё и вся на своём горбу. И необязательно иметь мужа, можно воспитать детей и без этой "обузы". Но время расставило всё на свои места и доказало, что только в "полной" семье может вырасти достойная личность.
Вся Ялтинская пацанва выросла на Массандровском пляже. Здесь было всё "продвинутое" общество бывшего СССР. Заключались сделки, играли в карты и не только в "дурочка", но умудрялись проигрывать целые состояния. К наркотикам относились как к безобидному развлечению. Такой красоты и изысканности девочек, с которыми мы общались, запросто сейчас можно увидеть только на кастинге центрального телевидения. Народу были доступны все прелести жизни...
Массандровский пляж и пляж дома творчества "Актёр" - это, фактически, была одна береговая линия. Для меня в детстве - это был театр под открытым небом. Отдохнуть летом в "Актёре" было несбыточной мечтой всех артистов СССР. И только самые- самые имели возможность приехать в Ялту на курорт. А мы, пацаны, в течение всего курортного сезона, общались со всеми знаменитостями, не обращая внимания на их титулы и звания, главное, чтобы личность была интересной. А у "личностей" свой имелся интерес к нам, пацанам. Дело в том, что все хотели из солнечного Крыма привезти сувенир. А что может быть лучше большого "рапана" или "красняка"? Вот здесь лучшими "Ихтиандрами" были мы, пацаны, выросшие на Массандровском пляже. Перед нами,пацанами, заискивали все красавицы Советского Союза.Перечислять не стану, но для большей убедительности скажу - ВСЕ. Ну и мы их не подводили. В Чёрном море под водой на глубине 10-12 метров росли красивые ракушки-рапаны. Вот это и был наш обменый фонд: ты даришь красавице красивый "рапан", она дарит тебе восхитительную улыбку. Прекрасный бартер, о котором сейчас многие могут только мечтать."Сильная" половина звёздного бомонда, отдыхающая в доме отдыха "Актёр", предпочитала за дружбу с местными "ихтиандрами", красивого краба "красняка". А постоянные клиенты, с которыми велась многолетняя дружба, в подарок получали эксклюзивные экземпляры морских даров. Просиживая целыми днями на пляже под палящим южным солнцем в компании знаменитостей, каждый из нас вынес для себя что - то нужное и полезное. Манеры, принцип общения, и, особенно, русская речь, на мой музыкальный слух, вкорне отличалась от того, что я с детства слышал от окружающих. Мне очень импонировала "манерность" этой публики. Хотя я не предавал значения, кто в каких и скольких фильмах снялся, для меня главным критерием отношения было личное впечатление: симпатия или антипатия к той или иной личности. Но на одну фразу известной актрисы, я обратил внимание: "Люся, послушай какой красивый голос у этого мальчика." В ответ подруга пояснила: "Да, они все, выросшие на море под эти солнцем, имеют великолепные голоса". Тогда я не придал этому значения, хотя запомнил надолго. Спустя годы этот факт стал определяющим во всей моей жизни. Я стал певцом, обладателем сильного красивого бас-баритона. Враждённая любознательность и тяга к познанию позволила мне подружиться со многими интересными людьми, которых в Ялте бывало множество. Следующий за "Актёром" был пляж "Интурист". Это также "клондайк" интересных встречь и событий. Вот здесь надо было правильно ориентироваться и, главное, уметь отделять "мух от котлет". Ялта в плане возможностей имела большой потенциал за счёт огромного количества отдыхающих и финансов, которые оседали в карманах местного населения...
На пляже можно было встретить всех, кого жаждела увидеть Ваша душа: профессиональных картёжников "катал" и их спутниц жизни "декабристок", местом препровождения которых был ресторан "Дома торговли". И пролетариат с "кошельком" разного размера и всякого сословия. И профессиональных проституток "валютных" дам. И,просто,представительниц прекрасного пола, которые приезжали отдохнуть и развлечься. Здесь были и профессиональные воры разных специальностей: форточники, законники, медвежатники, профессионалы уникальной профессии и таланта- карманники. Последние - это люди с уникальными чувственными пальцами, недаром такие руки называют пианистическими. Ялта привлекала аферистов всех мастей. Бывали и те, кто продавал свою Родину, и профессиональные шпионы, разведчики,и, конечно, те, кто с утра до поздней ночи следили, ловили и сажали в тюрьмы и, даже, расстреливали...
Однако, такие явления, как убийство или износилование,случались очень редко. В Ялте летом можно было ночью спать на улице и тебя никто никогда не трогал. Многие так и делали потому, что в комнате спать летом невозможно - очень душно. Конечно, в семье не без урода, и, если такие правонарушения случались - это классифицировалось как Ч.П. Надо отдать должное и милиции, хоть к этой публике традиционно русский человек не питает особой любви. Они были на высоте и почти все правонарушения имели высокий процент раскрываемости. Работали с большой нагрузкой и достаточно эффективно. Да и народ был намного дисциплинированнее. Всё это делало Ялту райским уголком и для приезжих, и для отдыхающих.
Как бы то ни было, выросшие на Массандровском пляже, не пользовавшимся особой чистотой нравственности, мы были своими людьми в этом городе. С раннего детства меня почему-то тянуло к хорошему, светлому, умному. И, только став взрослым человеком, я понял, какое огромное влияние на моё личностное формирование оказали родители. Говорят:
"яблочко от яблоньки не далеко падает". С годами начал понимать, что человек - это личность и сам в праве выбирать свою дорогу в жизни.
Моё поколение получило воспитание в другое время и ценности жизни были совсем не современные. Идёт дисскусия, когда было лучше: сейчас или в семидесятые? Ответить на этот вопрос однозначно кажется невозможным, но я, живший и тогда и сейчас, попробую ответить на этот спорный вопрос. Для простого человека, для которого строился Советский Союз, а это 90 процентов населения, конечно- семидесятые. То было время коммунизма, которое мы пролетели и многие не заметили. А для жуликов, деляг и прочей публики, которые кроме воровства и обмана простых людей ничего не умеют и не желают ничего знать, конечно-сейчас...
У них в руках украденные у народа земли, фабрики и заводы. Продажное телевидение и интернет, вся информационно- силовая структура. Народ они обманывают, а наивная публика этого не понимает. Нас учили, что все мы это "единнае общество - Советский народ". И меня окружали не русские, не украинцы, не евреи, не татары, а просто друзья. Это была одна семья – люди, с которыми я служил в армии, защищая интересы великой империи Советского Союза. И не виноват наш народ и не вина коммунистической партии в том, что к власти пришли предатели народа, во главе которого стоял двуличный Горбочёв, который передал власть по указанию американцев, бездарному правителю - алкоголику Ельцину, который безбожно поставил на колени славянина и пытался просто уничтожить народ. Десять лет эти безбожники издевались над нашим народом, а Запад только подхваливал предателей – всё, мол, хорошо.А когда пришёл к власти В.В.Путин, который раставил всё по своим местам, оказалось, что это -плохо? Следовательно, когда Запад нас хвалит - это очень плохо, а когда ругает значит это хорошо! Вот так и живём, поставив всё с ног на голову...
Но больше всего досталось самой богатой республике СССР, моей любимой Украине, которую довели бездарные, нечесные правители до состояния нищенки. Мне стыдно и больно, а предателям- сладко и сыто.Политика- это грязное дело, поэтому не хочется больше ничего об этом говорить.
Лучше вернёмся "к нашим баранам". Любимым местопрепровождением народа по вечерам была известная на весь Советский Союз танцевальная площадка "Курзал". Здесь за рубыль можно было преобрести входной билет, натанцеваться до упаду, познакомиться с хорошенькой девочкой и отлично провести время. Для "состоявшейся" публики в Ялте было достаточно ресторанов. Кто имел возможноть "сорить" деньгами, тот имел возможность"снять" хорошеньких "бабочек". Кошелёк богатого человека может удовлетворить любую прихоть. Мелочь, но приятно...А как же с "валютными" красотками? Для этой публики был "Интурист". Да, и с этим явлением "боролись", но валюта нужна была всем, не только проституткам, да и тем, кто "крышевал" их. Сбиться с пути истинного было достаточно просто - соблазнов очень много, видимо, для этого и дана человеку голова, чтобы не заблудиться в лабиринтах возможностей. И перед молодыми людьми вставал вопрос: чему отдать предпочтение - "Курзалу" или оперной студии "Клуба медицинских работников"? Я, почему- то, выбрал студию. С детства преклонялся перед всем красивым. Музыка стала моим наваждением. Иногда посещал "Курзал", там работал солистом-вокалистом лучший друг моего старшего брата Миша Сергеев - профессиональный аккордеонист, обладатель красивого тенора. Пел всё и очень даже хорошо. Тирольские песни были его коронкой. С характерными колоратурами, феоритурами и прочими украшениями, он справлялся играючись. Это было счастливое время, хотя и сложностей было достаточно. Но для музыкантов - это был истинный рай. Тогда не знали что такое "плюсовки",
всё было в живую, играл оркестр. Солисткой в "Курзале" работала красивая женщина, яркое сопрано. По профессии она была медсестрой, а по вечерам работала солисткой в "Курзале". Жила на Поликуровской улице и часто, по вечерам, я видел, как эта красивая, похожая на бабочку дама на рейсовом "Пазике"отправляется на работу. Танцы начинались в 20-00, на работу она приезжала за два часа до начала. Пела она, в то счастливое время, итальянские песни и песни советских композиторов. Эти песни были написаны в сороковые, пятидесятые годы. Композиторы: Исаак Дунаевский, Блантером, Соловьёв-Седой и многие другие - родоначальники этого направления. Песни отличались особой певучестью, что, в основе своей, и является главным и определяющим направлением данного жанра. Композитор ориентировался на вокальное мастерство певцов, которые имели певческие голоса и способны были именно ПЕТЬ!А вершиной даного жанра стали семидесятые годы двадцатого столетия, когда творили А.Островский, А.Бабаджанян, Е.Мартынов. Это был период расцвета нашего певческого искусства. И, если бы не искусственно прерваный процесс, расцвет продолжался бы до наших дней, сейчас мы имели бы лучших певцов, лучших композиторов, лучших поэтов, художников и, вообще, наше искусство было бы лучшим в мире. Но благодаря врагам, засевшим на телевидении, то есть "четвёртой власти", мы имеем трагедию по всем перечисленым направлениям ...
В восьмидесятые и Мартынов и Зыкина и всё наше великое искусство оказалось "вне формата".
Почему? Их съела гнилая идеология капитализма, которая как раковая опухаль пожирает всё живое. В современом искусстве - одна гниль. И кому-то ж это нравится, а мне - нет! Золотой телец правит умами современного человека, а чувственная душа человеческая отторгает бесчувственный звон метала... Но история учит - за все ошибки человечеству приходится расплачиваться дорогой ценой. Говоря об этом мощном пласте нашего искусства, надо отметить изумительную поэзию тех, кто писал не тексты песен, а стихи: Е.Евтушенко, Р. Рождественский, А. Дементьев и многие другие прекрасные поэты. Эти песни имели собственное лицо. Они просто ложились на голос, хорошо пелись и легко запоминались, проникали в самую глубину человеческого сознания. В наше время этот жанр преобрёл искажённую форму выражения. Бездарные люди называют себя музыкантами, безголосые певцы самовольно провозгласившают себя певцами и исполняют "порнографические" тексты, которым место в совершенно другом месте. И этот букет бездарности является лицом современного искусства. И не только песни, написаные до девяностых годов, всё, что было создано в то время, и по сей день является лучшим образцом подражания, остается эталоном красоты, нравственности и простой человеческой востребовательности.
А сейчас мы возвращаемся в "Курзал" шестидесятых годов. Наша героиня, похожая на бабочку, щебечит песни. Особено мне нравилась в её исполнении итальянская песня композитора Виетти "Купите фиалки". В звуках этой песни есть что-то нежно-трогательное. Слушая песню, на лице появляется счастливая улыбка, а по щекам катятся слёзы умиления. Именно такие ассоциации делают человека счастливым. Мастерство вокального искусства я постигал в музыкальной школе, четыре года в музыкальном училище, пять лет в консерватории и тридцать пять лет в Крымской государственной филармонии. В итоге я имею полное классическое музыкальное образование и достаточный профессиональный багаж знаний, чем очень горжусь. Но детская память хранит все лучшие ассоциации и является базовой в период формирования личности. Пусть меня простит Господь Бог, но я не помню имени этой певицы. Но весь её облик, её лицо, я способен узнать хоть сейчас. Прошли годы службы в Армии, годы учёбы, я стал профессиональным певцом. Однажды, проездом в Симферополе зашёл перекусить в кафе на улице Карла-Маркса. Студентом часто похаживал в это заведение. Покончив с обедом я направился на выход. Вдруг моё внимание привлекла нищенка, которая тихо вошла в обеденный зал, присела за пустой столик, где в тарелках оставалась чья-то недоеденная еда и приступила к трапезе. Что привлекло моё внимание к этой оборванке я не мог понять. Её поведение мне показалось очень неприятным. Я брезгливо отвернулся и вышел, прошёл через сквер в гостиницу " Украина", где мы, артисты, временно остановились проездом на гастроли. В другое время столкнувшись с подобной ситуацией, я сразу всё забываю выбрасывая неприятные ассоциации из головы.
А эдесь моё сознание сверлил какой-то червь. Я почему-то мысленно возвращался к этому мимолётному взгляду, который остался в моей памяти. В гостинице я не задержался, так как у меня была назначена встреча с художественным руководителем филармонии. Спустившись с третьего этажа гостиницы, пересёк сквер и снова вышел на улицу Карла-Маркса. Медленно проходя мимо кафе, в котором я обедал не так давно, заметил ту же нищенку, которая как заправский кавалерист оседлала бетонную урну будто на коне, раскачивалась всем телом, размахивала при этом ногами и что-то пела. Странно, пела она чисто и довольно-таки красиво. Из сотни голосов я способен безошибочно узнать тот голос, который, хоть один раз, мне приходилось слышать. А если это голос человека к которому я с детства прикипел всей душой, я узнаю среди тысячи других голосов.
Дело в том, что человек растёт и формируется, где-то до двадцати лет. После мутации, достигнув физического совершенства, все оставшиеся годы он увядает. Меняется цвет волос, кожа дряблеет, цвет глаз меняеся и, в итоге, от нас ничего не остаётся прежнего, кроме голоса, который до гробовой доски остаётся таким, каким даровал нам Господь Бог. Секрет в том, что истинные голосовые мышцы (связки) - vokalis происходят от особой зародышевой ткани.
Глядя на эту нищенку, сложно было поверить, что было время, когда в неё влюблялись сотни мужчин, а для меня она была чем-то недосягаемым - феей. Да, это была та самая красотка, на которую я смотрел с умилением в "Курзале" много лет назад...
Работая в филармонии в восьмидесятые годы, я подрабатывал солистом в ансамбле санатория "Министерства обороны Ленинградского военного округа" в Ялте. Богатый санаторий имел возможность содержать на своём балансе лучших солистов филармонии. Там был собран весь звёздный бомонд, Фигуры очень колоритные. Чего стоил только один Коля Капшученко. В филармонии он не работал. Черезчур "гениальным" был для этого. Хотя природа одарила его великолепным баритоном. Было всё, кроме "головы". Видимо, когда Господь Бог раздава "мозги", Коля в это время спал. А, как известно, самый дорогой подарок от нашего Господа Бога, это- разум! Николай не дружил с головой и это предопределило всю его дальнейшую судьбу.
Концертместер Надя, так же человеком была своеобразным. Как специалист она не блестала. У неё на то совершенно не было времени. И её нужно было понять; огромные связи с общественностью всего бывшего СССР не давали ей возможности сосредоточиться на романсах и песнях советских композиторов. Здесь у неё был явный пробел, зато во всём остальном она являла себя, как справочное бюро. И за всё это дай Бог ей здоровья...
Два баяниста, это "два брата акробата".
Все остальные были в буквальном смысле слова высокими профессионалами. Все ведущие солисты Крымской филармонии, прикормленные замполитом В.И. Романенко. Здесь был блестящий тенор Иван Гревцов. Человек, в котором совмещались, казалось, несовместимые качества. С бухты-барахты закончив в Белорусии музыкальное училище, выросший в детском доме, получивший жизненную школу на флоте, фактически не имея общего образования, он с удовольствием и достаточно много читал книг. Не имея высшего музыкального образования, тонко нутром чувствовал те произведения, которые с блеском исполнял на сцене. В тонкостях вокального искусства он разбирался лучше тех, кто имел за плечами консерваторское образование. Пропуская через себя услышанное, он чётко указывал на ошибки вокалиста. Притом делал это с такой деликатностью, что порой было просто не понять, неужели в этом простом с виду мужичёнке, такой интеллектуальный потенциал? Это тот самый случай, когда бриллиант проходил огранку на производстве. Его "университетами" была оперная студия медработников, филармония и солисты Минской оперы, которые на протяжении всего лета отдыхали в Ялте и давали открытые уроки "вокального мастерства". Очень важно, когда хорошая природа имеет отличную вокальную школу. Это - залог большого успеха, чем и отличался Иван Гревцов.
Девяносто девять процентов вокалистов, закончивших консерваторию, не имеют способностей к преподавательской деятельности. И только те, кто в течение многих лет фанатично пропускали через себя эту науку, только те, кто жертвенно, с любовью, на протяжении многих лет пытался докапаться до истины, могут попробовать. Да, только попробовать заниматься преподаванием. И если получится, то можно продолжить эту деятельность. Но, для этого, надо иметь ещё огромный теоретический багаж знаний.
Следующей соискательницей на роль звезды была красавица, по жилам которой текла татарская кровь. Я благодарен судьбе за то, что через мою жизнь прошли эти два человека. Это две обсолютно разные личности, но для меня они стали светлыми страницами моей жизни. То было время дерзаний. Имя нашей красавицы - Лифа Шайхинуровна Бирзина. Обладательница отличной вокальной школы и уникального лирико-колоратурного сопрано. Одно из самых ценных качеств голоса - это его тембр, а попросту говоря - красота. Каждый голос ассоциируется с каким-то определённым конкретным цветом, по которому можно определить его хозяина. А Лифа отличалась тем, что, в завистмости от настроения, голос её был то светло-жёлтого, то серебристого цвета.Человек уникальной работоспособности, с огромным репертуаром и обсолютно безотказный.
В этой компании был и Ваш покорный слуга Александр Коптев. Солисткой была ещё одна певица. Звали её Люся. Где она училась и что она закончила я так и не понял, хотя мне очень хотелось это знать. Но пела она профессионально и очень хорошо. Обладательница красивого меццо-сопрано, как-то постоянно находилась в тени. На вопрос:"Почему при её данных она не прослушивается в филармонии"? Она загадочно улыбалась и продолжала молчать. Да, каждый человек это - личность и большая загадка для окружающих. Этим коллективом мы работали много и очень хорошо, пока к власти не пришёл разрушитель Горбачёв. Этот предатель, разоритель земли русской вместе со своими подручными во главе с алкоголиком Ельцыным, развалил великую Империю Советский Союз и прощения им нет. Ельцын, с пьяну, не давал суверенитет только ленивым. Всем он дал этого добра столько, что ещё наши потомки долго-долго будут жалеть о случившемся. Девяностые лихие многое изменили в нашей жизни. Вчерашние воры и жулики в одночасье превратились в "уважаемых" бизнесменов. Малограмотные бездари заняли руководящие посты. Это- период безнравственности и бандитского беспредела. Время мракобесия и бесчинства, когда человеческая жизнь не стала стоить ломаной копейки. Страшное время. И уж о какой культуре можно здесь рассуждать. Можно только констатировать, что такая хрупкая структура, как культура, была начисто уничтожена.
Онажды захожу в гастроном "Дома торговли" и вижу у входа стоит та самая Люся. Да, та самая Люся, которая своим голосом покоряла зрителя. Я поздоровался кивком головы. Однако, весь её невзрачный вид подсказал мне, что она очень смущена. И я понял - она плотно "села на стакан". "Но кто в этой стране не пьёт"? - спросил я однажды свою маму. И получил убийственный ответ: "Ты и я, а остальные пьют и пьют очень даже много". И считается эта трагедия вполне естественным явлением в нашем обществе. Мужчины оказались более адекватные. Ну а женщины, они податливы в этом смысле, легко спиваются и вывести их из этой трясины оказывается невозможно. Ну, а как они себя ведут об этом можно написать либо роман, либо сразу, глядя на них, взять и умиреть, чтобы не видеть этого позора. Наша меццо-сопрана смотрела стыдливо- смущёнными глазами. А рядом её подруга-старушенция пританцовывая стреляла своими глазёнками по сторонам. И, хоть она не произнесла ни одного звука, по которому легко узнать человека, и тем ни менее, в этом "несчастье" я узнал мою "царицу фиалок". Глядя на эту "сладкую парочку" мне стало грустно и страшно...
Смотреть равнодушно на этих двух несчастных существ не было никаких сил. Достав из кармана пачку бумаги, которая в то время называлась деньгами, протянул их Люсе. Не заходя в гастроном, развернулся на 180 градусов и пошёл прочь от того места, которое принесло моей душе грусть и разочарование. А где-то в мозгу звучало:"купите фиалки, фиалки лесные, взгляните как ярки и душисты на диво"!..
"Гримасы судьбы"
Александр Коптев.
г. Ялта.
12. 12.2012 год.
Свидетельство о публикации №212121901298