Из записных книжек 194. Капитан Буало

     В семидесятые годы в Дальневосточном госуниверситете была военная кафедра. Поэтому по его окончании, нас повезли из Владивостока в Уссурийск. На два месяца. Для прохождения сборов и присвоения воинского звания - "лейтенант".
     В Уссурийске куратор по военной кафедре, майор Муттер, передал нас командованию Н-ской воинской части. Теперь нашим непосредственным наставником стал капитан Петров.
     Он вышел, и встал перед строем по стойке "смирно". По строю прокатился сдавленный смех. Капитан был рослый, голенастый. Стрижен под "ежик". На носу - маленькие круглые очки, за ними - серые пристальные глаза.   
     Уши росли под прямым углом к голове. В его стойке "смирно" тоже была некая странность. Пятки, как положено, - вместе, носки - врозь. Но при этом - полное впечатление, что стоит, как мент: широко расставив ноги. Обутые в узкие офицерские сапоги.
     Дело в том, что пятки-то вместе, но на уровне коленей между ног вполне мог пролететь футбольный мяч. И это еще не все. Колени изрядно продавлены назад. А достоинства из-под кителя беззастенчиво стремились вперед.      
     Капитан, сверля нас глазами, выкрикнул.
   - Здравствуйте, товарищи курсанты!
     Мы нестройно ответили.
   - Здравия желаем, товарищ капитан!
   - Слабо. Но на первый раз сойдет.
     Далее капитан рассказал о доблестной воинской части, где нам предстояло проходить сборы, и доложил распорядок дня.
   - А теперь вы проследуете в казарму. Портфели и буалы оставите в каптерке.
     С этого момента фамилия Петров была забыта. В сознание навсегда внедрилось -"капитан Буало".
     Буало любил порядок и дисциплину. До фанатизма. Лично контролировал время начала и окончания занятий. Проверял поименно присутствие каждого из нас, устраивая переклички.
   - Дежурный, где курсант Кирюхин?
   - На консоле, товарищ капитан.
   - На какой такой консоле?
   - В туалете. Пасту давит.
   - А это что значит?
   - Непривычный рацион, товарищ капитан. Запор.
   - А где мужская сила воли?! Я спрашиваю!
   - Необузданные силы природы, товарищ капитан. Воля волей, а у кишечника свой распорядок дня.
   - Отставить разговоры!
     Но было у капитана и слабое место. Ему льстило командовать ученым народом. Математики, физики, астрономы. И он хотел быть к нам ближе, быть своим. Но с другой стороны, он - командир. Необходимо держать дистанцию.
     Его мотало. То травил с нами анекдоты в курилке. То надувался индюком, прямо таки - генерал. Однажды пристал.
   - Товарищи курсанты, нам необходимо издавать ротную стенгазету. В ней будем отражать успехи личного состава в боевой и политической подготовке. Спортивные успехи. И чтобы там обязательно была рубрика "Знаете ли вы что..."
     Пришлось выпускать газету.
     Первый номер, естественно, назвали "БУАЛО № 1". Перед названием в левом верхнем углу - картинка. Офицерские сапоги, с разваленными в стороны голенищами. Перед ними на уровне носков - круглые очки.
   - Что за странное название!
   - Это аббревиатура, товарищ капитан. Боевой, Удалой, Атлетичный, Ловкий, Обученный. БУАЛО.
   - Это отлично придумано! А почему сапоги и очки?
   - Когда в первый раз была издана книга "Конармия" Бабеля, то на форзаце поместили рисунок - шашка и очки. Мы в продолжение традиции - сапоги и очки. Шашки ведь теперь сняты с вооружения.
   - Хорошо. Это правильно. Шашка в наше время уже ушла в прошлое. А сапоги остались. Очки тоже. Вот я, например, ношу.
   - Так точно, товарищ капитан! Сапоги и очки, которые вы носите!
     В разделе о боевой и политической подготовке кратко рассказывалось об успешных стрельбах на учебном полигоне. И подробно - о посещении личным составом Бани № 2 города Уссурийска, где курсантам были оказаны постижерные и помывочные услуги. В полном объеме.
     Особое впечатление на личный состав произвели живая лошадь и телега, на которой подвезли к бане тюки с чистым нательным бельем. Для многих существование такого вида транспорта, а именно - гужевого, во второй половине ХХ века оказалось полным откровением. Они с любопытством рассматривали кузов телеги в форме изогнутой решетки, деревянные колеса и длинные оглобли, в которые была впряжена лошадь.               
     О политической подготовке было только сказано, что во взводах силами личного состава регулярно проводятся политинформации.
     Спорт интересовал нас больше. Здесь сообщалось о соревнованиях в беге на сто метров из положения "лежа". Рекорд установил курсант Роберт Пульман (фамилия обязывает), - 13,5 секунды.
     Рассказывалось о новом виде спорта, предложенном курсантом Николаем Вдовченко. Автор назвал его"Флайтрос" (летящий трос).
     На спортплощадке среди брусьев, перекладин, шестов и прочих снарядов, был и канат. Разбегаешься издали, хватаешься за канат и по инерции  высоко взлетаешь на нем. Как маятник. А затем обратным движением летишь назад и ... отцепляешься. Кто улетит дальше.
     Здесь рекорд принадлежал изобретателю - Вдовченко. Пять метров и тридцать два сантиметра.
     Как только Буало прочел о флайтросе, он тут же заявил.
   - Я много занимался прыжками с шестом. Флайтрос - это очень близко. Я побью рекорд Вдовченко.
     Мы немедленно отправились на спортплощадку. Капитан еще издали разогнался, схватился за канат и довольно далеко улетел с ним вперед. Он сообразил, что за канат следует схватиться как можно ниже, а когда тот пойдет назад, подтянуться на руках и пролететь у самой земли. В этом случае скорость полета будет максимальной и выбросит далеко.
     Но то ли силы рук не хватило подтянуться, то ли по слабости зрения, капитан не рассчитал высоты, и задницей так приложился к родной матушке земле, что нам показалось - почва под ногами качнулась. Очки капитана отлетели в сторону. Одно стекло вылетело, другое разбилось. А сам он с глухими стонами, хромая, побрел вон с площадки.
     Вдовченко догнал его и вручил очки. Точнее, то, что от них осталось.
     На другой день Буало явился в казарму, как ни в чем не бывало. И дочитал газету. Капитана очень интересовал раздел "Знаете ли вы, что..."
     Но здесь его ждало разочарование. Капитан Буало мало что понял. Вот некоторые из миниатюр этого раздела, так обескуражившие нашего командира.
     Знаете ли вы, что:

    - решетчатая конструкция, с четырьмя моноциклическими замкнутыми агрегатами и парным приводом, до сих пор бытует в русской глубинке и называется там одним словом - телега;
   
    - благодаря воинским сборам стало известно, что у обыкновенного носка есть прародительница, которая жива кое-где и сегодня; это хлопчатобумажная полоса ткани размером 400 на 500 мм., В армии именуется портянкой;

   - если город Уссурийск равномерно размазать по земной орбите, то Баня № 2 станет недосягаемой;

   - всему звиздец - всему начало; обратное, вообще говоря, не верно.

     Капитан Буало больше не настаивал на выпуске стенной газеты. А мы - тем боле. И без того нагрузок хватало.

 
  - присутствую и на стихи.ру       


Рецензии