Догадался и дорисовал

                ДОГАДАЛСЯ И ДОРИСОВАЛ      

   Мастерская старого художника всегда привлекала к себе молодого одарённого актёра из областного драматического театра. Запах красок, вещи и предметы старины, какими была полна мастерская – всё это завораживало, заманивало, давая актёру возможность почувствовать атмосферу, в которой творит художник.
Однако в тот холодный осенний вечер молодой актёр зашёл не просто так. В руке у него зажата была свежая столичная газета.
-Читали? – спросил он, потрясая газетою над головой, как потрясают гранатой перед тем, как взорвать.
Художник жил несуетно, размеренно и во всех газетах мира видел только одну пустую суету, сплетни да политиканство.
-А что там интересного? – Он пожал плечами.-  Садись, чайку попоём.
Актёр остановился около свежего натюрморта и портрета какой-то красавицы. Восторженно зацокал языком и отошёл. Мастерская была просторной; возле окна стояло два мольберта – краски на палитрах переливались в лучах заходящего солнца, льющихся сквозь застеклённую крышу. Актёр сел за стол,  посредине которого сиял старинный медный самовар с позеленелым клеймом тульского завода и неразборчивой фамилией мастера.
-Скажите…  - Актёр заговорил каким-то загадочным, интригующим голосом.- Скажите, а как вы  относитесь к «Чёрному квадрату» Казимира Малевича?
Старый художник вздохнул. В руке его подрагивала кисть, ещё влажноватая после работы.
-«Чёрный квадрат» мне нравится точно так же, как «Белый квадрат» или «Красный квадрат». А почему ты спросил?
Усмехнувшись, молодой актёр покосился на газету, лежащую рядом.
-Мне этот «Чёрный  квадрат» всегда казался недорисованным.
-Увы!- Живописец покачал головой с длинными серебрист0-синеватыми волосами. - В молодости я частенько глядел на тот «Квадрат» и возмущался: «Что вы мне башку морочите со своим гениальным искусством? Пустота и всё тут! Ноль!» А потом случилось так, что я запил… Да, да, брат, не смотри, что я теперь большой любитель чая. Был такой грех по молодости, по глупости. Запил во всю ивановскую! И на третьи сутки, или на тридцать третьи – теперь не вспомню – присмотрелся к «Чёрному квадрату» и вдруг увидел чертика. Милая такая харя.  Кривляется, скотина, похохатывает и фигу с маслом  показывает – хвост узлом завязывает. Ну, я понял – белая горячка. Думаю, пора и мне  завязывать.  Вот с тех пор я тот «Чёрный квадрат» называю чёртовым квадратом. Там чёрт сидит – как в табакерке. Хотя… Чёрт его знает! Бенуа, современник Малевича, сам прекрасный художник и взыскательный  критик,  настаивал на том, что «Чёрный квадрат» – не простая шутка. Ну, да ладно. Я не понял, почему ты сегодня забуксовал на Малевиче?
 -А потому что сегодня вы бы не узнали его  «Квадрат».
 -А что случилось? Он округлился? – пошутил художник.
  -Что-то вроде того. - Молодой артист газету протянул. - Вот, почитайте.
-Я эту бодягу не читаю, ты же знаешь, - снисходительно сказал живописец. - Перескажи на словах, если хочешь.
 Развернув столичную газету, молодой артист что-то хотел  прочитать, но вместо этого опять заговорил:
-Нет, и в самом деле «Чёртов квадрат»  был явно   не дописан. А кто возьмёт грех на душу – чужие картины дописывать? - Он в упор посмотрел на художника. – Вот вы бы взялись, например?
- Я? – Живописец удивился. - С какого перепугу? Нет, конечно.
-А вот этот парень, мать его… - Актёр потыкал пальцем, едва не прорывая газетную бумагу. - Парень  догадался и дорисовал.
Живописец начал терять терпение.
-Да что случилось-то? Ты можешь объяснить?
-Могу. Дело в том, что на выставке за границей один чудак из пульверизатора дорисовал  «Чёрный квадрат».
Седые брови живописца вверх поплыли.
-Кошмар какой-то! Из пульверизатора? И что он там изобразил?
-А вот угадайте.
-Не знаю. - Художник  пожал плечами. - Он, наверно, псих, а у таких людей фантазия  богатая.
-Да нет, не псих, нормальный человек – это  экспертиза доказала. Нормальный человек  на картине Малевича намалевал нормальный  американский доллар! – Молодой артист развеселился. - Как вам это нравится?
 Старый художник помолчал, царапая присохшую каплю краски на рукаве.
-Это вандализм. Почему мне это должно понравится?
Лицо молодого актёра стало серьёзным. Он вздохнул, поднимаясь и выходя из-за стола.
-Нет, я понимаю – вандализм, никто   спорит. И в то же время я невольно думаю, что этот «Чёртов квадрат» стал  хоть маленечко на картину  похож. Это во-первых, а во вторых, я думаю, что ничего ужасного не произойдёт даже тогда, когда «Чёрный квадрат» украдут любители искусства. – Стоя уже на пороге, молодой актер хорошо поставленным голосом стал рассказывать анекдот: - Из музея уже пятый раз похищают «Чёрный квадрат» Малевича! И уже пятый раз сторож дядя Вася успевает к утру восстановить картину.
Они рассмеялись, потом обнялись.
-Ну, ты баламут! - сказал старый художник на прощанье. – Забегай, будет время. И газетки эти брось читать, ей богу. Брось. Они мешают пищеварению, как сказал один профессор медицины. 
 


Рецензии