Из блокнота журналиста. Год 1999. Леонид Сергеев

     Вместо предисловия

     Предлагаемое читателям сервера «Проза.ру» интервью с автором-исполнителем Леонидом Сергеевым было мною взято во  время гастролей барда в городе Озёрске Челябинской области 7 марта 1999 года. Под заголовком «Килограммы хороших песен по имени Леонид Сергеев» материал был опубликован в еженедельной газете «Пульс Озёрска» № 11 (93) от 18 марта 1999 года (с. 6-7).


     Сейчас мало кто помнит, что в начале восьмидесятых годов прошлого века на советском телевидении, пожалуй, не было более колкой и острой передачи, чем «Весёлые ребята». В противовес маститой и именитой «Вокруг смеха» её делали начинающие телевизионщики Алёша Лысенков, Володя Маркин, Андрей Кнышев, Дмитрий Дибров, Сергей Шустицкий… Это нынче они заслуженные мэтры отечественного телеэфира, ведущие популярных передач «Сам себе режиссёр», «Сиреневый туман», «Старый телевизор», «Почта РТР»… А тогда они были молодой, «непричёсанной» порослью, которая пародировала популярных ведущих и ТВ-передачи. Именно они первыми применили «скрытую» камеру для розыгрыша и шуток над мирными гражданами.

     Но особенно выделялся из этого отряда хохмачей добродушный толстяк с гитарой, который уморительно пел то про расшалившийся зуб мудрости, то про затерроризированного в детском саду Деда Мороза, то поочерёдно исполнял монологи за Льва и его Дрессировщика… А звали этого большого человека Леонид Сергеев.

     Конечно, всё это можно было бы принять за дурачество и, как говорили в Министерстве культуры, недостаток вкуса исполнителя, но со временем для поклонников этого самобытного автора раскрылся весь дар и диапазон творчества Сергеева, поэта и актёра: от лёгкого юмора до желчной сатиры, от незаметной, мимолётной грусти до глубокой тоски... «Колоколенка», «Трамвайчик», «Высокая волна», многосерийная «Свадьба», «оперы» для одного артиста «Шахматы» и «Снимается кино»… Эти песни не нуждаются в излишних представлениях! Тем более, что после концерта в Озёрске в 1994 году у Леонида Сергеева появилось много новых друзей и почитателей. Поэтому не стоит объяснять, почему слух о скором приезде в город «самого крупного барда России» вызвал необычайное оживление в среде озёрских почитателей песен под гитару. И как итог: в день единственного концерта в небольшом зале детской музыкальной школы яблоку негде было упасть.

     На встречу с артистом пришли как проверенные временем поклонники, так и те, кто приобщился к творчеству Леонида Сергеева за последние пять лет. Именно столько времени минуло со дня первого приезда барда в наш город. Поэтому, когда мне представилась возможность побеседовать с известным автором-исполнителем, за которым давно и прочно закрепился титул Народного Любимца, мой первый вопрос был именно об этом:

     - Пять лет назад вы впервые ступили на землю Озёрска. Прошло время, изменился внешний облик города, есть перемены в жизни ваших поклонников… А какие важные вехи и события были в минувшей «пятилетке» Леонида Сергеева?

    
     - Можете написать: «В ответ он глубоко задумался и стал вспоминать, что же изменилось за это время…» Постарел на пять лет – самая главная примета ушедшего времени. Появились новые песни… Как-то плотно пошла лирика. Пять лет назад моей дочке было на пять годков меньше. Что ещё?.. В девяносто четвёртом никто не предполагал, что случится дефолт… Всё изменилось! Скажем, только кроме места пребывания: как жил в Москве, так и живу, как был с концертом в Озёрске, так и приехал снова… Гитара постоянной осталась… Вообще-то, инструмент сейчас у меня новый, но, как образ, гитара неизменна!

     - Сейчас многие отечественные «звёзды» шоу-бизнеса в поисках популярности и скандалов кинулись менять имидж, фигуру, сексуальную ориентацию… А вас не посещала крамольная мысль из «самых крупных бардов» перейти в более лёгкую весовую категорию?

     - В балет что ли? Да вроде поздно уже!.. Меня как-то миновала волна этих «преобразований». Недавно на концерте мне прислали такую записку: «Есть ли у Вас личный имиджмейкер? Вы хорошо выглядите и находитесь в прекрасной форме». Такой вот комплимент. Значит, я ещё интересен своим зрителям такой, какой есть. Но даже если время востребует новых бойцов, в том числе и в авторской песне, я не буду выбегать на сцену голым, втыкать в себя булавки, бегать по рядам, плевать в микрофон… Ибо всё это наносное, а музыка вечна!

     - Тогда как вам удаётся поддерживать оптимальную физическую форму и не терять жизненный оптимизм?

     - Этот вопрос на самом деле очень серьёзный. Дело в том, что сегодняшний концерт у меня уже седьмой за последние восемь дней, начиная с зимнего Грушинского фестиваля в Самаре. Потом были Тольятти, Курган, Екатеринбург, Озёрск. Понимаете, есть такое понятие – сцена! Это когда больной, разбитый артист выходит к зрителям и забывает обо всём. Адреналин впрыскивается в кровь неимоверно! Это уже такое привычное состояние, которое я называю бойцовским. То есть можно сидеть расслабленным, но за пять минут до концерта собраться, выйти на сцену и выложиться по полной… А потом опять рухнуть!.. Сказывается какая-то природная психофизика, которая пока ещё позволяет выдерживать такие неимоверные нагрузки.

     - Сейчас в моде ретро: возрождаются старые песенные коллективы, возвращаются старые фильмы в «новых версиях»… А бывшие «Весёлые ребята» не собираются вернуться к своим зрителям в каком-нибудь новом телепроекте?

     - Три года назад было снято продолжение «Весёлых ребят», которое мы назвали «Серьёзные мужчины». Но зрители его до сих пор не увидели. Всё, как и всегда, упёрлось в презренный металл. Спонсор проекта разорился, забрал отснятый материал и требует вернуть ему вложенные средства. После 17 августа цифра стала просто астрономической, так как материал очень дорогой. С нами работали артисты театра и кино, но в центре были все те ребята, которые двадцать лет назад начинали всё это. Специально на съёмки один приехал из Греции, где живёт последние пятнадцать лет, другой прибыл из Финляндии. Передача получилась очень смешная, но… К счастью, такой материал не стареет, хоть и лежит «на полке». Так что, если не мы, то, может быть, наши внуки порадуются за своих дедов!

     - А как вы сами попали в этот телепроект? Как всё начиналось?

     - Как и всё в жизни, в «Весёлые ребята» я попал совершенно случайно. Был семьдесят восьмой год. В Ульяновске проходил бардовский фестиваль под названием «Гамбургский счёт». То есть авторы-исполнители выступают и сами же себя оценивают. Был такой интересный фестиваль… И туда в составе московской делегации приехал Андрей Луковников, который за год до этого стал одним из победителей телепроекта «Салют фестивалей». Ещё одним из победителей был Андрей Кнышев, который после окончания МИСИ пошёл работать на телевидение. Луковников, вернувшись в Москву, рассказал Кнышеву, который запускался с программой, впоследствии ставшей «Весёлыми ребятами», что познакомился с толстым парнем из Казани, который поёт свои весёлые песни. И Кнышев не нашёл ничего лучшего, как найти меня через газету «Вечерняя Казань», где я работал, и пригласить в Москву на съёмку. В принципе, я горжусь тем, что являюсь единственным из участников, кто прошёл все передачи от первой и до последней.

     - У каждого творческого человека есть своя высокая мечта. У драматического актёра – роль Гамлета, у писателя – создание супербестселлера на все времена… А какая высокая творческая мечта у барда Леонида Сергеева?

     - Наверное, как можно дольше быть нужным и востребованным. А что такое востребованность? Это мой взгляд на мир! И если он интересен, нужен людям, то меня зовут, приглашают приехать, поют мои песни… И дай Бог, что бы это продлилось как можно дольше! Что бы не отстать от времени, иметь своё видение мира, как этого от меня ждут люди.

     - А о чём мечтает человек Леонид Сергеев?

     - В данный момент?.. О глубоком равномерном сне!

     - Вы помните «Музыкальный ринг» 1986 года? Тогда в передаче были представители авторской песни – вы, Евгений Клячкин, Александр Розенбаум, Виктор Фёдоров. Что там тогда произошло? Почему зрители в студии так враждебно приняли бардов и их творчество?

     - Понимаете, всё зависит от человека. Если некто, не знающий правил орфографии, начинает писать роман, то это уже заведомо плохо! Вот и Тамара Максимова, которая до сих пор ведёт «Ринги», из того числа. Я и сейчас, когда вижу эту передачу, просто хихикаю, сидя у телевизора. Что поделать, если она совершенно не профессиональна в том деле, которым занимается, и совсем не понимает авторскую песню как явление культуры. Тогда, в восемьдесят шестом, последним писком моды считалась рок-музыка. И Максимова считала, что рок – это новое слово в музыке. Прорыв, явление, способное сплотить, объединить молодых и повести на строительство светлого будущего! Авторская же песня, для неё, - нечто аморфное, гитарно-костровое, туристское, драно-штормовочное состояние полупьяных людей у затухающего костра. Она набрала студию фанатов рока, но уже на съёмках эти рокеры поняли, что им делить с бардовской песней, в общем-то, нечего. Они притихли, начали с удовольствием слушать наши песни. Так Тамара Максимова начала орать из комментаторской кабины: «Рокеры! Что же вы притихли? Давайте, давайте их пощипаем! Спросите, почему их песня не борется, не зовёт на баррикады?» И когда поднялся унылый такой мальчик и, как попка, повторил этот вопрос, тогда уже заорали все – и рокеры, и поклонники авторской песни. Этим передача и закончилась.

     - Но именно в том «Музыкальном ринге» впервые с телеэкрана прозвучала ваша «Колоколенка». Все привыкли к Сергееву как к хохмачу, юмористу, весёлому парню… А тут оказалась такая серьёзная драматургия, трагедия. Так кто же вы – сатирик или лирик, юморист или трагик?

     - Если человек всё время смеётся, и ещё у него слюнка изо рта стекает, то это идиот. Если человек всё время плачет – это меланхолик или гражданин, пребывающий в состоянии постоянного нервного срыва. Я же пока отношу себя к нормальным людям, которые и плачут, и смеются, и грустят, и веселятся. Всё зависит от настроения, состояния, воздействия окружающего мира. А лирика… Она никогда не исчезала из моего творчества. Сейчас с гитаристом Женей Быковым, замечательным музыкантом, который сотрудничал с Анатолием Киреевым, мы сделали новую программу. У слушателей полнейшее потрясение! Такого Сергеева они ещё не знали.

     - А какой Леонид Сергеев вне сцены? Как проводит свободное время? Что слушает, читает в минуты отдыха?

     - Я не хохотун, это точно! Но и не молчун! Такой, ярко выраженный, сангвиник. Средний, я всегда подчёркиваю, пока ещё нормальный тип с подвижной психикой! Не знаю, что будет завтра. Нормально реагирую на всё происходящее, в том числе и на перелёты, переезды… Когда оказываюсь дома, то первые день-два просто лежу на диване и смотрю телевизор. Мне абсолютно всё равно, что там показывают. Там сплошь и рядом то, над чем можно смеяться без остановки, а голова при этом отдыхает. «Попса» меня вообще убаюкивает, как медитация. Читать? Из серьёзного уже давно ничего не брал в руки. Видимо, прошло то время, когда это было нужно, как воздух. Предпочитаю лёгкое чтиво. Сам пописываю! Наверное, настало время, когда уже пора собирать разбросанные камни юности, молодости…

     - А когда будет написана ваша лучшая песня?

     - То, что она не написана - это совершеннейший факт! Потому что, если бы она уже была написана, я не сидел бы здесь, и Вы бы меня не спрашивали об этом. Меня как-то раз спросил знакомый, с которым мы давно не виделись: «Ну ты что, ещё не исписался?» Я подумал, а как это я могу исписаться? Я вижу, чувствую… Продолжаю творить!

     - А есть причина, ради которой вы бы повесили на гвоздик гитару, перестали бы писать стихи, песни и занялись чем-нибудь другим?

     - Как раньше говорили на фронте, причиной отступления может быть только смерть! Не хочется, что бы причина была иной.

     - Если это не военная тайна, расскажите, пожалуйста, о своей семье.

     - У меня в семье две Иришки: одна дочка, другая – наша мама. Мама в прошлом году стала профессором московской консерватории. Дочке девять лет. Она учится во втором классе обычной школы и в третьем – музыкальной. Дипломант Международного конкурса имени Рубинштейна по роялю. Так что семья такая музыкальная.

     - Представьте себе такую картину… Указ Президента России: «За выдающиеся творческие заслуги Леониду Сергееву присвоить звание Всенародного Любимца с установлением бюста на родине героя…»

     - В городе Бресте… Там я родился и начал творить.

     - Далее… «Килограммы Леонида Сергеева переводятся в незыблемую меру качества хорошей музыки». Но главное! О Сергееве решают снять фильм-эпопею! Кто, по вашему мнению, мог бы воплотить на экране этот, любимый народом, образ?

     - Какой хороший вопрос! А можно уточнить: я к тому времени уже умер или ещё нет? Ага, значит, это прижизненная постановка! Тогда нам нужен очень достойный исполнитель! По этому поводу я сейчас расскажу, с кем меня путают и кто мои «двойники». Меня принимают за Винокура (при этом Л.С. потрясающе показывает пародию на Владимира Натановича в «образе» Льва Лещенко. – К.С.), путают с одним из братьев Заволокиных. Недавно в Курске меня приняли за Олега Митяева, а в Красноярске – за Михаила Задорнова, чего я, понятно, совершенно не ожидал! Но когда меня на Кипре какой-то русский товарищ перепутал с Андреем Кнышевым, я просто упал. Андрей, по сравнению со мной, - просто тростиночка в поле. А вообще я бы предпочёл, что бы фильм обо мне был документальным. Я не вижу глубоких личностей, способных воплотить на экране образ Леонида Сергеева в детстве, юности, старости.

     - В ваших творческих планах будет выкроено окошко для дальнейших встреч с озерчанами?

     - Я бы и не уезжал отсюда!.. Но, понимаете, в чём дело… Говорят: «Приезжайте к нам ещё!» Хорошо! Приеду я, выйду на центральную площадь весь такой хороший и буду орать: «Я к вам приехал!..» Люди начнут так опасно коситься. Приглашайте! Всё от вас исходит. Через пять лет захотели, и я приехал! Давайте так: пусть следующая наша встреча состоится чуть раньше!


Рецензии
Не равнодушен я к бардам. И себя таким чувствую. Л.С. был и остается для меня очень близким.
Еще люблю его "Снег".
А Ваша публикация просто замечательная.
Про Высоцкого я у Вас много читал. Таких материалов про него в этом портале лучше нет.

Всех Вам благ желаю.
С уважением, Александр

Александр Сергеевич Трофимов   19.09.2023 17:16     Заявить о нарушении