О термине нордический
Владимиру Авдееву
Мечи булатны, стрелы остры у варягов,
Приносят смерть они без промаха врагу!
Ария Варяжского гостя из оперы Н. А. Римского-
Корсакова «Садко».
Суть в том, что мы - представители нордической расы.
Ф. С. Фицджеральд. «Великий Гэтсби».
Во имя Отца, и Сына, и Святого Дyха.
Слово «нордический» является историко-филологическим термином, ставшим достоянием широких масс народонаселения, пожалуй, лишь с выходом на телеэкран сериала «Семнадцать мгновений весны» - фильма, который, по глубочайшему убеждению автора данной миниатюры, при всех своих слабых местах и многочисленных исторических, униформологических, логических и прочих «ляпах», ознаменовал собой некий «прорыв» в «совковом» мышлении и в котором по ходу действия цитировалось личное дело главного героя эпопеи - так полюбившегося советскому зрителю штандартенфюрера СС Штирлица в исполнении звезды советского экрана - киноартиста Вячеслава Тихонова, чьей зловеще-элегантной черной формой с узким серебряным погоном на правом плече многие втайне так восхищались. Впрочем, не только им одним, а и его соратниками по опасной, трудной, и на первый взгляд, почти что не видной службе Родине, партии и правительству Третьего рейха - красивыми, скромными людьми со слегка утомленными бессонными ночами, интеллигентно-утонченными лицами. Чего стоил один любимец наших кинозрителей актер Василий Лановой в роли генерала Ваффен СС Карла Вольфа! Оригинал - реальный Вольф (хотя и тот был тоже ничего, довольно видный из себя мужчина) - ему бы и в подметки не годился!
Но, шутки в сторону - если подходить к вопросу чисто эстетически, то, вероятнее всего, не будь этих «семнадцати мгновений», не было бы и вдруг проснувшейся в позднем советском и раннем постсоветском обществе столь непреодолимой тяги к немецким и псевдонемецким мундирам, черным и не черным, защитным и не защитным, синим, белым, камуфлированным, всяким (сколько их с тех пор было у энтузиастов сычевской и васильевской «Памяти», баркашовского «Русского Национального Единства», «хоругвеносцев», жириновцев (сейчас уже как-то подзабылось, что в начале 90-х годов прошлого века они щеголяли в обмундировании охраны немецких универмагов «Херти» - темно-синей униформе и краповых беретах), «асфальтовых» и «неасфальтовых» казаков, чинов Российского Имперского Союза-Ордена, Союза графа Келлера, Русского Обще-Воинского Союза и военно-исторических объединений - несть им числа). Но все они «вышли из эсэсовской шинели» штандартенфюрера Штирлица, в личном деле которого (по фильму) было сказано: «Характер нордический...беспощаден к врагам Рейха», и т.д. Звучало красиво, но для многих совершенно непонятно. Объяснений термина авторы сериала дать не пожелали (вероятно, рассчитывая на известный всему свету высочайший образовательный уровень наших соотечественников). Так что же в действительности скрывается за звучным термином «нордический», и по сей день оставшимся для многих непонятным?
«Нордический» (слово, производное от общегерманского «норд», «норден», то есть «север») означает «северный» (в значении «североевропейский»). Но при этом имеются в виду не просто северные страны Европы (к числу которых традиционно принято относить и расположенную весьма далеко от Европы «ледяную страну» - Исландию), а исключительно страны, населенные народами, говорящими на языках северогерманской (нордической) подгруппы германской группы великой индоевропейской (индогерманской, индокельтской или арийской) языковой семьи - Норвегию, Швецию, Данию, автономные Фарёрские и Аландские острова и упомянутую выше Исландию - но никак не Финляндию, ибо язык населяющих эту страну финнов (родственный эстонскому, венгерскому, марийскому и др.), несмотря на присутствие в Финляндии значительного процента шведского по происхождению населения, относится не к северогерманской подгруппе, не к германской группе и даже не к индоевропейской языковой семье, а к совсем другой - финно-угорской (угрофинской) - семье языков.
Таким образом, говоря о «нордических» странах и народах, мы оперируем категорией, имеющей, прежде всего, филологический характер.
Но существует еще и классификация стран - в соответствии с их географическим расположением. И потому, с точки зрения географии, ту же Финляндию, вместе с Норвегией, Швецией и Данией, относят к числу скандинавских стран, поскольку все они расположены на Скандинавском полуострове («острове Скандза» античных географов, с которого переселились на Европейский материк многие древнегерманские племена - во II веке до Р.Х. - тевтоны, через несколько столетий после тевтонов - юты-геаты, венделы-вандалы, но, прежде всего, готы, положившие в IV-V веках по Р.Х. начало Великому переселению народов, сокрушившие Римскую империю и преобразившие лик всего Западного мира).
Правда, современную Данию, территория которой ограничивается в основном северным побережьем Европейского материка с полуостровом Ютландией и прилегающими островами, считают «скандинавской» страной лишь по традиции (ибо Дания до середины XVII века владела полуостровом Сконе, расположенном на территории большого Скандинавского полуострова, пока не вынуждена была уступить его Швеции; впрочем, Финляндия также до 1809 года входила в состав Шведского королевства). И уж совсем некорректно считать «скандинавскими» странами далекие Исландию и Гренландию (как это нередко делается, опять же по традиции, ибо Исландия до середины 40-х годов, в Гренландия - до самого недавнего времени являлись «заморскими территориями» Датского королевства).
Тем не менее, все эти страны (как и прибалтийские Эстония и Латвия, в разное время принадлежавшие датской и шведской короне) остаются (несмотря на порой происходившие между ними войны) связанными общностью исторической судьбы (было время, когда все они были объединены в рамках унии с Данией), общими давними связями с Германией и Нидерландами (как по линии торгового Ганзейского союз а, так и в чисто политическом плане - Дания на заре своего государственного существования являлась пограничной областью - «маркой» - Священной Римской империи (германской нации), а затем, в свою очередь, долгое время владела Прибалтикой, немецкими Гамбургом, Альтоной и Шлезвиг-Гольштейном, Швеция - немецкой Померанией, и т.д.), общностью Христианской веры (евангелически-лютеранского обряда) и общностью происхождения большинства населяющих эти страны народов - потомков норманнов («северных людей») - этноним, который и по сей день является самоназванием норвежцев (nordmenn). Именно этим объясняется их чувство общности и тяга друг к другу, стремление по возможности помочь в трудную минуту.
Так, например, в знаменитом «Ледовом побоище» 1242 г. в составе войска ливонских рыцарей Тевтонского (Немецкого) военно-монашеского Ордена против новгородского войска Святого Благоверного Князя Александра Невского сражались датские «королевские мужи» и чудь (эсты, т.е. эстонцы). В летописи так и сказано: «немцы же и чудь (вариант: «чюдь») пробишася» (вариант: «прошибошася») «свинею сквозе полкъ».
Поэтому нас не должно особо удивлять то обстоятельство, что, например, в ходе войны Латвии и Эстонии за независимость против большевиков в 1918-1920 годах латышам и эстонцам пришли на помощь немецкие, датские, шведские и финские добровольцы, что в период советской агрессии против Финляндии в ходе «Зимней войны» 1939-1940 годов норвежские, датские, шведские и эстонские добровольцы сражались на стороне «белофиннов», что в годы Второй мировой войны датские, шведские, норвежские, финские, эстонские, латышские и нидерландские волонтеры сражались на стороне Германии против Советского Союза, а в настоящее время им (во всяком случае, в Эстонии) демонстративно воздвигают монументы.
Здесь конец и Господу нашему слава!
Свидетельство о публикации №212121900499
Но возникают кое-какие вопросы. С одной стороны, да – сюжет т/с «Семнадцать мгновений весны» слабоват и не дотягивает даже до среднего уровня. Собственно говоря, так же, как короля делает свита, так и тот фильм «вытянули» своей блестящей игрой актёры, потому как режиссурой он тоже не блещет. Едва не полфильма проходит в тягостных раздумьях по поводу высосанной из пальца пресловутой «информации к размышлению».
Много там и полной ахинеи. Например, штандартенфюреру СС Штирлицу, то есть примерно полковнику «на наши деньги», дают умопомрачительное задание: выяснить, кто из высших бонз (!) Третьего рейха пытается наладить контакт с нашими западными союзниками. Это уже не из области разведки, а, скорее уж, из области фантастики.
Ну да ладно, так, не так, но фильм состоялся. А вот что касается «униформологических ляпов», то сходу вопрос. Разве в костюмах героев фильма есть какие-либо заметные огрехи? Я, конечно, не специалист по историческим костюмам, но что касается самих униформ, знаков различия, эмблем, нашивок, нарукавных повязок, наград и тому подобному, то работа художников по костюмам выше всяких похвал. Воспроизвели на удивление дотошно и достоверно. (Русские фашисты, к примеру, очень высоко оценили все те нюансы, и за образцы своей формы брали мундиры СС именно из этого фильма.) В этом отношении советские фильмы вообще отличаются педантичностью и достоверностью – трудно к чему-либо придраться. Ничего не скажешь: школа советского кино – это не халам-балам. И вовсе не случайно кроме художников по костюмам в них обязательно принимали участие и военные консультанты в ранге от полковника и выше.
Для сравнения. В современных фильмах военных консультантов упразднили как класс, а художниками по костюмам берут, похоже, инвалидов по зрению: даже на наших погонах лычки и звездочки постоянно куда-то сползают – то за спину, то на рукав… Да и сами погоны – тоже. То же самое можно сказать, например, о головных уборах и даже об оружии. В нашем кинематографическом новоделе даже со «Шмайссера» стреляют не с той руки и носят его на груди шиворот навыворот (у «Шмайссера» ручка затвора слева, а не справа, как у наших автоматов.)
Так в чем же заключаются «униформологические ляпы» фильма «Семнадцать мгновений весны»? Любопытно было бы узнать.
С уважением,
Виктор Аннинский
Виктор Аннинский 2 20.12.2012 07:56 Заявить о нарушении
Вольфганг Акунов 20.12.2012 14:42 Заявить о нарушении
Вольфганг Акунов 20.12.2012 14:45 Заявить о нарушении
Мне тоже доводилось читать «Семнадцать мгновений весны», возможно, поэтому наши оценки совпадают: написано весьма и весьма посредственно.
«Главный "ляп" фильма - с 1940 года все чины СС (а не только Ваффен-СС) - в том числе и в тылу - носили не черную, а серую полевую форму».
Может быть, вы и правы, однако именно черная форма СС стала своеобразным брендом тех войск, и потому во всех (!) советских и постсоветских фильмах о ВОВ, по крайней мере, офицеры СС щеголяют именно в черных мундирах.
Хотя возможен и такой вариант. Может, в 1940 г. и был приказ о переходе на полевую форму одежды, однако это еще не значит, что все офицеры СС ему следовали. Эти войска были любимым детищем фюрера, и потому – например, за их фанатичную преданность – им многое прощалось.
Аналогичные примеры можно найти и в отечественной истории. Те же фронтовые разведчики одевались так, как им было сподручней, а штрафники и вообще щеголяли черт знает в чем – вплоть до немецкой формы.
С уважением,
Виктор Аннинский
Вопрос не в тему, но, может быть, вам что-то известно об этом. Я спрашивал многих людей, пишущих на исторические темы, но до истины пока не докопался. А именно: каким образом Адольфу Гитлеру удалось всего лишь за 6 (!) лет (1933 – 1939) не только полностью перевооружить армию и флот, но и сделать Германию столь мощной военной державой, что он начинает Вторую мировую (!) войну, не опасаясь последствий нападения на Польшу? Ведь СССР не хватило и двадцати лет, чтобы провести аналогичные преобразования? 1941 год застал нашу страну врасплох…
Виктор Аннинский 2 21.12.2012 02:15 Заявить о нарушении
Вольфганг Акунов 22.12.2012 15:47 Заявить о нарушении
Виктор Аннинский 2 23.12.2012 01:12 Заявить о нарушении
Вольфганг Акунов 18.01.2013 21:44 Заявить о нарушении