Круче гор только скалы

 
Скальник Витязь – спортивный объект в лесах между Иркутском и Байкалом. Там я увидел соревнования скалолазов.
  На колёсах до Витязя час езды. Но городские телевизионщики и газетчики тащились туда полдня по распутице. В наш автобус подсел какой-то Сусанин, он знал кратчайший путь, и у Большого Луга мы свернули на «таёжный автобан». Трястись в старом КАВЗике – оно, конечно, не скалу покорять, но дух на ухабах тоже захватывает.
  Скалолазы, мне думалось, похожи на спецназовцев: суровые, жёсткие парни. А встретил я обаятельных студентов и студенток, даже школьников. Кстати, и спецназовцы вне работы совсем не суровы.
  Жутковатое зрелище – восхождение скалолаза. Если восходящий не он, а она - скалы накаляются... В свой рейс пошла тоненькая студентка нархоза Анюта. Над самым подножьем у неё не заладилось: упёрлась порода, не пускает. Но Человек преодолел барьеры. И чем выше - тем увереннее. Скала взмыла в облака на 90 градусов, и девушка моментами висит под таким же углом к скале, параллельно земле. Что она испытывает? Почему так влекут скалы? Большой ли риск – восхождение?
  - Победить боязнь, высоту – эмоции крутые, ни с чем не сравнимые, - ответили студенты. - А риск минимальный. Верхняя страховка – риска вообще нет. Посложнее с самостраховкой – тут серьёзный пилотаж.
  - Что за колечки видны на скале?
  - Они называются шлямбурами – в них пробрасывают страховочные верёвки. Каждый шлямбур выдерживает до двух тонн веса...
  Не заостряюсь на технических деталях: кто, когда и как вбил те шлямбуры, чем самостраховка отлична от прочих страховок, о разнице между скалолазанием и альпинизмом, ледолазанием, об экипировке скалолазов. Мне интересней другое – человеческое. Я общался с экстремалами и раньше – с парашютистами, дрессировщиками, сноубордистами. После знакомства со скалолазами я сделал вывод: люди, побеждающие личные страхи и слабости, волевые, сильные духом – они натуральны и вовсе не стремятся выглядеть лучше, чем они есть. Легки в общении и оттого привлекательны. Очень сдержанны – без нервозности, но и без самоуверенности. Красивые люди, словом. Изнутри красивые.
  Мы беседуем:
  - Первая попытка - это что?
  - Надо загореться желанием. Если загорелся - тогда всё приложится и получится.
  - Чувствую, горит. Может быть, я сделаю попытку? - я уже заинтригован.
  - У них не входит в планы нянчиться с зеваками. Отвечай потом за вас, - отрезал подвыпивший господин, как никто похожий на зеваку. Но мне-то нужен ответ этих мужественных ребят.
  - Достичь середины – мало. А взойти на вершину… Сегодня вам не попробовать, ещё три команды полезут. Но мы собираемся здесь каждую субботу. Приезжайте.
  - Одолел новичок полпути на скале, а там руки затряслись. Как ему спуститься?
  - Техника проста. Новички делают одну большую ошибку: при спуске хватаются за скалу руками и обдирают их. А нужно, скользя руками по верёвке, толкаться от скалы ногами.
  …Очередной восходящий притягивает моё внимание... Выше, выше, и он скрылся там, наверху, под небом. Высота и пугает, и зовёт. Я люблю ходить в горах. Но скалы круче гор…


Рецензии
Ну, эмоция ваша чувствуется))

Лев Рыжков   27.01.2014 05:22     Заявить о нарушении