Оксана

               
В декабре 1992-го ей аплодировал Брюссель. Иркутская гимнастка Оксана Костина взяла всё золото чемпионата мира: в многоборье и в отдельных упражнениях. Пять золотых медалей из пяти!
    Она должна была победить полугодом раньше, в олимпийской Барселоне. Спортсмены бывшего СССР выступали там снова единой командой – сборной СНГ. Оксана вышла к Олимпиаде на пик формы, и ей прочили первое место в многоборье. Но главный тренер «художниц» думала о своём. Будь Оксана москвичкой… 1992-й – год политических реверансов в спорте. Места в команде были предметом спекуляций. Как и некоторых других провинциалов, иркутянку выдавили на обочину. Её мать Галина Даниловна заметила: дочка тает. Чтобы совсем не растаять, гимнастка по приглашению японцев улетела на турнир в Токио, а поздней осенью едва не обманула судьбу – её с трудом уговорили поехать в Брюссель, на тот золотой чемпионат мира. Яркая и хрупкая звезда  –  через два месяца она разбилась на московской кольцевой «дороге смерти».
    11 февраля скорбная весть пришла из Москвы в Иркутск.
    - С детства в неё будто заложили факел, она будто горела изнутри, - вспоминает Галина Даниловна. - Моя мама видела в этом недобрый знак, часто говорила мне: береги Оксану, боюсь за её жизнь... И я жила в тревоге. Когда она стала ездить по миру, тревога моя возросла. Оксана удивлялась: что с тобой? Мне совестно, но я же не делаю ничего плохого... А в тот день, 11 февраля, я поминала умершую год назад маму. В доме собрались родня, соседи. И на душе посветлело, наверное, впервые за долгое время. Не было никаких предчувствий. И вдруг зашёл участковый: у вас в Москве случилось горе. Я не поняла, но испугалась: чего она могла натворить? Она не способна на худые поступки. Милиционер ещё что-то сказал, рядом со мной заплакали, я уловила шёпот о «грузе-200», и сердце обожглось о раскалённый смысл дикого слова "горе". Душа в минуту почернела…
    Артистичная Оксана нравилась людям своей пластикой, она летала, танцевала по ковру. Её звали в Испанию, в Японию, во Францию для участия в больших шоу. Иногда Костина давала согласие, участвовала, но без адреналина. «Быть в эпизодах не умею», - говорила тренеру и матери. Она любила Париж, но и Байкал, Иркутск. Здесь хотела жить, работать вместе с Ольгой Буяновой.
    - Ольга Владимировна - близкий человек для моей семьи, - продолжает воспоминания Галина Даниловна. - А после того ужаса если бы не она, старшая дочь, внучки, друзья – не одолеть бы мне боль...
    …Первоклассницу Оксану Костину заметила детский тренер Любовь Дорохина. С этого и вспыхнула страсть Оксаны к художественной гимнастике. Дорохина занималась с ней четыре года, познакомила с миром спорта и красоты, а в пятом классе гимнастка встретила Ольгу Буянову. И под ее началом освоила науку побеждать, выиграла «Европу и планету».
    Не дожил до побед дочери отец, и всего на год, день в день, пережила она бабку, так боявшуюся за её будущее.
    - Оксана похоронена рядом с отцом, - отвечает на мой вопрос Галина Даниловна. - Они похожи. Муж никогда не брался за дела наскоком, и дочь в него: тщательно высчитает, семь раз отмерит и лишь потом приступит. Однажды, вернувшись из-за границы, взялась за ремонт квартиры: поклеила обои, выложила кафельную плитку. Где всему научилась – не знаю. Когда я смотрела, прощаясь, на её маленькие мёртвые ручки, я думала: как много умели родные эти ручки! Она привозила племянницам игрушки, а нам с мамой сувениры, одежду. Мы ей: доченька, зачем ты соришь деньгами? Она в ответ радостно смеялась. Такой и была…
    За пару лет до Брюсселя Оксана поступала дома в институт, уже имея звания, титулы. На экзамене пожилой преподаватель очень долго держал её в аудитории. «Я ведь впервые беседовал с чемпионкой из самого красивого вида спорта! С нашей, иркутской, славой!» - извинялся он. А что он сказал бы после Брюсселя?..
    Мемориальная доска на доме, в котором она выросла - так по-девичьи скромно увековечено её имя.
    «Просто умер ангел, и где-то в небе стало меньше одной звездой…». Только двадцать лет жизни… Вечно молодая легенда...


Рецензии