Как сокол змея победил

В те давние времена, которых не помнит даже самый старый дуб, жил-поживал народ. Весной они засевали поля, летом ухаживали за своими угодьями да мастерили сани, весной дружно собирали урожай, а лютой зимой шили одежду и мастерили телеги да плуги. Жили они так, не тужили, пока одной зимой не повадился у них змей малых детей да подростков воровать. Ночью, пока все спят, заберется окаянный через трубу в избу, схватит ребятенка и тащит в свои владения, а пока взрослые хватятся, его и след простыл, только чешуя одна и осталась. Собрались мужи отважные змея проучить и отправились в поход в логово обидчика, да только до следующей зимы не вернулись.
Сели люди возле костра и закручинились. В это время пролетал мимо сокол, сел на ветку и человеческим голосом молвил:
- Что случилось, честной народ?
- Горе у нас, сокол-ясный, - отвечает ему старейшина, - змей повадился у нас детишек воровать. Лучшие мужи отправились в его владения и не вернулись. А если так и дальше пойдет, одни старики да больные останутся и некому будет работать.
- Помогу я вам, люди добрые, проучу обидчика, - взмахнул своими огромными крыльями сокол и отправился в змеиное логово.
Летел он три дня и три ночи, пока не настиг дремучего леса. На высокой ели, крутя головой во все стороны, сидела сова - дозорный змея.
- Ты зачем, сокол-ясный, к нам пожаловал? - спросила сова.
- Мне со змеем поговорить надобно, - отвечает сокол.
Только промолвил он это, как подул холодный ветер, закачались деревья и из леса показался змей.
- Ты зачем мой покой тревожишь? - грозным голосом спросил он.
- Люд честной на тебя жалуется. Ты зачем воруешь у них детушек? За это накажу я тебя, чтоб неповадно было!
- Смелый ты, сокол-ясный... Что ж, одолеешь - перестану детей воровать!
И сошлись они в чистом полюшке, что простиралось возле змеиного логова. Взлетел сокол в небо синее и рьяно бросился на змея лютого, но тот увернулся. Второй раз взмыл сокол в небо да еще быстрей полетел на змея, и уж было схватил его, но змей махнул хвостом и отбросил противника. Взлетел тут сокол в третий раз и изо всех сил бросился на змея лютого, схватил его своими цепкими когтями за голову и понес в небо синее.
- Отпусти меня, - промолвил змей жалобным голосом, - не буду я воровать больше их детушек.
- Хорошо, - сказал сокол, - а вину искупить как ты думаешь?
- Пусть старики и больные ко мне приходят, я их буду лечить да молодить, а после в капусту подбрасывать. А кто сам прийти не сможет, того филины да совы забирать будут.
- Я тебе аиста дам в помощники, будет помогать тебе, коль справляться не будешь.
Так и повелось с тех времен стариков и больных отправлять в змеиное логово. Он их омолаживает, лечит и в капусту подкладывает, или аистом отправляет обратно.


Рецензии