Lebensreform Bewegung
Немного о коммунитарной философии.
Если бы меня попросили составить список событий, оказавших мощное
влияние на возникновение философии шестидесятых, я бы не долго
задумывался. Конечно, первое место в моем списке заняла бы философия
коммунитарного движения.
Показать мощное воздействие коммунитарных идей на философию
контркультуры не очень сложно. Даже легче, нежели, скажем, выявить
влияние идей Ильича на панк-философию.
Конечно, множество коммун существовало до эпохи хиппи по всему миру.
Но когда первый хипстер читал Оруэлла, он уже знал, что Джордж Оруэлл
дружил с Кларой и Полом Тельманами, основателями французской общины "La S;r;na". Когда хиппи изучали Ганди, они помнили, что Community of the Ark, созданная Ланса дель Васто в 1948 году, была гандистской. Но зачем далеко ходить! Ведь легендарный для хиппи шестидесятых Ганди жил в коммуне "Tolstoy Farm" в 1910 году!
Название "Ферма Толстого" (да-да, имени нашего русского Льва Толстого)
было предложено Германом Калленбахом. Коммуна стала штаб-квартирой для распространения тактик сатьяграха (философии ненасилия).
Когда диггеры Сан-Франциско в шестидесятых кормили на улицах хиппи,
разумеется, они подражали людям, исповедующим доктрины прокламации
"Проклятие и благословение человечества", Уинстенли и общинникам Кобэм Хит. Даже свое самоназвание американские диггеры заимствовали у
англичан, опубликовавших в свое время "Декларацию бедных и угнетаемых народов Англии".
Жить в коммуне, создавать коммуну - это почти обязательное условие "жизни в стиле хиппи" до сего дня. Если кто не верит, гляньте на американские, австралийские, канадские хиппи-форумы: обсуждение жизни в коммуне всегда активно и проходит с большим азартом.
(К слову сказать, самыми "престижными" у американцев считаются коммуны в Канаде).
О шестидесятниках часто говорили: эти люди путешествуют и живут в
коммунах. И, пожалуй, первые коммунары заложили почти все основополагающие "концепции", восторжествовавшие в годы юности "детей цветов".
Так, именно коммунары Eden начали выращивать плодовые деревья для
поддержки идей вегетарианства, а руководство утопического сообщества
Фэрхоп еще в 1894 году предложило модели альтернативной педагогики для детей. Кстати, Джонсон и известный философ Дьюи стали основателями "Ассоициации прогрессивного образования" ("Progressive Education Association").
Если же говорить конкретно о каких-либо коммунах, на мой взгляд,
решающее влияние на хип-революцию шестидесятых оказали идеологи
движения Lebensreform. (Прим. Историю важного для контркультуры
движения "Garden City" я расмотрю ниже, во второй части.)
..."Lebensreform Bewegung" - очень сложное явление. На английский язык можно перевести как "Life reform movement", а на русском будет вроде как "движение за реформу жизни".
Термин-понятие "Lebensreform Bewegung" часто используют для указания на различного рода реформаторские движения в Германии и Швейцарии, начавшиеся в середине 19 века.
Философия "Lebensreform Bewegung" сильно влияла на существующие общины в конце 19-го и начале 20 веков. Идеологи движения критикуют
индустриализацию и урбанизацию, выдвигают известный лозунг "назад к
природе".
Выявить центральную организацию движения нельзя, некоторые аспекты
"Lebensreform Bewegung" следует рассматривать не только как
"современные" или "прогрессивные", но и как зачастую реакционные, с
тенденциями "вернуться назад, в славное прошлое".
Кое-кто из исследователей контркультуры даже считает, что подобная
амбивалентность "Lebensreform Bewegung", вероятно, в последующем
достанется в наследство контркультуре.
Некоторые идеи реформаторов были приняты левыми общинами времен первой мировой войны, но "традиционалистские" общины типа V;lkische также многое заимствовали.
"Lebensreform Bewegung" возникает как реакция на известные события
тогдашней жизни. Так, в интеллигентских кругах существовало убеждение, что промышленная, городская жизнь наносит ущерб физическому и психическому здоровью человека.
Поэтому представители реформистского движения предлагали различные
решения, которые люди могли бы использовать для сохранения своего
здоровья и психики.
Эти практики подразумевали ведение экологического сельского хозяйства,
изучение "природной медицины", ношение одежды из "естественных"
материалов, вегетарианство и особого рода питание, также нудизм.
По форме "Lebensreform Bewegung" было организовано в ассоциации и
клубы. Последние часто контактировали с дружественными группами, типа "Движения за земельную реформу" (Land Reform movement), всякими
"альтернативными экономистами", различными молодежными движениями (например, пресловутыми вандерфогелями).
Исходя из убеждения, что жизнь условиях промышленного города вредна,
были предложены формы здорового и "естественного" образа жизни.
Естественно, утверждалось, что "вода, солнечное тепло и свежий воздух
- лучшие лекарства из известных науке".
Наиболее активным и влиятельным пропагандистом идей движения этого
периода стал Себастиан Кнайп (Sebastian Kneipp), изобретатель
собственной водной терапии и ножных ванн, популярных в Германии.
Адепты "Lebensreform" верили, что шерсть самый лучший материал для
"естественной" одежды. Впрочем, кое-кто ратовал за хлопок.
Реформы в одежде положили конец использованию корсетов, тогда же Амелия Блумер в США получила известность за инновации в одежде для
женщин. Кстати, женщины в сообществе Онейда также носили, как правило, удобную одежду, не стесняющею свободу движений.
Простая обувь и сандалии стали популярными у поклонников движения
"Lebensreform".
Многие реформаторы видели причины болезней в неправильном питании.
Мука, сахар, консервированные пищевые продукты были в те годы
недорогими и получили широкое распространение. Чтобы избавиться от
недугов, вызванных этими "вредными продуктами", реформаторы предлагали различные новые диеты.
Видимо, распространение вегетарианства в Германии началось в этот же
исторический период.
Сторонники "Lebensreform" активно внедряли ржаной хлеб, продукты из
кукурузы, сырые фрукты и овощи. Иные реформаторы перешли на полное
"фруктоедение". Один из самых известных реформаторов, Максимилиан Оскар Берчер-Беннер, изобрел мюсли.
Люди переезжают в деревни и создают экологические сельские хозяйства.
В 1920 годах в Германии получает известность "био-динамическое"
сельское хозяйство Рудольфа Штайнера.
Аналогичные "Lebensreform" идеи быстро приобретают популярность во всем мире.
Нудизм еще одна особенность Lebensreform. Нудизм здесь способ
улучшить здоровье, он становится обычной практикой в 1853 г. для "фонда" Арнольда Рикли из Sun-Healing Institute (Sonnenheilanstalt), где голые люди "улучшали" свою психику солнечными ваннами.
В 1905 году в Германии было уже 105 подобных "солнечных саун".
Кое-кто из реформаторов даже видел в наготе противоядие всеобщему
упадку цивилизации. Но иные связывали "культ" здорового, красивого тела
для обоснования идей превосходства арийской расы над всеми народами.
В целом движение нудистов дистанцировалось от идеи свободной
сексуальности и порнографии.
Пожалуй, они были больше заинтересованы в дисциплине, самоконтроле над телом. Нудисты проповедовали "новую мораль", считая одежду "аморальной, потому что костюмы анти-природны".
Таким образом, на протяжении первых лет своего существования нудизм
распался на несколько течений. Две крупные тенденции того времени:
консервативные и социалистические.
"Социалистические" нудисты проводили половое воспитание, признавали
контрацепцию, проповедовали фитнес и медицинские консультации.
В 1933 году консервативные нудистские группы были признаны фашистским режимом, а социалистические группы запрещены.
Многие идеи из "Lebensreform" "всплыли" во времена "Новой эры" в
шестидесятых, вместе с идеями хиппи и контркультуры.
Как и в начале 20 века, их горячо обсуждали и критиковали.
...Философия Lebensreform породила огромное количество коммун:
берлинская "Neue Gemeinschaft", возникшая в начале прошлого века;
Хеллерау, коммуна, известная в том числе благодаря Эмилю Жак-Далькрозу, Дж. Б. Шоу, Эптону Синклеру, Францу Кафке, Оскару Кокошке; конечно же, сообщество Монте Верита и многие другие.
Видимо, следует немного рассказать о коммунах, подпавших под влияние
этих идей.
Например, Monte Verita ("Гора Истины") существовала в начале 20-го века в Асконе (Швейцария, кантон Тессин), недалеко от Лаго Маджоре.
Основатели хотели начать образ жизни, который должен был
привести к новой форме жизни всего общества.
Ключевыми идеями стали слова-лозунги "свет и жизнь", коммунары желали свободы от государства и церкви, выступали против частной собственности. В коммуне господствовали традиции вегетарианства, нудизма и практики свободной любви.
Между 1900 и 1920 гг. община оказалась домом для большого числа
известных людей, начиная от художников и писателей, таких как Пауль
Клее и Герман Гессе, хорошо известных анархистов Петра Кропоткина и Эрихи Мюзам.
Коммуну также посещали дадаисты и танцоры (Айседора Дункан), психологи и теософы (Рудольф Штайнер).
Даже Ленин и Троцкий гостили в коммуне некоторое время.
Эта коммуна может смело претендовать на почетный титул
"контркультурного центра довоенной Европы".
Еще одна коммуна, созданная под сильным влиянием идей Lebensreform -
это уже упомянутая "Neue Gemeinschaft" (New Community), существовавшая в Берлине между 1902 и 1904 гг.
"Neue Gemeinschaft" - это 30-ти комнатная вилла, бывший санаторий на берегу озера Schlachtensee.
Она была основана Генрихом и Юлиусом Хартами вместе с Густавом
Ландауэром.
Прим. Между 1900 и 1902 годами отцы-основатели публиковали
"анархо-богемную" газету с таким же названием.
Основатели пришли из круга "натуралистических" поэтов ("naturalist
poets") и художников "Friedrichshagener Dichterkreis".
Другие члены коммуны были близки сообществу "Eden" (в русском языке по традиции переводится как Эдем).
В короткий срок своего существования сообщество приняло весьма
известных людей вроде Мюзам и Мартина Бубера.
В некоторой степени коммуна была больше похожа на гостевой дом,
гостиницу.
Коммунары платили за аренду помещений и ежедневное питание.
========================
Видимо, позднее выложу краткую историю анархистских коммун начала прошлого века и "городов-садов" - Теодор Роззак очень интересно пишет о влияние Garden City на контркультуру шестидесятых.
Свидетельство о публикации №212121900812