5. Индия без Аватара

Дежурный гость
 
Памяти Сатьи Саи Бабы

   Начиная с № 19/2003, «Тайная Доктрина» ежегодно публиковала  рассказы жителя крымской Евпатории Нины Александровны Матвеевой о ее поездках в Индию, к знаменитому гуру и святому Саи Бабе, которого его многочисленные поклонники почитают как Аватара – проявление Бога на Земле. Очередная публикация, в № 12/2006, называлась «В Индии, у Саи Бабы. Продолжение следует». Продолжение, однако, затянулось, так как «поймать» Нину Александровну в Крыму стало почти невозможно. В 2011-м, узнав об уходе из жизни престарелого Аватара, мы сделали новую попытку встречи. Увы, ученица Свами (Учителя, букв. «владеющий собой») была в столь расстроенных чувствах, что… И только в свой приезд-2012 Н.А. Матвеева наконец-то  согласилась на беседу…


 

«Но сердце почему-то тревожное»


- Об Индии я могу говорить день и ночь, она меня просто захлёстывает. Потому что с 2000 года я там как бы живу. И я там своя. В мае 2012-го, провожая, индусы говорили мне: «Мама, вернись в ноябре. И, может, уже не будешь уезжать, у нас останешься?» Я бы и осталась, если бы не внуки и два сына…

- У вас такое интересное кольцо…

- Его Саи Баба мне вместо часов материализовал. А часы он забрал. Про них «Тайная Доктрина» писала…
Некоторые русские в Индии, которые читают «ТД», упрекают меня: хочу, мол, прославиться. Не себя - Бабу славлю! К нему отовсюду многие ездят, кое-кто даже деньги зарабатывает. Я их не сужу - жизнь такая… Прежде в Ашраме жил с семьёй военный из Москвы, его дочка у Сатьи Саи в колледже училась. Каждую неделю он водил русских в музей Бабы, но после ухода Свами с физического плана посчитал свою миссию выполненной и вернулся домой. Теперь те экскурсии вожу я - больше некому. Люди обычно приезжают, ничего не зная… И если у кого беда, ко мне идут - ведь другая страна, с другими порядками и законами. Там все боятся полиции, а мне как-то с ее начальником  пришлось вести полемику, когда у человека все документы и деньги пропали… Тамошние русские считают меня ненормальной, что безвозмездно помогаю. И благоустройство парка Кришны я курировала как бригадир, организовывала русских…


- Вы предчувствовали, что Саи Баба скоро уйдет с физического плана?

- Нет, я этого не ожидала. Мой сын Саша и я были на стадионе на его 85-летии, и всё было нормально. Но Саша - он к Нему ближе сидел - сказал потом: «Знаешь, мама, мне показалось, что ему трудно поднимать руку…» У Него, оказывается, уже был инсульт. В последнее время Баба выезжал к людям только после обеда, утром редко, и был недолго. Даже на Рождество, хотя раньше всю ночь бывал.
   Баба настаивал, чтобы мы на месяц раньше уехали. Я не хотела. «Почему? - спрашиваю, - ведь у нас ещё есть виза!» - «Так надо». За два дня до нашего отъезда приходит парень, электрик, кинулся мне на шею и плачет. «Что случилось?!» - «Бабу без сознания отправили в  госпиталь!» Я в шоке, собираюсь авиабилеты сдать. А Баба говорит: «Ты должна уехать, я себя хорошо чувствую». По телевидению  показывают, что он поправился. Ну, я и успокоилась. Десятого апреля 2011-го мы вернулись в Евпаторию. Но сердце почему-то тревожное. А утром 24-го Слава звонит, младший сын: «Мама, беда! Баба умер… я сейчас приеду». Полтора месяца я бревном лежала, не поднималась, ничего не ела, хотела тоже уйти… Так ослабела, ни ходить, ни рук, ни ног поднять не могла. Но Свами сказал «оттуда»: «Вставай! И приезжай в Индию - ты здесь нужна». Я приподнялась. Голова кружится. Глянула на себя в зеркало - и испугалась: словно из гроба вынули…

- Как же вы общаетесь – даже после его ухода?!

- Баба живет во мне… Люди не верят, что он со мной говорит. Почему не с ними? А Свами отвечает: «О чем мне с ними разговаривать?!» Я же не виновата, если кто-то Его не слышит. 
   В Индии мне обрадовались: «Мама снова с нами!» Отвели в комнату, вещи отнесли…
  Баба говорил: не привязывайтесь к физическому телу, оно тленно и не будет служить вам бесконечно. А душа бессмертна. Но мы всё-таки привязаны к телу - хочется встретиться, услышать голос. Мне тоже непривычно, что Его больше нет. Его могила, как в Москве мавзолей был - несут туда розы, лотосы, письма с просьбами. Как к живому. Где Его кресло было, теперь изваяние…

- Жалеете, что на похоронах не были?

- Нет. Я бы не выдержала. Он это знал, потому и отправил раньше срока. Даже на могиле нечасто бываю.

- Мы вам видео с Его похорон хотели показать…

- Не надо! Похороны я вообще  не смотрю. Потому что Он для меня живой! Мне предлагали кассету с записью, но то уже не Он, только тело…


  Локомотив Духовности


- Что изменилось в жизни Индии после ухода Свами?

- У многих появилась растерянность. Как после смерти родителей, когда дети не знают, как теперь жить. Более строгие стали порядки, на проходной полицейские с помощью рамки всех проверяют. Премьер-министр штата Андхра-Прадеш в Южной Индии, который часто бывал у Свами и исповедует Его учение, продолжает строительство сакральных библиотек, Института духовного образования.
  В Путтапарти теперь все дорожает. Например, хлеб был 4 рупии, стал восемь. А Свами не разрешал повышать цены… Два госпиталя лечат, студенты учатся пока бесплатно, но не знаю, как будет потом. Люди по прежнему приезжают. На  поминки Свами его земные родственники и меня, единственную из европейцев, пригласили на стадион с 15 тысячами индусов. Под ручки привели со словами: «Ты наша. Свами хочет, чтобы ты получила сари». «Но у меня уже есть!» - «Так Он хочет!» И я получила новое сари, розовое. На день рождения Бабы Его последняя повозка была украшена цветами, рядом шли музыканты и его земные родственники. Мне предложили станцевать. Я наревелась, сказала «Не буду, ведь Его уже нет!»  Но голос Свами во мне произнес: «Я для тебя всегда живой. И прошу не плакать». Я прошлась в белом сари, положила розы…

- Какова же теперь ваша миссия в Путтапарти?

- Там на меня столько работы навалилось! - бесплатной, которую никто не хочет делать… Многие приезжают, не зная английского. Их направляют ко мне, а я вожу по всему Ашраму. 

- Отношение к Саи Бабе во всех штатах Индии одинаково?

- Его больше признают на юге, в родном штате Андхра-Прадеш. Есть ашрамы Бабы В Дели, Бангалоре, Пенджабе… Другие почитают Кришну или Вишну. Есть мусульмане, буддисты, христиане…

- Как индусы относятся к христианам? И к России?

- Очень хорошо - ведь у нас общие корни, даже веды схожи, а Иисус 18 лет ходил по Индии. Здесь часто говорят, что у русских душа, как у них - простая, добрая, щедрая. Они так же празднуют Рождество. И люди любой национальности с улыбкой меня поздравляют и дают конфеты - так у них принято. Большое внимание обращают на Россию.  Свами говорил, что Индия - локомотив Духовности, а Россия - первый вагон ее.

  Курбаты почти 19


- Вы туда каждый год ездите?

 - В 2012-м вернулась в мае, а в ноябре опять еду. Вернусь, вероятно, в апреле 2013-го. 

- Сколько всего поездок?

- Сейчас будет четырнадцатая.
 
- И какая самая яркая?

- Первая, когда я у Свами на интервью побывала, часы, им для меня материализованные, получила…

- Сколько еще планируете?

- Я ничего не планирую, сколько смогу, столько и буду. Сейчас еду на пять месяцев. Потом, может, и насовсем останусь. Подходит  старость – мне уже 71, а в нашей стране с каждым годом всё «легче и легче» прожить на пенсию. В Индии, если что, мне и обед принесут, и постирают-уберут, и полечат бесплатно. Понимаете, я там живу. Другие приезжают, снимают квартиры, как у нас курортники… Меня там приглашают на свадьбы, крестины, поминки, открытие  ашрамов. А когда возникает вопрос «почему она?», ответ один: «Потому что она наша». Это Свами сделал, что они признали меня своей. С семейными, жизненными проблемами обращаются. Потому что знают: не я посоветую - Баба через меня.

- Можно ли Путтапарти и весь штат считать государством в государстве, как, например, Ватикан в Италии?

- При Свами так и было. А сейчас государство забрало Ашрам назад. Потому что начались распри.

-  В чем выражалась самостоятельность Ашрама?

-  Путтапарти была прежде бедной деревней между гор, где ничего не росло, водились только змеи и муравьи. Вода была малопригодна для питья, оттого много болезней. Теперь здесь столовые, отвечающие санитарным нормам, всё дёшево. А за забором цены совершенно иные, рыночные. Первое время еда была вообще бесплатная…
   Очень много Баба сделал и для всей Индии. В семь провинций, прежде пустынных, провели воду и электричество, в деревнях строятся школы. Когда-то меня поразил 18-летний парень, таксист, который не умел читать. Ни на каком языке! А теперь трёхлетние дети знают английский и ходят в школу. В Индии нет понятия «детский сад», только школы по ступеням, в первую ходят с трёх лет. Прежде продавцами работали чаще кашмирцы – индусы-мусульмане. За время моих поездок выросли свои инженеры, учителя, многие получили образование у Свами. Я знакома с директором школы, который У Него окончил школу, колледж и университет.

- Вы следите за судьбой мальчика Курбаты, с которым когда-то познакомились и подружились? Наша газета о нем рассказывала в № 12 за 2004 год…

- Естественно. Сейчас ему  девятнадцатый. И он, и его мама обязательно приходят ко мне на праздники. Работает он механиком, а его старший брат учится на инженера-программиста. И очень хотят побывать в Крыму. С этой семьёй я часто встречаюсь.

- В Ашраме вам приходилось видеть знаменитостей и сильных мира сего?

-  Знаю, что были Олег Газманов, Леонтьев…  Андрей Макаревич с моими сыновьями встречался, когда мы втроём приезжали. Художники, профессора, врачи… при мне Путин был.

- Проживание у вас бесплатное?

- Я могу и жить, и есть там бесплатно, но пока этого не делаю. Бедных там много, и кормят всех. А я всё-таки пенсию имею. Она у меня всемирная, в любой стране могу получать. Даже бананы себе позволяю, 12 штук - 10 рупий.
 
- Это много или мало?

- Считайте сами: 1 американский доллар - 54,82 рупии или 8 украинских гривен, российский рубль - 1,74 рупии.

- Чудеса материализации и другие продолжаются?

- Нет. Только мантры и веды звучат.

- Сейчас Он как Божество?

- Он и был Божеством. Всезнающим и Всевидящим. Рассказывают. Пришли как-то двое со своими письмами, где священник просил помощи в постройке храма, а богатый бизнесмен – совета, кому оказать благотворительность. Свами проходит мимо и, не читая, меняет их письма. Так сбылись пожелания обоих…

- Ну что же, благодарим за беседу. Шесть лет не виделись… Успешного нового путешествия!

- Спасибо. Но для полноты картины прошу напечатать в газете впечатления женщины из Донецкой области. Она разыскала меня после давней публикации, писала, приезжала в Крым, мы дважды встречались. Долго она мечтала об Индии, но выбраться смогла только в январе 2011 года. Еще при жизни Саи Бабы…

В мире белых одежд
Слово паломника

   Мои воспоминания посвящены памяти  Сатьи Саи Бабы, ушедшего в мир иной 24 апреля 2011 года, на 86-м году жизни.
  Давно мне хотелось побывать в Индии, своими глазами увидеть Живого Бога. Его наставления   поражают простотой и мудростью, а отзывы последователей - безграничной любовью к своему Наставнику и Учителю. Тысячи людей  разных национальностей и вер стремились к Нему. Он говорил: «Никто не приезжает ко мне, если я не позову». И он позвал меня. Наконец-то мне удалось увидеть Его, почувствовать духовную связь, услышать завораживающие песнопения, окунуться в мир белых одежд и приветливых улыбок. Мелодично звучащий «сайрам» встречал меня там везде - на улице, в магазине, столовой… Жизнь в Ашраме течёт мирно, не нарушая строго установленного порядка, за которым следят севадалы - те, кто стремятся «сделать севу», т.е. послужить, где позволяют силы. Можно постоять на раздаче в столовой, помыть посуду, организовать посещение музея, помочь тем, кто не знает английского языка. На огромной красочно обустроенной площади с мраморными колоннами, где под навесами размещаются до пятнадцати тысяч человек, севадалы усадят каждого, подадут воды, окажут почтение и внимание. Когда хор начинал петь баджаны и веды, я погружалась в мир чудесных звуков… А взор и душа устремлялись на возвышенную сцену, где в окружении «преданных» и учеников в оранжевом одеянии, с окружённой копной чёрных волос непокрытой головой, восседал Он - Аватар, Воплощение Бога.
   Но кто же Он? Когда появился на свет, все имевшиеся в доме музыкальные инструменты, говорят, самопроизвольно издали чарующие звуки… Рос он весёлым и общительным, с раннего возраста изучал веды, а после укуса скорпиона, выйдя из комы, приобрёл способность исцелять, пророчествовать, материализовать. Из пустой сумки  доставал для детей сладости, игрушки, карандаши… Устраивал театрализованные представления. В мае 1940 года, в 14 лет, заявил родителям, что уходит из семьи и принадлежит отныне всему миру.
   Со своими последователями Он построил Ашрам, где постепенно появились столовые, банки, бесплатные школы, колледжи, по последнему слову оборудованные больницы.
   Итак, два раза в день - с 4 до 8 и с 16 до 23-х, вместе с индусами и другими паломниками я бывала в том мандире, что означает храм, чтобы  лицезреть Бабу. В то время Он уже не ходил между рядами, как прежде, не исцелял, не одаривал  материализованными им из ничего золотыми украшениями… Несмотря на пошатнувшееся здоровье, Сатья Саи Баба ежедневно приезжал в мандир, чтобы благословить людей, послать им свою любовь.     «Если ты приехал ко мне, оставь свои проблемы, горести и печали, а с собой возьми то, что тебе никто более не даст - блаженство и покой» - говорил Свами. Будем же помнить Святой образ Сатьи Саи Бабы. Ом. Сайрам. Надежда Петровна Трубина. Украина. Донецкая область, город Димитров-4, ул. Титова, 26, телефон +38-050-1371531. Пишите, звоните.

 

 


 


Рецензии