28. Образование среднее-воспитание высшее

  "Образование среднее-воспитание высшее"
 Такой своеобразный девиз был выложен на фасаде здания детдома. Теперь этой фразы, кажется, уже нет, а, 25 лет назад, она гордо сообщала окружающим об уровне образования и воспитания детей, которые жили в Кипельском детском доме.
 За всё время пребывания в нём, я ни разу не задумалась о том, что за надписи висят у нас над головой. Висят себе и висят. Уже после выпуска я осознанно прочитала сохранившиеся на фотографиях лозунги.
 Оказалось, в них был заложен очень даже глубокий смысл.

 «Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять» - гласил один из них.

 «Ну и где был мой ум, когда я пошла в педагогическое?» - думала я в лихие девяностые, получая зарплату за полгода рулоном линолеума.
 Иришка с Серёгой категорически запротестовали, когда я, шутя, предложила сварить из него суп. Вообще, в то время, у меня было плохо с чувством юмора.
 Районный центр регулярно потрясали случаи суицида, причем, лидировали в страшной статистике учителя. Интеллигенция лезла в петлю, пила уксус, а их дети отправлялись в детские дома.
 Моим детям туда было нельзя, ни в коем случае, – именно это оказалось очень мощным стимулом к жизни.
 А ещё - спасением стала работа. Что–что, а пахать в детском доме меня научили, и я, искренне, за это благодарю.
 Воспитание трудом является самым эффективным, что бы, по этому поводу, не говорили.  Хотя, в моём варианте, оно получилось немного кособоким. Например, я легко нахожу занятие в любых условиях и умею выполнять дело максимально хорошо, но, совершенно, не могу извлечь из этого выгоду для себя. Проще говоря – я умею работать на благо других. «В этом мире пользу приносит каждый, кто облегчает жизнь другого человека».  Пусть слова Диккенса будут мне утешением.
 Работали мы много. На заработанные воспитанниками деньги, детский дом организовывал поездки в разные города и уголки тогда ещё необъятной страны.
 Ташкент, Кишинёв, Одесса, Крым, Ленинград, Москва – вот моё личное «Золотое кольцо».
 Везде, где мы бывали, воспитанники гордо несли звание «курганцы». Встречаясь в поездках с детьми из других городов, мы чаще всего слышали вопрос: «А где это – Курган?»  Этот вопрос доводил нас до белого каления. Неслыханно! А как же Терентий Мальцев? А Илизаров?
 Мы были истинными патриотами и гордились знаменитыми людьми своего края. Но аргументы выбирали, какие уж подвернутся… Поэтому, когда однажды в споре с «горьковскими» на тему «А в нашем городе….», у нас закончились достопримечательности и эти самые аргументы, мы готовы были перейти к рукопашной.
 Диспут происходил через открытые окна четвёртого и второго этажей общежития Кишинёвского мединститута, где нас разместили. Сидя на подоконниках, не стесняясь в выражениях, мы, во всё горло, пиарили уголок родной земли.
 В момент, когда страсти кипели нешуточные, из окна третьего этажа, вдруг выглянула тихая интеллигентная девочка и робко сказала: «Ну что вы! Успокойтесь! Каждая лягушка своё болото хвалит».
 Зря она это сделала.
 И второй и четвёртый этаж немедленно переключились на нее. Почти хором ей приказали: «Поквакала – и в тину».

 Прости, неизвестная девочка… Видимо, мы совсем не соответствовали вышеназванному лозунгу и воспитание у нас оказалось так.... ниже среднего.


Рецензии
Подростки всегда категоричные

Вячеслав Вячеславов   02.05.2015 13:42     Заявить о нарушении
Согласна, Вячеслав. А детдомовские сохраняют это качество гораздо дольше, и во взрослой жизни. По себе сужу.
Спасибо, что не забываете меня. Рада Вам.

Ирина Новикова 3   02.05.2015 14:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.