Туристские
Альпинисты-туристы взяли на вооружение не только появившиеся во время войны «баксанскую», «барбарисовый куст», «закури, дорогой» - до сих пор они поются почти неизменёнными. Помимо них поётся много специфичных.
В Военмех меня сманил мой старший двоюродный брат Серёжка, он же склонил к туристским походам и познакомил с первой «спецификой».
Сижу я целу ночь, страдаю,
вокруг темно и страшно мне…
А струйки мутные так медленно стекают
за воротник (кап-кап) и по спине.
Зачем оставил я штормовку,
«палатку Збарского» не взял?
Попал я, бедненький, в холодную ночёвку,
и холод косточки мои сковал!
Моим страданьям нет предела,
терпеть уж больше мочи нет!
Вай-вай-вай-вай-вай-вай! Зачем же солнце село?
Скорей бы наступал рассвет!
Передо мной Белала-Кая
стоит в туманной вышине,..
А струйки мутные так медленно стекают
за воротник (кап-кап) и по спине.
Чтобы недозрелому салаге не было бы уж так «вай-вай», к первой песне сразу была пристёгнута вторая:
Мама-мама-мама, я лезу!
Мама, я лезу!
Я лезу в гору, лезу, ма-а!
Мама, я лезу,
я не долезу.
Ох, и тяжёлая ж судьба моя, мамА!
Лезу я в гору, как дикая коза,
от напряженья повылезли глаза.
Лезу я в гору с уступа на уступ,
подымаю выше в горы будущий свой труп!
Мама-мама-мама, я лезу…
Вообще-то, я сразу понял, что альпинисты смотрят на туристов, как на своих младших братцев, некую подрастающую поросль: неизвестно ещё, что получится из этих недоумков! И тут же всем этим подросткам была подсунута некая глобальная песня.
Я не знаю, где встретиться нам придётся с тобой.
Глобус крутится-вертится, словно шар голубой.
И мелькают города и страны,
параллели и меридианы,
и нигде таких пунктиров нету,
по которым нам бродить по свету.
Знаю – есть неизвестная широта из широт,
где нас дружба чудесная непременно сведёт,
и тогда расскажем мы, как смело
каждый брался за большое дело,
и места, в которых мы бывали,
люди в картах мира отмечали.
Помним ночи пещерные и костры над рекой,
аппетиты чрезмерные и рюкзак за спиной,
как тогда под соснами бродили,
и меж нами километры были,
и о мутных струйках песню пели
километрах в тридцати от цели.
Я с улыбкой пишу про эти популярные песни, но они, воспринимаемые на полном серьёзе, сыграли немалую роль в воспитании нескольких поколений молодых людей (обоего пола!). В начале пятидесятых (подумать только – шестьдесят лет тому!) туристское движение всячески поддерживалось комсомолом и ДОСААФом. Походы - особенно повышенной сложности («двойки» и «тройки», с прохождением «ненаселёнки»), особенно зимние - во многом обеспечивались снаряжением (рюкзаками, лыжами – не первой свежести, конечно, зачастую затасканными кем-то раньше) и бесплатным питанием (сгущёнка, тушёнка, крупы). Компании самоподбирались и после прохождения походов становились коллективами.
Тем, кто прошли поход становилось интересно, как там дела у других любителей дальних гор и окрестных лесов? Не вспомнить уж, где в зимнее время проводились в Ленинграде те встречи и слёты туристов. Нет, не у костра – в помещениях каких-то Домов культуры или клубов, даже школ собиралось нас с полсотни юнцов, слушавших непривычные песни и с уважением смотревших на редких мэтров. Какая-нибудь явно слитная уверенная компания вдруг делилась на парней и девчонок и под аккордеон начиналась песня-перекличка.
Парни: Стало вдруг манерой наших девчат,
уходя на свой тапрак,
пить - увы - не воду, громко кричать
и зачем-то курить табак.
А я хочу задать тебе лишь вопрос,
на тебя гляжу с тоской –
почему так много жжёшь папирос
и зачем ты стала такой?
Девицы: Вот это мило! А я просила
тебя оставить этот тон!
Ты мне не мама: такого хама
я прогоню тот час же вон!
А я хочу задать тебе лишь вопрос,
он давно меня томит:
почему, как старый пудель оброс
и зачем давно не мыт?
А вот уж целый месяц, как ты нетрезв -
хоть для смеха воздержись!
Для того ль ты ехал в старый Хорезм,
чтоб вести такую жизнь?
Парни: Другой бы спорил, а я спокоен,
судьбе покорен: я молчу!
Молчу, как рыба – скажи «спасибо»,
что я тебя не колочу!
И все вместе: А только дело, братцы, вовсе не в том,
что порой мы выпить не прочь,
что порой друг друга мы не узнаём
и готовы пить всю ночь!
Но как ни странно, встаём мы рано,
копаем рьяно свой тапрак.
Стена и фрески – всё в полном блеске,
кипит работа в наших руках!
Пам-пам!
Песня была спета хорошо, и команда, видать, подобралась у них дружная, но что за «тапрак» такой, какие такие фрески и стена? Да ещё и Хорезм... Слышалось во всём этом что-то чужеродное. Позже выяснилось, что песня эта заимствована то ли у археологов, то ли у каких-то других изыскателей древностей. Мы охотно стали считать песню своей, и какая разница, откуда она, если слышалось в ней что-то походно-свободное и далёкое от заботливых наших мам (пап у нас не было почти ни у кого: не вернулись они с войны)!
Нравилась нам и весёлая песня про «пятую точку»:
Нам с головой не тягостно расстаться,
прожить без сердца, прожить без почки,
но упаси нас господи, остаться
без пятой точки, без пятой точки!
Мы на турбазу ехали и пили
в грузовичочке на рюкзачочке
и в результате синяки набили
на пятой точке, на пятой точке.
Каким обедом в Сочи угощают:
пять грамм биточки, пять грамм биточки,
и в результате кости выступают
на пятой точке, на пятой точке.
Мы вечерком гуляли по аллейке
под тёмной ночкой, под тёмной точкой,
а утром нам наддали на линейке
по пятой точке, по пятой точке…
В этой песне слышались нам заветы старших братьев-альпинистов, так и не усвоенные туристами: ходить только цепочкой. Цепочку можно понять, завет этот нужно выполнить, когда идёшь в связке по горному склону, но младший брат-турист, он - сам знает, как ему ходить: толпой, оно даже лучше! А песня? Можно вовсе не равняться на чью-либо пятую точку, важно спеть:
Не отставай, вперёд не зарывайся,
иди в цепочке, шагай в цепочке,
на впереди идущего равняйся
по пятой точке, по пятой точке!
Обратила на себя внимание и другая песня другой слитной компании:
Много есть интересных походов…
На одной из карельских дорог
как-то раз посреди перехода
я солдатский нашёл котелок.
Он лежал на краю деревеньки,
исковерканный весь оттого,
что колёса какой-то телеги
ненароком задели его.
Котелок никуда не годился,
я исправил его, сколько мог
и тогда я решил убедиться,
как же может варить котелок?
В нём картошку сначала сварили -
разварилась наславу она, -
а потом мы чаёк вскипятили,
котелок осушили до дна…
И в наплывах кострового дыма
рассуждает туристский едок:
«всё нам, братцы, теперь достижимо -
лишь бы только варил котелок!
Вот эта песня, понял я, она – наша, истинно туристская! Наша команда только что прошла 180 кеме всего за десять дней (с одной днёвкой) по Карельскому перешейку. Суп-кашу варили мы, конечно, в домах-печах, где останавливались на ночь у местных жителей, но сможем ведь и в котелке! Да и на костре тоже (в будущем, в будущем)!
Песня эта, если честно признаться, - так себе. Но замечательна она тем, что оказалась не туристской, а самой, что ни на есть, солдатской, вернее, красноармейской! Полгода тому я услыхал из радиоприёмника в какой-то передаче типа «Встреча с песней» рассказ ветерана войны о том, как пели они на фронте эту песню. Он и песню запустил в эфир! Она была на «толстой» пластинке, одной из первых выпущенной в самом начале войны Ленинградской экспериментальной фабрикой грампластинок (работала всю Блокаду). «Едок» в ней, правда, упоминается не «туристский», этот - придумка уже от последующих поколений.
Сегодня трудно представить, сколько туристских компаний (по крайней мере в Ленинградской области) шестьдесят, даже пятьдесят лет тому бродило летом и зимой по лесам и полям, сколько сплавлялось летом по рекам и озёрам. Туризм почти всегда являл собою способ необременяющей связи человека с природой. Вездесущий - и сегодня доступный почти всем! - автомобиль заполнил наши дороги, перегрузил городскими людьми и продуктами их жизнедеятельности экологию, убил туризм. То же и - так называемое – «коттеджное строительство». Не встретишь сегодня в лесу, на дороге, на озере человека с рюкзаком и палаткой, всё больше попадается полян и опушек, загаженных не только следами неразумного присутствия человека, но бытовым и строительным мусором, всё ширятся и удлиняются обочины дорог, похожие на свалку!...
На уборке целинного урожая 58-го года и на приёмке его в конторе «Заготзерно», располагавшейся узловом центре Тобол Кустанайской области (на север - Карталы, на восток - Баталы, на запад - Кушмурун и где-то далеко-далеко - Челяба, может быть, Оренбург...), в трёх отрядах рабочей молодёжи из Ленинграда нас работало 150 человек. Работа – работой, но чтобы занять чем-нибудь свободное время нужно было организовать концерт самодеятельности.
Весёлый Борька Андреев когда-то ещё в институте прошёл по Ленобласти поход первой категории сложности, а перед отъездом на Целину даже побывал на Кавказе; Вовка Штиль принёс с прошлогоднего подъёма на какую-то Тянь-шанскую вершину песню, лихую хвастливо-завистливую. Вскоре мы договорились, и в концертной программе появилась «тяншанская»:
Кто по Тянь-шаню прошёл хоть раз,
тот песню эту поёт!
Пижоны ползают на Кавказ –
Тянь-шань нас к себе зовёт.
Кроме альпиниста Штиля и туристов Борьки и меня во всём отряде не нашлось больше никого из «бродяг», но песня стала популярной, её пели все:
Кавказ давно уж исхожен весь!
И смысл находят лишь в том,
чтоб сотый раз на Ушбу залезть
и хвастаться год потом.
Шикарный лагерь, ужин и сон,
в обед и каша и щи…
А на Тянь-шане другой закон:
жрать хочешь, значит – тащи!
А на Тянь-шане вершин не счесть,
пижонам здесь не стоять -
и Ушб здесь сотни четыре есть,
Дых-тау здесь тысяч пять!
Какая такая Ушба, где эти Дых-тау и Тянь-шань?... А-аа, какая разница! Ведь…
мы по Тянь-шаню прошли не раз,
ещё не раз нам идти…
Пижоны ползают на Кавказ –
нам с ними не по пути!
Песня понравилась даже местным, в основном, это были сосланные в Тобол бывшие «немцы Поволжья». Наш бригадир Пашка Эйлер, не побывавший ни разу ни на Тянь-шане, ни в каком-либо походе, очень её хвалил:
- Сторофо фы поёте её, Роперт. Тафай, зафоти ещё рас!
Свидетельство о публикации №212122001498
Николай Палубнев 23.06.2018 03:27 Заявить о нарушении