Новогодние сюрпризы

Как ждали в детстве Новый год! Во-первых, самые большие каникулы. Во-вторых, будет праздничный утренник в клубе. Мы там будем выступать. Да, выступать! Нам будут дарить подарки. Из тетрадных двойных листов сшитые мешочки наполнены «подушечками», «барбарисками», пряниками.  И счастливая детвора несла потом домой новогодние сокровища!

Сельский клуб, где на сцене установлена ёлка, заранее протапливали если не до комфортного тепла, то хотя бы до приемлемой температуры, чтобы одетые люди не мёрзли. Да холодно, холодно было. Изо ртов – пар. Ногами притопывают, чтобы не немели. Женщины в большие шали-пледы кутаются. А вот мужчины не позволяют себе в помещении в шапках находиться.  Шапки в руках мнут, или сунут за пазуху.
Ждут концерта. Выступления школьников.

А пока ребята получают от учительницы пения последние наставления, взрослые рассматривают нарядную ёлку. Правильнее сказать – сосенку. На самой верхушке – конечно же, красная звезда. На ветках – снег из не самой белой ваты. Ну, какую удалось раздобыть! У  подножия тоже вата – сугробы снега изображает. На ветвях – цепи, гирлянды, корзиночки, что школьники сами делали из газет и густо окрашивали в синий, красный, зеленый цвет. Красотища!

Потом задергивают сатиновый кумачовый занавес. Всё по-взрослому! Дети выстраиваются на сцене. Все в валенках.  Девочки с нарядными атласными бантиками в косичках, в новых платьицах. Почти все в клетчатых маминых теплых платках, завязанных узлами на спине. Мальчики тоже в новых ситцевых рубашках. Ну, или в стираных, чистеньких. Где надо – подштопаных. Издали не видно зашитых дырочек.

Занавес открывают, а на сцене – разновозрастные пёстрые артисты в валенках. Готовы к концерту.
Учительница становится к залу спиной, к детям лицом, а прилежная школьница, отделившись от общей массы выступающих, торжественно объявляет номер и  возвращается на место.
Учительница взмахивает руками, дирижирует.

В лесу родилась ёлочка!
В лесу она росла-а-а!

О, как мы поём!
Если честно, кто в лес, а кто по дрова. И учительница лучше бы не махала руками. Мешает только.

Потом сольные выступления.

Сначала самые маленькие читают стихи. Рады стараться. Шепчут на ухо объявляющему номер: «Про волка», или «Про ёлку», или «Про зайчика», а на самом деле человек пять «артистов», уставившись остекленевшим взглядом в какой-нибудь сучок на полу, по очереди заунывно бубнят «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла…» Вот так. Сначала все вместе как песню пели, а теперь –  как стихи читают.  По отдельности.  Бу-бу-бу-бубу…  «Лоша-дка-ман-ха-но-гая бу-бу-бу-бу-бу-бу…» Слов не разобрать.

Ничего, благодарные зрители после каждого выступления хлопают в ладоши.

Дальше номера интереснее, школьники постарше.

Стихи читают уже с выражением.

Мальчик в большой бескозырке с длиннющими лентами, на кончиках которых золотые якоря, и приколотым булавками к рубашке на груди гюйсом сплясал «матросский танец».  Запнулся, упал, но быстро вскочил. Кто не знал, подумали, что так и надо… Хотя, на самом деле, валенки помешали сплясать безупречно.

А потом объявили выступление хорошистки, гордости школы, Веры… И я чуть не пропустила от волнения свой номер. 

Мама говорила, что петь я не умею, все песни на один мотив. Нет, с этим я никак не могла согласиться. Любые песни, частушки и даже арии из опер мне по плечу. Легко!
Для чего радио и патефон? Чтобы учиться петь!  Это я сейчас петь не мастер. Потому, наверное, что радио не слушаю и патефона нет. А тогда… «Мой Лизочек так уж мал, так уж мал, что из грецкого ореха…» Или «Я на горку шла, чижало несла…» В том месте, где было «чижало», пластинка взвизгивала и порой приходилось чуть-чуть помогать, легонько подтолкнув иглу. Долго-долго не могла понять, что такое «чижало», которое несли на горку. Но сама я пела точно по тексту! Красиво! Звонко!

Так вот! Поскольку концерт по случаю Нового года, а после множества исполненных  «В лесу родилась ёлочка» нужно было что-то свеженькое, но с зимними мотивами, решила я спеть песню «О Ленине». Тем более, что огромный портрет вождя был прямо за ёлкой на стене.

«Тих апрель, в цветы оде-е-тый,
А  январь – суров и зол…»

Начала тихо, но в клубе установилась полная тишина. Зима! Нет мух, а то только муху и можно было бы услышать в паузах между моим пением.

«…Он пришел с весенним цве-е-е-том,
В ночь мороз-ную ушел!»

В клубе послышались первые сдержанные сморкания в платочки.

Громче, по нарастающей:

«…В черном поле пела вью-у-у-га,
Гроб под знаменем несли…
В январе не стало дру-у-уга
Всех трудя-щихся земли!»

Всхлипы в зале.

«…Но не выстудить моро-о-зу
Жаркой памяти о нем!
В сердце пламенною ро-о-зой
Эту па-мять пронесем!»

Рыдания в зале. Но мне надо допеть!
Тихо, как колыбельную:

«Подари, апрель из са-а-ада
Нам на па-мять алых роз!
А тебе, январь, не ра-а-ады –
Друга ты от нас унес!»

Делаю поклон, которому учительница научила.
Ох, ты! Люди, полный клуб людей, встают и хлопают, хлопают в ладоши!

Я чувствую себя настоящей артисткой!
За хорошее выступление наградили меня чернильницей-непроливашкой. Счастливая, несла я домой гостинец и награду!
Новый год начинался удачно…

…В  отличие от одного из Новых годов у моей дочери.

За два месяца до наступления Нового года мы с дочерью готовили костюм. На огромную немецкую шёлковую скатерть с роскошной бахромой, сложенную вдвое, пришивали звезды из бархатной бумаги, разрезали на мелкую стружку цветной «дождик» и приклеивали к звездочкам, чтобы красиво разноцветно мерцали. В бахрому внедряли «дождинки». Приделывали красивые тесёмочки, чтобы завязывать у шейки бант с роскошно развевающимися ленточками. На голову из бархатной бумаги с наклеенными звездочками и полумесяцем подготовили изумительный, конусообразный колпак.

Делали, переделывали, дополняли деталями. Костюм «волшебник» получился на славу. Красивый-красивый! А ещё подготовили целую программу, соответствующую костюму. Репетировали, оттачивали интонации и движения.

И вот долгожданный утренник в актовом зале школы. Пришли полюбоваться на таланты своих детей мамы и папы, бабушки и дедушки. Порхают «снежинки», устрашающе размахивают картонными ножами в блестящей фольге «пираты», прыгают «зайчики».

А  «волшебник» - единственный. Взрослые восхищены, хвалят необычный костюм. Мне приятно, что не зря старались.

Дед Мороз и Снегурочка закружили в хороводе наших ребятишек! Пошло веселье!
Но заранее объявили, что припасли они для детей много-много подарков. Дарить будут по заслугам: за лучшие костюмы новогодние, за хорошее чтение стихов, за песни, за танцы. И помогать, мол, выбирать лучших будет справедливое жюри – родные.

Дети радуются, веселятся! И ёлочку попросили зажечь огоньки, и волшебный посох Деда Мороза стал сверкать, и Снегурочку из пурги-метели вызволили.

Потом был объявлен конкурс на лучшую песню.
Многие детки пели хорошо. Звонко, мило. Вышла и моя кроха.
Я очень волновалась! А она так бодренько:

«Ты идешь, идешь по январю!
Холодно, следы как многоточие.
Хочешь, я с тобой заговорю, руку дам –
И станет путь короче.

А почему, дружок? - Да потому,
Что я жизнь учил не по учебникам.
Просто я работаю, просто я работаю…
Просто я работаю Волшебником!»

Малышка делает характерный жест, и все присутствующие громко утверждают:

ВОЛ-ШЕБ-НИ-КОМ!

Ах, как здорово получилось!

Праздник продолжается. Объявляется конкурс на лучший танец. Выходят смельчаки и такие коленца выделывают! Ай, молодцы! Просто слезы наворачиваются от умиления! Радуюсь за чужих детей и родителей, что сумели научить так красиво двигаться.

Танцы – не наш конёк. Что не умеем – то не умеем!

Далее – конкурс на лучшие стихи.

И снова моя дочь принимает участие.

Как выразительно дети читают стихи! Просто маленькие мастера художественного слова!

Моя:

«Эх, девчата! Чтоб во всем удача,
Чтоб была нетленною краса,
Пусть меня волшебником назначат,
И тогда наступят чудеса…»

Читает без запинки. Где надо – жест, и красиво играют складки, где надо – голосом глубину, загадочность. Получилось! Не зря репетировали!

По окончании стихотворения Дед Мороз кинулся растроганно, поцеловал в щечку:
- Какая прелесть!

А потом Дед Мороз и Снегурочка дарили подарки всем детям – волшебные кузовки со сладостями. После, как и обещали, отдельные подарки за победу в конкурсах.

Первое место за оригинальный новогодний костюм… Моя малышка радостно приняла дар: резиновую куклу-пищалку. Глаза светятся счастьем! Да, не зря старались целых два месяца! Костюм удался!

А Дед Мороз уже снова приглашает для вручения выигранного приза за лучшее исполнение новогодней песни. И снова, по признанию жюри, т.е. родителей, первое место присудили моей дочери.

Рано радоваться! Дорогу ей заступила классная руководительница: «Ты куда это? Один подарок получила – хватит!» Жестом вернула на место.

Тем временем Снегурочка повторила приглашение, но учительница резко оборвала:
«Обойдется! Не всё в одни руки!»

Опешивший Дед Мороз попытался добиться справедливости: «Послушайте, уважаемая, ребенок участвовал в конкурсе и ему родители – сделал широкий жест в сторону гостей, - по-честному  определили первое место…»

Учительница резко обсекла: «Я сказала! Она уже получила! Теперь пусть другие!»

О том, что ещё и за чтение стихотворения моей дочери было присвоено первое конкурсное место, мы узнали позже, после каникул.
Потому, что в тот момент, столкнувись с нечестностью взрослых, моя маленькая дочь, едва сдерживая слёзы, попросила меня скорее уйти. И мы ушли. В раздевалке и по дороге домой малышка молчала. И только дома обняла меня и расплакалась. А потом вдруг сказала: «Может, и мои пятерки за выученные уроки учительница двоечникам отдаст. Чтобы всем достались…»
Я ей ничего не ответила, хотя знала, что в жизни такое часто бывает…

Вот такие новогодние сюрпризы!


Рецензии
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.