Три комнаты

Действующие лица
Марк, он же Йозеф, он же Гектор – сосед, молодой человек лет 20-ти, в белой рубашке, сперва аккуратно заправленной в брюки, и носках; он непременно брюнет, волосы постоянно растрепаны
три обитателя второй комнаты; все трое в белых рубашках и брюках – впрочем, их одежда смята и порядком изношена, что создает контраст с начищенными туфлями:
Макс – один из обитателей квартиры, хладнокровный молодой человек, любящий от души повеселиться
Зигмунд – его товарищ, они с Максом понимают друг друга без слов – поэтому Макс называет его Максом, не встречая никаких возражений; что примечательно, оба небольшого роста
Том – второй товарищ Макса, необыкновенно полный и долговязый юноша, восторг и радость, вызванные происходящим, порой так его увлекают, что он невольно становится жертвой случающихся веселий
Соня  - миловидная рыжеволосая девушка, зрачки обязательно расширены, она в платье с декольте и чулках
Какая-то женщина из третей комнаты, любовница Зигмунда
Студенты и посторонние люди



Все действие происходит в одной квартире с тремя комнатами и кухней, и хотя на протяжении пьесы создается впечатление, что комнаты следуют друг за другом в линейном порядке, но на самом деле они замкнуты и образуют что-то вроде лабиринта, схема которого присутствует на фоне финальных титров. На время суток отсутствуют какие-либо указания – единственная штора на кухне занавешена, а часы, висящие во второй комнате, разбиты.



Сцена первая
Прокуренная кухня  с минимальной обстановкой: холодильник, тумбочка и одна занавеска на окне; слева у стены непременно стоит стол, вокруг него хаотично расставлены три табуретки. В комнате полно студентов и каких-то посторонних людей, от их разговоров стоит ужасный шум, они хохочут и что-то выкрикивают. Некоторые из них держат в руках темные бутыли с выпивкой и недокуренные сигареты, кое-кто уселся на один из табуретов (тот, что возле стены) и, поставив перед собой бутылку, пускает колечки дыма, на втором табурете также кто-то развалился, его лица не видно. Дверь на кухню открывается и наступает гробовая тишина. Вошедший (это Марк, хоть сперва его и видно со спины) некоторое время нерешительно переминается с ноги на ногу у двери и оглядывается по сторонам (на что студенты отвечают взглядами полными пристального любопытства, некоторые – даже симпатии), после чего подходит и садится на последний оставшийся табурет (он стоит прямо в центре комнаты) и, поставив локти на стол, застенчиво и загадочно улыбается.  Мгновение все молчат. Студент, находящийся позади него (наверное, это Макс), разбегается и бьет его бутылкой по голове. Бутылка разбивается. Разлетающиеся во все стороны осколки битого стекла.

Сцена вторая
Громко играет музыка, женская нога, отодвигающая осколки битого стекла, звонок в дверь; еще один звонок. Открывается дверь. Марк, стоящий в одних носках. Приветливо улыбается. Несколько недоуменный взгляд девушки на носки.
Марк: Я сосед, меня звали как-то.
Девушка: Ах, ну да.
Девушка закрывает дверь, зевает и уходит со скучающим видом. Марк стоит в коридоре и с любопытством оглядывается по сторонам. Гладит обои и восхищенно шепчет «Чешемир». Из конца коридора выходят двое ребят, улыбаются и радостно восклицают:  «Привет, Марк!». Марк одергивает руку от обоев, здоровается и отворяет в дверь первую комнату.

Сцена третья
В комнате играет музыка, она битком набита танцующими людьми (юношей очень мало, они рассеяны по комнате). Марк натыкается на двух девушек. Они, хохоча, предлагают ему шампанского и начинают танцевать. Если какие-то слова и произносятся, то их заглушает громкая музыка. За танцами Марк и девушки оказываются у другой двери; вскоре танцующая толпа оттесняет и девушек – они снова хохочут, а Марк с бокалом шампанского в руке радостно улыбается и провожает их взглядом. Замечает замочную скважину на двери, ставит бокал на стол и, присев на корточки, припадает к скважине, в которой видит треснутый циферблат часов, взволнованно облизывает губы, оглядывается по сторонам, снова припадает к скважине. Все тот же циферблат часов. Встает и резко распахивает дверь во вторую комнату.

Сцена третья
Уверенно заходит в комнату. Музыка здесь играет чуть тише. Полупустая обшарпанная комната. В ней только старая облезлая кушетка, в одном углу тумбочка и длинное, опять же облезлое, кресло. Сваленная куча палок и расставленные в ряд бутылки. Пресловутых часов нигде нет. В другом – кто-то растянулся на полу в майке и брюках (вполне возможно это труп, впрочем, наверняка определить нельзя). В комнате три молодца – Макс, Зигмунд и Том – Зигмунд пытается палкой проткнуть Тома, тогда как Марк, как если бы ждал кого-то, опирается на палку на манер бильярдного кия.
Макс: А, Гектор (ухмыляется), а мы уже тебя заждались. Видишь (указывает на Тома, которого Макс все время подталкивает), из-за тебя он уже успел порядком напиться.
Гектор: Я рад вас видеть (молодцевато пожимает Максу руку).
Том: (с добродушной пьяной улыбкой) Гектор, дружище.
Хочет его обнять.
Гектор (идя на встречу): признаться, забыл, как тебя зовут, дружище?
Том (недоуменно): его зовут Макс (указывает на Макса), его – Зигмунд, а меня…
Макс ставит ему подножку и трое (за исключением с трудом поднимающегося со все той же улыбкой Тома) радостно смеются. Зигмунд весело переглядывается с Гектором, впрочем, так и не поздоровавшись.
Макс: не важно, как тебя зовут, сегодня ты будешь Томом.
Отвешивает ему подзатыльник.
Гектор: И чем вы здесь занимаетесь?
Зигмунд берет одну из бутылок и пытается из нее выпить – из нее не проливается ни капли.
Макс: Продолжаем игру. Бери палку, Гектор (отнимает у Зигмунда  бутылку), прекрати, Макси (Зигмунд ухмыляется), твой черед бросать. Мы сможем пойти и напиться, только разбив их все.
Каждый бросает по палке, и все они летят мимо цели.
Собирается в стороне. Макс приобнимает Гектора за плечо.
Гектор: А что делают остальные?
Макс: Делают кроликов и запивают их коньяком «Курвуазье».
Зигмунд смеется.
Пауза. Стоят и улыбаются. За их спинами пролетает палка и слышится звон разбитого стекла. Человек, лежащий в углу, нервно дергает ногой. Том ухает и подпрыгивает от счастья, радостно поглядывая на друзей. Все трое странно переглядываются.
Макс (рассержено): Что ты наделал, толстяк!?
Макс и Зигмунд окружают его (Гектор от них не отстает) и радостно дубасят его палками. После чего Макс и Зигмунд уходят в дверь, ведущую в третью комнату. Гектор, усталый и счастливый, садится на край койки перевести дух. Его костюм к этому времени изрядно потрепан. Том лежит посреди комнаты, забросанный палками. Гектор рассеянно проводит рукой по лбу.

Сцена четвертая
Звуки музыки почти не разобрать. Гектору на плечо опускается женская рука, другая гладит ему голову. Он вздрагивает, оборачивается, видит Соню и продолжает сидеть, улыбаясь.
Соня (жалостливо): Йозеф, они тебя избили?
Ее руки сперва нежно гладят его по скулам, после чего опускаются на грудь.
Йозеф (устало): Нет. Мы отвели душу на нем (кивает головой на Тома).
Том совершает отчаянные попытки выбраться из-под груды полок. Все напрасно.
Соня: Но у тебя все равно на голове шишка… (смеясь, треплет его по голове, он в ответ тоже улыбается) и, к тому же, ты выглядишь таким усталым. (обиженно выпятив губы) Неужели тебе стало скучно?
При этом ласково берет его за руку и ведет в третью дверь. Монолог Йозефа продолжается уже в третьей комнате.
Йозеф: Нет, что ты (ответным движением берет ее за руку), мне никогда еще не бывало так весело, правда, у меня действительно шишка, и голова болит немного (морщится и проводит рукой по голове)…но от этого только веселее (зачарованно смотрит на Соню), и к тому же эти ребята, дубины, коньяк…Соня, я люблю тебя.

Сцена пятая
Третья комната. Музыки не слышно вовсе, темно. Обстановка до странности напоминает меблировку второй комнаты, только тумбочка стоит рядом с кушеткой и на ней стоит графин с водой. Под монолог Йозефа Соня скидывает с него рубашку, и они забираются под одеяло. Стоны Сони и Йозефа. Лицо Сони искажает гримаса удовольствия, она закидывает руки за плечи. Звон разбитого стекла (по всей видимости, упавший графин). Пустая тумбочка и невесть откуда зазвучавшая громкая – почти до невыносимости – музыка. Музыка становится тише. Йозеф сопит и движется под одеялом – рядом с ним никого нет. Слева, отвернувшись от него, лежит Соня, в длинной рубашке и сползших чулках, ее лицо опухло, и нет никаких следов красоты. Справа доносятся громкие женские и мужские стоны. Женский вопль. С Йозефа сдергивают одеяло. Это делают Макс и его любовница – они занимались любовью, их лица раскраснелись, дыхание учащено. Макс смеется и отпускает какую-нибудь шутку в его духе. Лицо девушки, сначала испуганное, становится презрительным. Йозеф выражает некоторое недоумение, однако ему ничуть не страшно. Вдруг лицо Макса принимает откровенно сердитое и грубое выражение.
Макс: А ну ступай! Пошел вон отсюда!
Макс, перегибаясь через девушку, лезет за тапками. В то время как Йозеф, смяв в кулаке рубашку, спотыкаясь, отступает к двери, открывает ее и в второпях захлопывает под причитания любовницы и ругательства Макса. Дверь. Глухой звук попавшего в нее тапка.
Дверь. Камера качается из стороны в сторону.

Сцена шестая
Эта же дверь распахивается. Гробовая тишина. В дверном проеме появляется Марк  - это кадр из первой сцены, где он стоял спиной (также можно вернуть кольца дыма из первого кадра) – он несколько застенчиво и загадочно улыбается.

Конец


Рецензии