9, 40 Волшебная Ящерица

            Тогда, в первый мой приезд на хутор, я сидел за столом в саду с Ларой, с её отцом и её детьми – мы разговаривали. Я почувствовал на себе чей-то взгляд со стороны и внезапно повернул голову туда. Из-за сеновала на меня смотрела женщина в синем халате, но, увидев мой взгляд, женщина молниеносно спряталась за угол сеновала. Я успел увидеть только халат и её ногу. Мы продолжали разговаривать. Я снова почувствовал взгляд женщины и быстро повернул голову, но увидел только прячущуюся ногу и халат. В третий раз, когда я почувствовал взгляд, я успел увидеть женщину всю, но лицо её рассмотреть не удалось.
            – Что ты дёргаешься? Что тебя беспокоит? – спросила Лариса.
            – Какая-то женщина за нами подглядывает из-за сеновала, но вовремя прячется.
            – Не может за нами никто наблюдать. Ты видишь, как двор огорожен? Во двор никто не сможет зайти, да и собака такой, что волка разорвать может, – сказал Василий Фёдорович, отец Лары.
            – Но я видел её три раза, – возразил я.
            – В чём одета женщина? – спросила Лариса.
            Я рассказал о халате и о блузе, видневшейся под халатом. Лара с отцом удивлённо переглянулись.
            – Что вас удивило? – поинтересовался я.
            – В такой одежде хоронили мою мать – ответила Лара.
            Тогда я понял, почему я не смог рассмотреть лицо женщины. Покойники боятся моего взгляда. Я часто чувствовал присутствие покойницы во дворе, когда возвращался в этот двор после своих отлучек. Покойница всегда уходила со двора, когда я заходил во двор. Семь месяцев я молчал, а затем спросил у Лары:
            – Скажи, ты, твои дети и твой отец, не замечали ли вы в моё отсутствие чьё-то движение на чердаке, в подвале и в саду в тёмное время суток? Если замечали, то не вызывает ли у вас удивление такое явление?
            – Заметили. Это продолжается уже несколько лет. Мы уже к этому привыкли.  Мы боимся и стараемся в тёмное время суток обходить стороной неосвещённые места. По этой причине двор ночью всегда освещается, и мы не выключаем свет в тех помещениях, в которых спим.
            – Ты давно была на кладбище у могилы своей мамы?
            – С тех пор, как её похоронили, я на кладбище не была ни разу.
            – Почему?
            – Я плачу и теряю сознание, поэтому боюсь идти на кладбище. После похорон я много плакала, но однажды ко мне пришла моя мама и попросила меня больше не плакать, потому что от моих слёз ей мокро и холодно в могиле.
            – Это она здесь хозяйничает в вашем дворе. Надо сходить на кладбище, навести порядок у могилы, и отдать должное памяти твоей матери. После этого она успокоится и перестанет ходить по твоему двору. Весной мы с тобой сходим на кладбище, и успокоим душу её.
            В апреле 1988 года, за две недели до дня «поминовения покойников», я с Ларой отправился на кладбище. Лара долго искала могилу. Наконец она нашла могилу, заросшую травой и бурьянами. Лара оперлась руками о надгробие, склонила голову на руки и залилась слезами.
           Я присел у надгробия и принялся вырывать прошлогоднюю траву. Перед моим лицом была стела надгробия, а за стелой находилась заросшая травой гробница. Вдруг на гробнице появилась большая зелёная ящерица. Между ящерицей и моим лицом было не более полуметра. Ящерица внимательно посмотрела мне в глаза, а затем приподнялась на лапках и потянулась мордочкой к лицу Лары, но Лара ничего не видела – она громко рыдала. Я взял Лару за левый рукав платья и стал дёргать, стараясь привлечь её внимание, но она не реагировала. Ящерица повернула ко мне своё лицо. Да-да, лицо! Ибо её мордочка слишком сильно напоминала лицо человека! Она смотрела на меня умоляющими глазами с просьбой привлечь к ней внимание Лары.
           Я стал интенсивно дёргать Лару за рукав платья, а ящерица снова потянулась мордочкой к её лицу. Лара повернула ко мне влажное от слёз лицо и взглядом карих глаз спросила меня, что мне нужно. Я головой кивнул на ящерицу. Лара посмотрела туда, куда я ей показал. Увидев ящерицу, Лара произнесла: «Ах!», перестала плакать, медленно-медленно присела и стала руками плавно и осторожно рвать в гробнице траву. Лара рвала траву и неотрывно смотрела на ящерицу. Ящерица то заглядывала Ларе в глаза, то тёрлась своей головой о её левую руку, то становилась передними лапками Ларе на руку и пыталась дотянуться к лицу Лары, как бы пытаясь поцеловать её. Лара медленно двигалась вдоль гробницы, вырывая траву, а ящерица неотступно двигалась за её руками.
             Мимо могилы часто проходили люди, вынося от могил на окраину кладбища мусор. Люди видели ящерицу и удивлённо останавливались. Постепенно собралась толпа зрителей. Ящерица исчезла внезапно, растворившись в воздухе. Вдруг стало всё обыденным и скучным, как будто ничего и не происходило несколько секунд назад. Люди разошлись, а Лара стала спокойной и умиротворённой. После того, как Лара воочию повстречалась со своей покойной мамой, покойница перестала приходить к Ларе во двор. Вспоминая это событие, я думаю о том, что Лара должна была тогда сказать: «Я люблю тебя, мама». А может быть, не надо было это говорить, и так всё ясно?
             Этот случай мне напомнил другое событие:
             «В Темрюке (то бишь, Старченково – в совковом наименовании) умерла молодая женщина, оставив мужа с двумя детьми младшего школьного возраста. После похорон в продолжение длительного времени во дворе покойницы ничего не изменялось. Везде был порядок, а дети ходили в школу в обстиранной, выглаженной одежде, сытые и ухоженные. Женщин, живущих с ними по соседству, это заинтересовало. У вдовца-тракториста любовницы как будто нет. Никто не видел, чтоб к нему во двор заходила какая-нибудь женщина. Он сам работает от зари до зари, а порядок во дворе прежний. Однажды соседи остановили мальчика и девочку на улице, когда те шли в школу и постарались у них выяснить, кто ухаживает за ними, кто стирает им одежду и выглаживает её. Какая женщина так таинственно ухаживает за этим семейством?
            – К нам наша мама приходит. Она готовит нам кушать, стирает и гладит одежду, а также помогает по хозяйству, – ответили дети.
            Напуганные женщины вызвали священника. Во дворе покойницы было проведено богослужение. После этого двор пришёл в запустение, а дети стали ходить в школу неухоженные и, вероятно, полуголодные. Какой смысл был в том, что священник запретил умершей матери ухаживать за живыми детьми? Кто от этого выиграл?».


Рецензии