Чудесные явления, связанные с Царственным страстот

 Чудесные явления, связанные с Царственным страстотерпцем,
 последним Российским Императором Николаем Вторым.
   
   Зачем нужно чудо?
   Одним из основных критериев канонизации подвижников веры в Русской Православной Церкви является народное почитание и чудотворения.
  Чудо само по себе не есть основа для веры в Бога. По словам Апостола Павла, мера святости  – в чистоте любви, а не в умении творить чудеса.  Современная наука и техника достигли такого высокого уровня, что  способны претворять в жизнь самые дерзкие мечты писателей-фантастов. Книга Гиннеса полна необычными  и удивительными рекордами. Но всё это подчиняется естественным законам и может быть объяснимо в любом случае.
  Настоящими чудесами принято считать явления, происходящие по молитве верующих к  Господу.  Они  показывают всемогущество Духа Святого и служат  укреплению   истинной Веры.  Чудо – всегда большая радость сердца,  ликование души.  Смысл такого чуда заметно отличается от других событий подобного рода: тут важно духовное исцеление, а не сложные физико-химические превращения. То, что невидимо  сотворяется  с душой во  время оное,  гораздо важнее видимого  и  стоит «над» самим явлением.   Это свидетельство Божьего участия в жизни людей, по вере  которых  и «нарушается естества чин» .   
   " Не скрывай словес Бога, но возвещай Его чудеса," – любил повторять Пр. Серафим Саровский. 
"Для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? Не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?" (Мк. 4, 21)
 
   Недостающее  свидетельство.
   Почитание православными людьми Царской  Семьи  началось  уже через три дня после Екатеринбургского  убийства  в  1918 году. Святейший Патриарх Тихон в слове на панихиде по убиенному Императору сказал то, что в 2000 году попытается осмыслить Архиерейский Собор.  8 (21) июля в переполненном народом Казанском соборе в Москве (на Красной площади) святитель произносит проповедь, ставшую исторической: "…Мы к скорби и стыду нашему дожили до такого времени, когда явное нарушение заповедей Божиих уже не только не признается грехом, но оправдывается как нечто законное. Так, на днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета рабочих и солдатских депутатов, и высшее наше правительство — Исполнительный Комитет — одобрил это и признал законным. Но наша христианская совесть, руководясь Словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его…"

   В 1992 году Синодальной  Комиссии  по канонизации святых было поручено исследование материалов, связанных с мученической кончиной Царской Семьи.  Сложные  противоречия в политике и идеологии на протяжении всего двадцатого века  не позволяли однозначно разрешить вопрос, у которого были  свои  сторонники и противники.
    В 1995 году в связи с особенностями исторического пути России были изменены критерии канонизации для православных подвижников. Тем не менее, Архиерейский Собор 1997 года счел материалы об Императоре Николае Александровиче и Его Семье недостаточными, чтобы причислить их к лику святых. Комиссии было велено продолжить исследования. Каких же новых фактов ещё можно было ожидать?  Очевидно, что только чуда. Но не простого,  а официально  засвидетельственного  Синодальной Комиссией!   
      И такое чудо  произошло. В день годовщины Октябрьской революции, 7 ноября 1998 года, теперь всем хорошо известная Царская икона замироточила!  14 июля её доставили в покои  игуменьи Новодевичьего монастыря  матушки Серафимы. При пении акафиста благоухание от иконы усилилось особенно. А когда икону, обернув, вынесли на улицу, то пришлось вернуться: миро начало так обильно истекать, что пропитало  чехол и все  полотенца!  С великой радостью матушка Серафима представила членам Синодальной Комиссии сие недостававшее свидетельство угодившего Господу святого.

Вещий сон матери.
  Одна пожилая сербка проводила на войну троих сыновей.   Никто из них не вернулся обратно. На двоих она получила похоронные свидетельства, а  на третьего сына оно, видимо,  затерялось где то  в пути.  Бедная  мать  не знала, как и вынести такое горе.  Только и могла, что  умываясь слезами, горячо молиться за них, на поле брани убиенных, чтобы хоть на том свете её сыновьям  было полегче. 
   Однажды, утомлённая очередной молитвой, женщина в изнеможении уснула. Во сне явился к ней  Император Николай II. «Твой сын жив и сейчас находится в России, - сказал он. – Все трое твоих детей  боролись  за наше общее славянское дело! Не бойся, ты не умрёшь прежде, чем увидишь своего сына».
    Через некоторое время счастливая мать действительно обняла сына, живым и здоровым вернувшегося на родину из России.
  Случай этот был напечатан в сербской прессе в 1925 году. Рассказ о чудесном  явления любимого сербами русского Императора  Николая II быстро разошелся по всей стране.   Сербия, спасённая русским царём от возможного уничтожения в 1914 году во имя веры православной,  никогда не забывала об этом. В телеграмме к самодержцу королевич Алексей писал: «Тяжкие времена не могут не скрепить уз глубокой привязанности, которыми Сербия связана со святой славянской Русью, и чувства вечной благодарности за помощь и защиту Вашего Величества будут свято храниться в сердцах всех сербов».
    Уже с 1925 года в сербский Синод начали поступать сведения о том, что народ страны почитает  святым монарха, с кротостью Христа претерпевшего все страдания,  смиренно испившего до дна чашу искупления за свою страну.
    В Сербии верят, что небесным  покровителем и защитником их страны стал убиенный русский царь. В  армии существовал рассказ о том, как в ночь своего убийства в 1918 году Русский Император появился в Соборной церкви в Белграде и перед иконой св. Саввы молился за сербский народ.  Затем  он, согласно преданию, пешком прошёл  до Главного штаба и там проверил состояние Сербской Армии.

  Появившийся на стене лик императора.
  Широко известно в Сербии и другое чудо, связанное с памятью Царя-мученика. 11 августа 1927 года в белградских журналах появилось сообщение с заголовком: «Лик императора Николая II в сербском монастыре св. Наума на Охридском озере».
  Русского художника и академика живописи С.Ф.Колесникова, который жил в Сербии, пригласили в древний монастырь св. Наума на Охридском озере. Ему поручили расписать купол и стены, предоставив полную свободу в творчестве. Художник решил на стенах Храма написать лики 15 святых, разместив их в 15 овалах. 14 ликов были написаны сразу же, место для 15 долго оставалось свободным - какое-то необъяснимое чувство заставляло Колесникова повременить.
   Однажды, в сумерки, Колесников вошел в Храм.  Внизу было темно, и только купол был освещен лучами заходящего солнца. В дивной игре света и теней все казалось каким-то небесно-неземным. В этот момент художник увидел, что чистый овал ожил: из него глядел скорбный лик императора Николая II. Пораженный чудесным видением, Колесников некоторое время стоял в оцепенении. Затем, как рассказывал сам Колесников, охваченный молитвенным порывом, он, не нанося углем контуров чудного лика, сразу начал писать кистью. Наступившая ночь прервала работу. Художник всю ночь не мог спать. Как только немного рассвело, он пошел в храм и с первыми солнечными лучами был уже наверху колонны, работая с невиданным вдохновением.
   «Я писал без фотографии, - рассказывал позже Колесников. – В свое время я несколько раз близко видел Государя, давая ему объяснения на выставках. Образ его запечатлелся в моей памяти. Портрет-икону я снабдил надписью: «Всероссийский Император Николай II, принявший мученический венец за благоденствие и счастье славянства».
   Вскоре монастырь посетил командир войсками Битольского военного округа генерал Ристич. Он долго смотрел на написанный русским художником лик Царя-мученика, и по щекам его текли слезы. Обратившись к Колесникову, он тихо молвил: «Для нас, сербов, он есть самый великий, самый почитаемый из всех святых».

      Чудесное  спасение  казаков.
      Дело  было во время гражданской войны. Сотня казаков, потеряв связь с обозом и войском, оказалась в окружении красной армии среди болот.  Место было совершенно непроходимым и,  по мнению местных, гиблым. Вместе с казаками  были  женщины, дети и старики.
   Священник о. Илия призвал всех к молитве,  говоря: «Сегодня день памяти нашего Царя-мученика. Сын его, отрок Алексий-Царевич был войск казачьих Атаманом почетным. Попросим их, чтобы ходатайствовали пред Господом о спасении христолюбивого воинства казачьего». 
    Священник  тут же отслужил  молебен «Царю-мученику, Государю Российскому»  припевая: «Святые мученики дома Царского, молите Бога о нас».  Пела вся сотня и обоз. В конце молебна отец Илия прочитал отпуст: «Молитвами святого Царя-мученика Николая, Государя Российского, Наследника его отрока Алексия Царевича, христолюбивых войск казачьих атамана, благоверныя Царицы-мученицы Александры и чад ея Царевен-мучениц помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».
    Кое-кто засомневался, что эти святые мученики еще не прославлены,  и чудеса от них еще не явлены. Отец Илия возразил: «А вот молитвами их и выйдем.  А вот и прославлены они. Сами слыхали, как народ прославил их. Божий народ... А вот и покажет нам пусть святой отрок Алексий-Царевич. А вот не видите вы чуда гнева Божия на Россию за неповинную кровь их.  А вот явления узрите спасением чтущих святую память их.  А вот указание вам в житиях святых чтите, когда на телесах святых мучеников без всякого прославления христиане храмы строили, лампады возжигали, молились таковым яко предстателям и ходатаям.»
    Перекрестились казаки и пошли. Пробирались  и по колено, и по пояс, проваливались по шею.  Лошади вязли, выскакивали, опять шли. Никто ничего не говорил. За всё время ни одна из лошадей не заржала.
    И вышли... 43 женщины, 14 детей, 7 раненых, 11 стариков и инвалидов, 1 священник, 22 казака — всего 98 человек и 31 конь. Вышли прямо на ту сторону болота, угол которого занимали казаки, сдерживающие обходное движение красных, прямо в середину своих. Из окрестных жителей никто не хотел верить, что прошли они этим путем: сплошная трясина. И шума перехода не услышал неприятель. И следа, куда ушли отрезанные, не могли утром установить красные партизаны. Были люди — и нет их.
(Из собрания протоиерея  М. Польского по сообщениям в эмигрантской прессе в 1947 году)
   
   Исцеления от мироточивой иконы.
    1.Московский врач,  Олег Иванович Бельченко,  15 мая 1998 года получил в подарок репродукцию иконы Царя-мученика.  Икону создал православный иконописец Павел Тихомиров в 1997 году в Америке (за рубежом Царь-Мученик был канонизирован на двадцать лет раньше, чем на Родине). В 1998 году литографии иконы были привезены в Москву. Одна из литографий попала в г. Рязань, где в Свято-Никольской богадельне сделали несколько цветных ксерокопий. Оформленная в раму и кивот ксерокопия  и была подарена медику Бельченко.
   Каждый день врач горячо молился перед иконой. Сама профессия  медика такова, что часто приходится сталкиваться с чужой бедой и болью, нести ответственность за  выздоровление  пациентов.  Случается, порой невозможно помочь людям.  Любовью к ближнему и состраданием, вероятно, были наполнены молитвы врача...
  Через четыре месяца, в сентябре, Олег стал замечать на иконе небольшие пятна кровавого цвета.   Врач принес икону в Сретенский монастырь;  во время молебна все молящиеся почувствовали от иконы сильное благоухание.  Перенесли  в алтарь и три недели  благоухание не прекращалось.  Позднее икона побывала в нескольких московских храмах и монастырях; было многократно засвидетельствовано мироточение от этого образа, свидетелями которого были сотни прихожан.
  В 1999 году чудесным образом у мироточивой иконы Царя-мученика Николая II исцелился от слепоты 87-летний Александр Михайлович: сложная глазная операция почти не помогла, но когда он с горячей молитвой приложился к мироточивой иконе, а служивший молебен священник покрыл его лицо полотенцем со следами мира, наступило исцеление — зрение вернулось.
   Мироточивая икона побывала в ряде епархий — Ивановской, Владимирской, Костромской, Одесской, на Валааме, в Белой Руси…
  Везде, где побывала икона, были засвидетельствованы многочисленные случаи ее мироточения, а двое прихожан одесских храмов сообщили об исцелении от болезни ног после молитвы перед иконой. Из Тульчинско-Брацлавской епархии сообщили о случаях благодатной помощи по молитвам пред этой чудотворной иконой: от тяжелого гепатита была исцелена раба Божия Нина, получила исцеление сломанной ключицы прихожанка Ольга, от тяжелого поражения поджелудочной железы исцелилась раба Божия Людмила.
   За два года ( с 1998 по 2000) произошло девять известных исцелений. Эта икона сыграла большую роль в канонизации святых Царственных страстотерпцев в России,  мироточит она и по сей день.

  Спасение от хулиганов и исцеление от дурной зависимости.
   Как известно, Дания - одна из  развитых европейских стран с самым высоким уровнем заработной платы и  прекрасным социальным обеспечением. Образование и медицина  в стране полностью бесплатны. Но, несмотря на столь прекрасные условия жизни,  датчанин  Ян-Майкл ещё подростком попал в тяжёлую зависимость от наркотиков и алкоголя.  Не помогли  молодому человеку  ни светила неврологи, ни учёные психологи. Он прекрасно осознавал всю пагубность своей страсти, но победить её никак не получалось долгих шестнадцать лет.  Отчаявшись выбраться из лап депрессии, в 1995 году Ян отправился в паломническую поездку по России: непонятная страна, вдруг да  пробудит интерес к жизни.   Посещая исторические места  попал он и в Царское Село. На Божественной литургии в домовой церкви,  где некогда молились Царственные Мученики, он обратился к ним с горячей мольбой о помощи  —  и почувствовал, что Господь избавляет его от греховной страсти. 17 июля 1999 года он принял православную веру с именем Николай в честь святого Царя-мученика.

   Православная девочка Марина,  ученица средней школы  города Подольска, росла в семье, где особо почитали Царскую Семью. Как то раз, возвращаясь домой,  юная девушка подверглась нападению грубых хулиганов.  Трое молодых людей хотели затащить ее в машину, увезти и обесчестить, но внезапно в ужасе  бежали. Как оказалось, все трое увидели Императорских детей, которые заступились за девушку. Это произошло накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в 1997 году.   Впоследствии молодые люди горячо раскаялись и в корне изменили свою жизнь.

  Святой молитвенник за Россию.
  Одна женщина во время поста молилась в Храме Святого Николая Чудотворца  о спасении России. И вот,  в дымке тонкого видения явились ей двое. Впереди шел святой Николай Чудотворец и вел за руку Государя Николая Александровича. Обратившись к молящейся, святой Николай Чудотворец сказал: «Почто просишь меня? У России ныне есть заступник, его и моли!» — и, указав на Государя, добавил: «Вот новый Николай Угодник, благоверный Царь-мученик, святой молитвенник за Россию и за русский народ». (Из документов, собранных Георгием Новиковым)

  Православный воцерковлённый мальчик Александр  тринадцати лет, учащийся седьмого класса г.Санкт-Петербурга, неизлечимо заболел. Врачи неоднократно подтверждали неутешительный диагноз. В семье было особенное трепетное отношение к Царской Семье. Часто больной ребёнок смотрел на фотографию, мысленно беседуя с Царскими страстотерпцами. Господь сподобил соборовать мальчика в только что построенной недалеко от дома  небольшой деревянной церкви Святителя Николая Чудотворца. Каково же было удивление врачей,  когда вскоре обнаружилось, что все анализы изменились полностью. «Так может только Бог!» - призналась опытная профессор из Германии. Вскоре мальчик получил благословение послужить алтарником в той же церкви.

   Елена Д.  рассказывала,  что супружество ее было долгое время бесплодным. Она обращалась к разным врачам, и врачи ничем не могли ее обнадежить. Особенно часто она молилась Царственным мученикам, потому что, помимо того, что она всегда их почитала, она помнила о чудесно дарованном им Богом Наследнике после многих лет супружества. Однажды во сне увидела Государя в цветущем яблоневом саду. Царь с сияющим лицом протянул ей спелое яблоко, говоря слова утешения, которые она не запомнила. А когда проснулась, совершенно  ясно поняла, что у нее родится ребенок. Сейчас у нее уже двое детей.

    Сусанинские  болота.  (Из письма к Синодальной Комиссии )
  «Уважаемая комиссия Священного Синода по канонизации Царской семьи Николая II! Долго не решалась сообщить о событии, которое произошло со мной, православной христианкой Михайловой Евгенией Николаевной и моей знакомой, Мироновой Любовью Флорентьевной, в 1991 г. в октябре месяце. 15 октября 1991 года мы поехали за клюквой на болото в деревню Красницы, что в 25 км от Пушкино. Набрав ягод,  мы стали выходить из болота еще засветло — в 16 час. 30 мин., но выйти не смогли, хотя находились недалеко от выхода на нужную тропу. В октябре быстро темнеет, и мы потеряли ориентир — болото огромное, тропинок много. Тогда мы пошли на звук электрички и заблудились совсем. Я стала читать вслух молитвы, но чем дальше мы шли, тем места становились непроходимее — топи, поваленные деревья, и дороги назад тоже не было. Темнота надвинулась разом, кричать бесполезно — кругом никого нет. Я продолжала читать молитвы и идти, ощупывая палкой глубину воды. И вдруг я вспомнила, как озаренная, случай о том, как отряд казаков был окружен в болотах, и вместе с отрядом был обоз с детьми и стариками, среди них был священник. Они стали молиться Царским мученикам и вышли из болота к своим.
   Я в отчаянии стала читать в небо молитву, которая сложилась в моем сердце: «Убиенный благоверный Царь-мученик Николай, убиенная Царица-мученица Александра, убиенные мученицы Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, убиенный мученик Царевич Алексий, и все убиенные с ними, ради Господа нашего Иисуса Христа выведите нас из этого темного леса, из топкого болота! Царские мученики, спасите нас, рабу Божию Евгению и Любовь!» Это была молитва надежды и отчаяния, в абсолютной темноте и среди топи — мы ощупывали почву палкой, и шли, куда уже не знали совсем. Прокричала я два раза мою молитву — и что-то в темноте засветилось. Это был сук от дерева, без коры, и еще, и еще. Хватаясь за них, мы прошли по длинному дереву, под ногами не было воды. Вытянув руку вперед, как слепая, я шла и продолжала кричать в небо свою молитву, Любовь шла за мной. Молитв через пять мы вышли на широкую просеку. Светила луна, видны были на дороге следы, и мы долго шли по этой тропе и пришли в Сусанино. Проплутав в темноте 6 часов, приехали домой в полночь, не веря самим себе, что мы живы. Я заказала отслужить панихиду по Царским мученикам, и с тех пор для меня Царь-мученик Николай II и его семья — святые, наши спасители.»
    
    К моменту прославления Царственных мучеников накопилось огромное количество свидетельств об их чудесной благодатной помощи. Тут и исцеления больных, соединении разобщенных семей, особенная забота о детях,  защита  церковного достояния от раскольников,   мироточение  икон с изображениями Императора Николая и Царственных мучеников,  благоухание и появлении на их иконных ликах пятен кровавого цвета…Тысячи подписей порой стояли на обращениях мирян в поддержку канонизации. Архиерейский Юбилейный Собор 2000, внимательно ознакомившись с работой Комиссии,  принял решение о прославлении Императора Николая II, Императрицы Александры и чад их: Алексия, Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии как страстотерпцев в Соборе новомучеников и исповедников Российских.   
   Россия в лице Царственного страстотерпца приобрела удивительного защитника и ходатая перед Господом!


 1. Слово «страстотерпец» употребляется применительно к тем русским святым, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников.


Рецензии