Кино строчкой. Антиутопии и пост человеки

 

Люблю читать всяческие утопии/антиутопии. Смотреть экранизации бывает еще интереснее. Правда, сделать здесь хороший продукт весьма трудно. Многое быстро устаревает. К примеру, я так и не смог посмотреть разрекламированные в свое время «Бразилию» или «Зеленый сойлент».
Здесь собраны очень краткие заметки о тех фильмах, что вызвали интерес. Конечно, на эту тему я больше писал в других местах и по другим поводам. Но и здесь стоит отметить, что проблема (анти)утопий, это вопрос о том, сможет ли человек справиться со своей природой, с худшим в ней. Или имеющихся средств для этого не хватает, недостаток человечности порождает тягу/искушение ко сверхчеловеческому, и тогда прибегают ко всякого рода экспериментам: социальным, политическим, к технике, биологии и пр., что только усугубляет положение.
Надежда на выживание остается вечно актуальной. А популярность всякого рода страшилок ещё и заостряет внимание. Но, может быть, всяческая «безбашенная» фантастика – это и есть самые разумные предупреждения, что лучше ТАК НЕ ДЕЛАТЬ.



Матрица
 США, Австралия, 1999 

Особенна хороша первая «Матрица». Именно она вызвала поток «философии о кино». Почитал сборник «Прими красную таблетку. Наука, философия и технология в «Матрице» и захотелось пересмотреть культовый фильм. Ставка на качество и новизну себя оправдывает. Но только обычные зрители, но и философы восхищены «Матрицей». У них размышлять о философии фантастики – нормальное занятие. Но даже наши горе-философы что-то о «Матрице» прокукарекали: от Межуева-юниора до свердловских марксистов.
 Конечно, аллюзии на библейские темы и вопросы о человеческой свободе налицо. Но неожиданно образ «матрицы» отлично соответствует российской реальности. Нашу энергию тоже используют в качестве «батареек для Чужих (правда с меньшими КПД, нежели машины – большая часть просто уничтожается впустую на бессмысленные занятия и растраты). Иуд много, но российские «Сейферы», в основном, другие – они просто выбирают «синюю таблетку» и сдают реальность в обмен на «виртуальные бифштексы». Ни за грош! Свобода и будущее ими нафиг не нужны. Кормят нас, как и обитателей «Матрицы» отходами из мертвечины – жидкостью из старых ненужных теорий и идеологических помоев.
 И русский Нео (ONE), пожалуй, так и не придёт…   
 


Ева: Искусственный разум
 Испания, 2011 год
Роботики забавные, но чересчур эмоциональные. А интеллект" киберов, клонов и т.д. - это пока такая муть.
 

Химера
 Канада, Франция, США, 2009 год


Доигрались в "трансгуманизм"
Эстетическое измерение «постчеловека». Отвращение!
 
Чрево
 Германия, Венгрия, Франция, 2010 год

Очередная тягомотина на тему "этические аспекты клонирования"
Актриса из «Мечтателей» (амплуа – девушка с прибабахом) выносила клон своего погибшего любовника. Кто он ей, а она  - ему?


 
Не отпускай меня
 США, Великобритания, 2010 год

Настроение, конечно, испорчено.
 Какая изуверская фантазия!
 Такой сентиментальненький, цивилизованный фашизм.
 С одной стороны – это результат культурной мутации (англ-яп. - в случае с Исигуро).
 С другой стороны, западноиды в последнее время повернуты на сюжете с донорством органов (см. еще книжку «Биологический материал» Хольмквист). И все это в отличной порядке, без сопротивления со стороны жертв – в обмен на комфорт. Только немного сентиментально. Поживи немного, погрусти, пока не вырежут почку …
 Симптом? Да. Эта цивилизация уже знает, что скоро умрет. Но ей хочется сделать это «не доставляя беспокойства», ради продления комфортного существования добровольно жертвуя важнейший орган за другим. Сколько может быть таких «пожертвований»: два, три?..   
Запад покорно и лениво ждет своего последнего «пожертвования», то есть момента, когда его окончательно затопят волны «мультикульрных» миграций и великую цивилизацию постигнет судьба Византии. Но и нынешняя рашка ничем не лучше. Люди здесь озабочены, в основном, развлекухой и стремлением к материальным приобретениям (довольно скудным, по сути). Вот судьбы наших бедненьких «клонов» (как у Исигуро): быть зарезанным и/или изнасилованным кавказскими бандитами, стать жертвой произвола Ментов, пасть жертвой криминала, попасть на конвейер уничтожения в россиянской армии, командуемой заслуженным мебельщиком рф (недавно умер знакомый парень, от неоказания медпомощи в «лучшей части» росвойска), сократить срок существования от невыносимых условий жизни (бюрократия, наркомания-алкоголизм, несвобода, плохая экология, общая Бессмысленность существования). Ну, и тому подобное. Но живет – и ожидают «пожертвований», которые приходят все быстрее и чаще.


Господин Никто   
 Канада, Бельгия, Франция, Германия, 2009 год

Весьма тягостно и тягомотно
 
 
Зардоз
Великобритания, 1974 год

Антиутопия-трэш. Летающая каменная голова, полуголый Шон Коннори с патронными лентами, молоденькая Ш.Ремплинг, дикая эклектика. Позабавился вволю. Фильм увлекает своей бесшабашностью, переходящей в безбашенность. Отпечаток 70-х лежит на нем, напоминает образцы классической фантастики, когда авторы не боялись ставить смелые вопросы и лихо решать самые сложные проблемы. По идеям фильм со своей философией и теологией, колеблется между Ницше и «Волшебников страны ОЗ». Но кто сказал, что в последнем философии меньше.
Яркий протест против вторжения в замысел Творца и искажения человеческой природы.   
 
 
Альфавиль
 Франция, Италия, 1965 год

Антиутопия, Анна Карина, раздражающие диалоги, подростковая сексуальность, критика технократизма, «Правда-Фигаро», унифицированные новостройки, формула Энштейна как «слава КПСС!», юношеская фантастика, скука.
  Фильм имеет историческое значение, но всерьез сегодня относиться к претенциозным потугам Годара вряд ли стоит. Они подходили для культурного соблазнения инфантильных юнцов-бэбибумеров. Просто удивительно, как глупо.
 Место этого режиссера в лавке старьевщика.
  Есть кстати, хороший, живой фильм на сходную тему. Называется «Фантомас»   
 
 
На последнем берегу
 США - Австралия, 2000 год

Неубедительный римейк фильма 59 года, который в свое время наделал столько шума. И не затронутая сразу  ядерной войной Австралия, а атомная субмарина, поплывшая искать спасения – все обречены. Люди убили свою цивилизацию.


Рассказ служанки / История горничной
 Германия, США, 1989 год

Картина очень неприятная. Шлёндорф – режиссер очень контрастный. Или снимает шедевры, или – уж полное дерьмо. Первые получаются, когда он следует за нормальными человеческими чувствами и хорошей литературной основой, вторые, когда тужиться и воплощает на экране модные псевдо прогрессистные темы, вроде феминистских или политкорректных затей.
  «История горничной» из последних примеров. Допустим, проникнемся идеей этой антиутопии, ратующей за нынешнюю толерантность. Ну, победят «повстанцы» плохую диктатуру, ратующую за мораль, религию и деторождение (Почему именно такую связь выбирают политкорректные наши деятели?). А дальше - что? Если новые люди почти не рождаются?.. Эта цивилизация завела себя в тупик и продолжает настаивать на правильности такого решения.   
 

Турбаза «Волчья»
 Чехословакия, 1985 год

 Хотел посмотреть с 80-х годов. Увидел гораздо позже.
 Титры на фоне тающего наста, снег снят с близкого расстояния. Тревожно. Мощное начало и идея с очень большим потенциалом. Как поведут себя молодые люди в экстремальных условиях, вдали от привычной страховки со стороны общества. Но, по-моему, потенциал фильма в полной мере не реализован. Многие идеи и сюжетные линии «повисают». На мой взгляд, также вся эта инопланетянская мистика снята плохо – она лишь мешает раскрытию основной идеи. Зло выглядит каким-то несерьезным.
 Хитилова как режиссер очень одарена, но как-то бывает «провинциальна».
 Хорошо, но не более того. Шедевра не вышло.   
 

Аватар (2009)
 США, 2009 год

ТОРЖЕСТВО аборигенов над колонизаторами, нави над землянами, аватара над телом, биологической цивилизации над механической, виртуальности над реальностью, фэнтези над действительностью, детства над взрослостью, матриархата над патриархатом, зрелищности над содержанием, компьютерной графики над традиционным кинематографом… добра над злом.
 
Небесный Капитан и Мир Будущего
 США, 2004 год

Люблю стильные фильмы. Содержание - комикс, но как хорошо сделано. Ребенок любил смотреть. Сегодня все не очень хорошо, и поэтому есть потребность поиграть в «альтернативную историю» хотя бы на уровне героев комиксов и технических альтернатив «дизель-панка» или чего-то там еще.
На дирижабле не отказался бы прокатиться, будь они безопаснее.

 
 


Пекло
 Великобритания, 2007 год
Посмотрел «Пекло» на DVD. Давно не получал от фильма такого удовольствия. Настоящая фантастика, хотя и ненаучная. Все понравилось: замысел, действие, психологизм, визуальные эффекты. Не «Солярис», конечно, но и сравнивать не надо. «Пекло» - кино начала нового тысячелетия. Весёленькая жизнь кому-то предстоит. Летим в самое пекло.
 

Аэлита
 СССР, 1924 год

 Этот немой фильм смотреть особенно интересно – ощущаешь эпоху великого разлома. Немую «Аэлиту» сняли очень оперативно – вскоре после выхода книги. Играют великие актеры: Церетели, Ильинский…
В то же время, как явствует уже из начальных титров, искать там близости к первоисточнику не стоит – это злая сатира на жизнь после Гражданской войны, когда и марсиане могли пригрезиться, а мечты о перманентной революции захватывали и соседние планеты. Безумное время, но какое интересное!
 Между прочим, потом снять нормальный фильм по замечательной повести Ал. Толстого так и не сподобились. А какой бы «блокбастер» мог получиться – не чета дрянным «дозорам»!   
«Прекрасный новый мир»
Было несколько экранизаций, но они вышли неудачными. Лучше читать роман самого О.Хаксли, а также авторский комментарий к роману, написанный уже в 1950-е годы.


1984
1984, Великобритания


Другая великая антиутопия ХХ века – это вариант Оруэлла. Подчинение не через манипулирование, а через прямое насилие, страх, ну, и конечно, контроль за «мыслепреступлениями».
В 1984 году экранизировали. К дате и в рамках «холодной войны» Океании против «Евразии. Идейную сложность и смысловое богатство романа на экране отразить, конечно, не удалось. Но фильм сам по себе не очень плохой.
Если брать отечественное восприятие, то действительность в «сссср» была куда страшнее.
  «1984» - это, скорее, англосаксонская рационализация и адаптация представлений о том ветхозаветном и кавказском беспределе, который творили в «Евразии» - России захватившие ее «интернационалисты».
  Фильм, повторим, с шедевром Оруэлла не сравнится, но как наглядное пособие – сойдет.
Да и про саму «Океанию» кое-что понять можно.

 «Облачный атлас» (Cloud Atlas) 
США, 2012
 

Нечто интересное, и, пожалуй, достойное внимания. В этом году, кажется, не было других фильмов, которые «нужно посмотреть».
«Облачный атлас» - посмотрел. Почерк Митчелла (автора экранизированного романа) узнаваем, ну, и кино-версия удалась.
Очень хорошо и о+ригинально снято (и написано). Монтаж эпизодов из разных эпох (прошлых и будущих), выглядит довольно органично. Актеры (играющие разные роли из разных времен) тоже не подкачали. Особенно «прикольными» мне показались сцены из футуристического «Нью-Сеула». Там биоробот, загримированная под кореянку, перед тем как восстать против тамошнего тоталитаризма, изучает взгляды Солженицына. Супер!
(Правда, западноиды, как обычно небрежны  в отношении русских – не жил Александр Исаевич в Вермонте «один», как утверждает другой персонаж фильма).
Но всё снято  очень живенько, в том числе, и постапокалипсис. Однако, несмотря на новации с монтажом (параллельное действие в шести эпохах) и другие замечательные достижения показывается «мерзость гнусная».
Дело даже не в политкорректности (борьба против расовой дискриминации и права секс-меньшинств и пр.). Взгляд авторов на судьбу человеческой цивилизации и нашего рода крайне пессимистичен. Ничего нас не ожидает в прекрасном новом мире будущего, кроме нового тоталитарного человейника (с биокуклами для работы, кайфа и протеинов) и последующей глобальной катастрофы. Ничего другого вроде и не заслужили, несмотря на нравственное мужество и подвиги некоторых героев.
Некоторые избранные герои спасутся – на неизвестном  космолете их вывезут на неведомую планету. Там расовая проблема будет решена.


Рецензии