Асенька. часть 1

"Зарождение". Картина Ирины Кузьменко

Светлой памяти севастопольского врача-психиатра
Екатерины Александровны Самоходовой посвящается


"Если мир можно спасти, то он будет спасён духовностью.
<...> и духовный мир отдалённого будущего будет не только
лучшим, но и гораздо более безопасным местом".

Лорд Рис-Могг, «Независимый»

— Смотрите, смотрите! Чайки прилетели! — Красивые белокрылые птицы с криком кружили над памятником. Полёт их был плавный, парящий, с редкими взмахами крыльев.

— А почему чайки прилетают, когда мы приходим к Асе?

— Почему? — Ольга Владимировна на минуту задумалась над вопросом правнучки. — Да потому, что наша Ася тоже Чайка, чеховская. Вздохнула так глубоко, как, может быть, вздыхают пару раз в жизни, и неторопливо процитировала: — Я верую и мне не так больно, и когда я думаю о своём призвании, то не боюсь жизни.

26 апреля 1986 года мир облетела весть: на Чернобыльской атомной электростанции произошёл взрыв. Эта весть тогда ещё не была страшной. Канун майских праздников. Паники быть не должно! Истинное положение вещей умалчивалось. Позже, гораздо позже мир узнает о великих жертвах и страданиях. О ликвидаторах, заражённой местности, лучевой болезни. Узнает и о том, что этот взрыв ввёл человечество в новый этап развития цивилизации, о котором лишь смутно, интуитивно догадывались писатели-фантасты. Отголоски этого взрыва слышны и по сей день. Они в сломанных судьбах, несбывшихся надеждах, в страданиях, болезнях, оборванных, непрожитых жизнях.

Собравшиеся родственники молча смотрели на гордых, свободно парящих птиц.
Первым заговорил Глеб:

— Время проходит, а я всё так же чувствую Асю рядом. Я даже люблю её ещё больше...

Детство

Анастасия выросла в дружной семье. Эта яркая, колоритная девочка, с огромными блестящими глазами, спокойная, озорная, улыбчивая, как все дети, которых любят, окружённая аурой серьёзности, отлично вписывалась в любую обстановку. Она не была младшей, хотя родилась на полтора года позже своей сестры Анны. Может, в этом была заслуга родителей, которые одинаково одевали девочек, да и относились к ним как к равным. А может, данное ей красивое имя А-на-ста-си-я, звучащее широко, как выходящая на широкий плёс река, которое возбуждало потребность самоутвердиться, уметь держаться самостоятельно, а в случае чего и постоять за себя. А имя, как известно, многое определяет, обязывает и даже властвует.

Когда Анне исполнилось четыре года, её определили в детский сад. А что делать с Асей? Той и трёх лет ещё нет. Рано утром, держа сестру за руку, Ася тоже идёт в детский сад. Воспитательница, приняв Анну в группу, обращается к малышке:

— А тебя как зовут?

— Ася, — низким голосом отвечает та.

— А ты ложкой есть умеешь?

— Умею.

— И одеваешься сама?

— Сама.

— Тогда и тебя возьмём в группу. — Так и стали сёстры ходить в детский сад вместе.

Приближался Новый год. На утреннике в детском саду сёстры должны быть снежинками. Им срочно нужно два одинаковых костюма, а мама так некстати заболела. Совсем никудышная. И температура высокая, и обморочное состояние. Отец девочек, морской офицер, только что вернулся из очередного похода. Он вызвал скорую помощь.
Врач, оглядев больную, решительно заявляет:

— В стационар! Немедленно!

— Не могу, — возражает больная, которую только что привели в чувство. — У девочек новогодний утренник. Им нужно костюмы приготовить.

— Да, причина уважительная, — входит врач в положение матери. — Доставайте пенициллин. Колоть надо.

Медсестра регулярно делала уколы. Сутки Ольга Владимировна пролежала пластом с очень высокой температурой, а потом поднялась и пошила дочкам костюмы. Одинаковые, как всегда. На утренник в детский сад девочек повёл отец. Он же с удовольствием водил дочерей и по всем возможным ёлкам города. Посещение городских ёлок с любящим папой закончилось диатезом. Всюду давали подарки с конфетами, и Ася ела их «от души». Всё тело у неё покрылось сыпью, но она была довольна утренниками и соглашалась, чтобы ей делали эти противные примочки.

Однажды девочки упросили отца зайти на рынок. Зашли. И что они там купили? Живого кролика! Принесли его домой. А жили в то время в коммунальной квартире. Мама «очень обрадовалась» покупке, но что делать? Соседке кролик понравился. Поместили животное на общей кухне. Утром обнаружили, что тот съел соседскую капусту, да и напачкал везде. На семейном совете решили отнести кролика в живой уголок детского сада, где уже жили курочки. Заведующая приняла кролика. Дети приносили из дома листочки капусты, морковку и с удовольствием кормили его, а Ася гордо всем заявляла:

— Это наш кролик.

На день рождения Анны бабушка прислала посылку, где было две куклы. Почему-то обеим девочкам понравилась меньшая кукла. Выбор делает не именинница, а Ася. Она рассуждает так:

— Я меньшая, значит, и меньшая кукла моя. — Что тут возразишь? С раннего детства Ася была удивительно рассудительной.

В связи с болезнью деда родители уехали к нему в другой город. Девочки остались дома с родственницей. Однажды в разговоре та спросила:

— А вы любите маму, папу?

— Да! — дружно ответили обе. — Потом, внимательно глядя на тётю, Ася выразительно добавила: — А сейчас больше всех я люблю вас.

Умение чувствовать людей и чётко понимать, как с кем себя вести, как разговаривать, и определит её будущую профессию.

Время шло. Девочки подрастали. В семь лет, как было положено в то время, Анна поступила в школу. Теперь у неё появились карманные деньги, которые родители давали на школьные нужды, и новая обязанность — забирать Асю из детсада. Как-то по дороге домой Ася спросила сестру:

— У тебя много денег?

— А зачем тебе деньги? — удивилась та.

— Хочу, чтобы меня постригли в парикмахерской как актрису кино. Мама сказала, что это очень модная стрижка «гарсон».

— Вот у мамы и спросим, нужен ли тебе «гарсон».

— Зачем спрашивать? Мы ей сюрприз сделаем. Её дочка будет модная и красивая как актриса. — Сестра согласилась. Домой пришли обе в слезах.

— Некрасивая я теперь, некрасивая, — причитает Ася, пышные волосы которой торчат во все стороны, а не лежат так красиво, как гладкие волосы актрисы.

— Красивая. Красивая. Модная, — успокаивает её сестра.

— Не буду ходить в садик!

— Одна дома будешь сидеть? — Ася достаёт из шкафа праздничный колпачок, натягивает его на голову. — Вот так. Буду ходить в садик в шапочке-малинке. Пока волосы отрастут.

Погода стояла уже довольно теплая, но никакие уговоры снять колпачок не помогали. Так и ходила Ася в детский сад целый месяц в колпачке. Был и такой случай. Отец забрал Асю из детсада. Идут, взявшись за руки. Вдруг девочка вырывается и бежит.

— Осторожно! Там канава! Упадёшь! Ножки будут болеть! — пытается остановить её отец.

Куда там! Ася падает в канаву и причитает:

— Ой! Ножки боля-я-т! — Пришлось отцу нести её домой на руках.

Ольга Владимировна открыла им дверь, впустила в квартиру и строго посмотрела на дочь. Та слезла с рук отца, отошла в сторону, совсем не хромая.

— И долго ты её нёс? — поинтересовалась мать.

— Всю дорогу от садика до дома.

Ольга Владимировна была строга, но справедлива. Считала, что отсутствие твёрдости к детям есть недостаток внимания к ним. Как-то зимой она отпустила девочек погулять во дворе, а они убежали на улицу. Мать нашла их, привела домой. Старшую дочь отшлёпала ладошкой через толстое зимнее пальто, а ревела Ася. Так орала, что соседка прибежала спасать девочку. А ту и пальцем никто не тронул. В дальнейшем Ольга Владимировна свято чтила основной закон воспитания: «Чего нельзя добиться разумом, никогда не добьёшься силой».

Счастливая, невозвратимая пора детства проходила в хорошем дворе в весёлые шестидесятые годы «хрущёвской оттепели». Это была жизнь, в которой скромный коммунальный быт сочетался с высокой одухотворённостью. Детей во дворе было человек двадцать. Играли в «казаков-разбойников», готовили спектакли. Родителям писали «Приглашения», и те со своими стульчиками шли смотреть представление. Ася охотно выступала в спектаклях, в коллективных и в сольных танцах. В праздничные дни во дворе накрывали общий стол, выносили еду, кто что мог, пели песни, танцевали. Двором ходили на море купаться.

Все переодевались на пляже, Ася в свои четыре года — только в раздевалке. Родители замешкались, а ребёнок прыгнул с пирса в воду. Мужчина, решив, что тот упал, кинулся спасать. Вытащил из воды и поднял над головой с криком:

— Чей ребёнок?

Конечно, это Ася! Уже в четыре года она не боялась воды, отлично плавала, ныряла. Отец, мастер спорта по плаванию, старался и дочерям привить любовь к спорту.

— Воспитаю из них чемпионок, — любил говорить он. А ещё мечтал: — Обязательно будут верными болельщиками за команду «Динамо».

К шести годам Ася была хорошо физически развита, читала, считала, и её, шестилетнюю, приняли в школу. С первой учительницей Анастасии повезло. Милая добрая Мария Васильевна! Как чутко она относилась к детям! Как профессионально сплачивала детский коллектив. На долгие-долгие годы заложила в сознание детей принципы коллективизма, дисциплины, доверия.

Первая поездка класса за город. Крымский лес, сверкающий осенними красками: жёлтой, оранжевой, красной, на фоне вечнозелёной хвои. Голубое высокое небо, свежий, бодрящий воздух, возбуждающий аппетит. Родители дали детям с собой еду. Один мальчик сразу же проголодался, отошёл в кусты и съел в одиночку свой запас.

— Ребята! Будем готовить общий стол, — обратилась Мария Васильевна к ученикам. — Выбираем дежурных по хлебу, колбасе, яйцам, сладостям и всему остальному. У кого что есть, сдавайте дежурным, а они поделят на всех, обойдут и накормят. —Шумно, весело, в виде игры получился коллективный обед.

— Дети, давайте пригласим к общему столу и вашего товарища, что отошёл в кусты.

Позвали. На последующих мероприятиях этот ученик был уже в числе самых активных.
Как губка впитывает Ася опыт работы любимой учительницы, который пригодится ей в сложной работе с людьми.

В классе постоянно устраивались праздники. Класс занимал первые места в конкурсах. Марию Васильевну считали своим классным руководителем даже после окончания начальной школы. В шестом классе, выиграв конкурс «Лучшая песня», получили в награду поездку в Киев. Сопроводить детей упросили всё ту же Марию Васильевну. И спустя двадцать пять лет после окончания школы класс собрался почти в полном составе на традиционную встречу. Хроника школьной жизни представлена в фотографиях на нескольких рулонах обоев, импровизированный концерт и огромная радость встречи с друзьями, учителями и, конечно же, с Марией Васильевной. Судьбы у бывших одноклассников разные, но все живут и трудятся честно, достойно.

В школьные годы, несмотря на младший возраст, Ася всегда была во главе коллектива, а с восьмого класса стала избираться секретарём комсомольской организации всей школы. При этом успевала не только отлично учиться, но и заниматься музыкой, спортом. По утрам для укрепления здоровья бегала вверх-вниз по аллеям Синопского спуска. До поздней осени купалась в море. Дружна Ася была со всеми. Её уважали даже самые «безбашенные» ученики. Внешне она казалась какой-то несобранной, с торчащими во все стороны кудрявыми волосами, которые выбивались из причёски и падали на глаза. Когда же она начинала говорить, преображалась. Её голос звучал всегда спокойно, уверенно. К ней прислушивались, её инициативы поддерживались. Часто они были неожиданными, смелыми. Их воплощение в жизнь — виртуозным.

Восьмой класс остался после занятий определиться с участием в конкурсе строевой песни. Классный руководитель «на больничном», решения принимают сами ученики. Предложений немного, да и те неинтересные. Поднимается со своего места Ася.

— Кто знает песню «Бригантина»?

Неуверенно подняты две руки. Песня эта, написанная ещё в довоенное время, вновь становилась популярной в шестидесятые годы после её исполнения Юрием Визбором, но школьникам широко известной ещё не была.

— Слушайте. — Ася вышла к доске, встряхнула по привычке головой, убирая падающий на глаза локон, и слегка исподлобья окинула строгим взглядом класс. В наступившей тишине зазвучал её спокойный уверенный голос:

Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза.
Во флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса...

Текст песни плавно изливался из восторженного сердца чтеца. Восторг романтики охватил и слушателей. После окончания текста в классе некоторое время длилось молчание, а потом, как прорвало, заговорили все разом. Мнения были и «за», и «против». Более осторожные сетовали:

— Это не строевая песня, а застольная! Как ещё посмотрят на «бокалы терпкого вина», на тост «за непокорных»!

Большинство воодушевлённо считало:

— Здорово! Берём! Диктуй слова!

Ася подняла руку, призывая всех успокоиться.

— Песня ритмичная, а строевой мы её сделаем. А как примут «Бригантину» с вином и тостами, зависит от нашего исполнения. Записываем слова и вперёд!

Чеканя шаг в матросских клёшах, класс так исполнил песню, что ещё долгое время ребят приглашали выступать уже на городских мероприятиях. Анастасия увлекалась плаванием, туризмом, волейболом, баскетболом, гимнастикой. Пожалуй, не было таких соревнований, где бы она не участвовала, и где бы не побеждала её команда. А капустники! Всё сказано, по каждому предмету и всегда в точку.

Одноклассники сочинили про Асю стишок:

Она берётся за всё сразу,
Не подвела ещё ни разу.
Добрый, славный, верный друг.
Много у Аси друзей и подруг.

Ответственности Анастасия не боялась. Как-то во время школьного мероприятия мальчишки забрались в чужом классе в шкаф, где и «попались». Актив класса в полном составе вызвали к директору школы и тот начал отчитывать ребят:

— Вы подвели классного руководителя, которая отвечает за вас. У неё из-за вас будут неприятности.

Неожиданно для всех Ася выступила вперёд и заявила:

— Классный руководитель здесь ни при чём. У нас есть своя голова на плечах, сами и должны отвечать. Класс может существовать и без классного руководителя. Такие эксперименты самоуправления в нашей стране уже проводятся.

Чего не было? Интриг. Асе можно было доверить сокровенное. Она всегда внимательно выслушивала и бережно хранила тайны. Анастасия легко сходилась с людьми самого разного возраста и занятий. Находила в них что-то такое, что достойно удивления. В Херсонесе как-то познакомилась с проживающей там пожилой женщиной, стала регулярно навещать её, подружилась, узнала чуть ли не всю её жизнь.

Мечта

Успешно освоив все школьные предметы, Ася выбрала профессию, объединяющую и физику, и химию, и биологию — ГЕНЕТИКУ. Об этой новой модной науке, которая в руках недобросовестных учёных и политиков может стать очень опасным орудием, следует сказать особо.

Генетика (от греческого genesis — происхождение) как наука начала развиваться во второй половине XIX века. Её основы заложил австрийский естествоиспытатель Грегор Иоганн Мендель, который сформулировал закономерности наследственности. Интерес к этим работам вновь проявился в начале XX века, когда американский биолог Томас Хант Морган и его школа обосновали теорию наследственности. Это позволило выяснить механизмы законов Менделя, разработать генетические основы теории естественного отбора, проложить путь моделированию биологических процессов.

В 20-30-е годы ХХ века большую роль в развитии генетики сыграли работы советских учёных: Н.И. Вавилова, Н.К. Кольцова, С.С. Четверикова, А.С. Серебровского и других. А уже в 40-х годах генетика была объявлена в СССР «лженаукой». Учёные подверглись репрессиям. Запрет на генетику существовал вплоть до 1964 года. С середины 60-х годов началось восстановление генетики. Вышли и школьные учебники, знакомящие старшеклассников с основами этой науки.

— OMNES VULNERANT ULTUMA NECAT, что в переводе с латинского означает — ГЕНЫ ПРЕДКОВ ОЖИВАЮТ В НАШИХ ОРГАНИЗМАХ! — восторженно делилась Ася с родителями своими познаниями основ генетики. — Все наследственные признаки определяются генами! Суть — быть похожим на родителей и отличаться от них! Генетика — наука будущего!

По убеждениям Аси, следовало выбрать высокую цель и на пути к ней преодолевать все препятствия. Как птица в полёте, она стремилась подняться выше, выше, ещё выше. А это МОСКВА — УНИВЕРСИТЕТ — ГЕНЕТИКА.

Затея Анастасии поступить в МГУ на кафедру генетики биологического факультета была заведомо обречена на провал. Девочка с отличными знаниями, но иногородняя, без протекции. Да ей всего-то шестнадцать лет! Вступительные экзамены Ася сдавала на «отлично», а на последнем экзамене ей предложили отказаться от генетики и выбрать любую другую специальность на том же биологическом факультете университета. Девушка не отказалась от своей мечты. Ей поставили оценку «хорошо», по конкурсу она не прошла. О своём душевном состоянии она пишет школьной подруге:

«Только не думай, что я «убиваюсь» в слезах. Некоторые считают, что они «теряют» годы, когда не поступают, а я почему-то думаю, что мне это поможет ещё кое-что понять и во всём как следует разобраться (прежде всего, в самой себе).
А вообще, Галочка, ты не представляешь, как я благодарна маме за то, что я «трезво» смотрю на многие вещи».

Анастасия записывается на подготовительные курсы, получает задания и возвращается домой. Она устраивается на работу в биологический институт и старательно готовится к повторному поступлению в МГУ на ту же специальность.

Спустя год картина повторяется. На последнем экзамене ей снова предлагают отказаться от своей мечты. Она не отказывается, получает оценку «хорошо» и второй раз не проходит по конкурсу. Железная решимость, упорство, деловитость не позволяют ей отступиться от цели. Она будет поступать на генетику в третий раз!

Призвание

Лето. Родители советуют Анастасии поехать в Ленинград к тёте Марине, чтобы там отдохнуть от вступительных экзаменов.

Тётя Марина — это не родственница, а самая лучшая, самая преданная подруга матери, с детства и на всю жизнь. До войны девочки жили в Смоленске, учились в одной школе. Обе были отличницы, занимались музыкой, мечтали о будущем. Война раскидала их по разным городам, но они нашли адреса друг друга, переписывались, а после войны снова встретились в родном Смоленске. После окончания школы Ольга поступила на исторический факультет Московского университета. Успешно окончила и университет, и аспирантуру, вышла замуж за морского офицера и уехала в Севастополь, где сначала стала работать в музее, а затем преподавать в институте.

Марина — типичная «круглая отличница», девушка, аккуратная во всём: в причёске, в одежде, в делах и помыслах. В школьные годы мечтала стать или инженером, как её отец, или врачом, как отец Ольги. После окончания школы выбрала профессию врача и поступила в медицинский институт в Смоленске. На третьем курсе перевелась в Ленинград. Окончив с отличием Ленинградский медицинский институт, могла остаться на кафедре и заниматься наукой, но в память о любимой тётушке Лёле решила стать инфекционистом. Та умерла от воспаления головного мозга. Работая по комсомольской путёвке в тайге на строительстве нового города Комсомольск-на-Амуре, после укуса клещом заболела энцефалитом — острым инфекционным заболеванием, вызываемым вирусом, переносчиком которого и является это паукообразное насекомое — клещ. В Ленинграде Марине не нашлось место инфекциониста, и она уехала на Дальний Восток. Там увлеклась работой, осваивая передовые методы лечения и новейшую аппаратуру. Вскоре она познакомилась с замечательным человеком — военным врачом-психиатром Фёдором Николаевичем и вышла за него замуж.

Фёдор Николаевич несколько старше Марины. Человек чеховской наружности. Высокого роста, стройный, лёгкий в движении, приветлив, но сдержан. С широким чистым лбом и спокойным взглядом, который бывает у людей сильных духом. Говорил он довольно оживлённо, просто и кратко. И даже во время разговора всё думал о чём-то своём. Скромность, интеллигентность, порядочность — вот главные черты, характеризующие его.
С мужем Марине Сергеевне пришлось часто менять места жительства (Владивосток, Таллинн, Балтийск, Кронштадт, Ленинград). Любимую работу приходилось менять «на что попадётся». Чаще попадалось место терапевта. При замужестве Марина оставила свою фамилию, но её стремление сохранить независимость, хотя бы в фамилии, никем не было признано. Почему-то её больше знали как жену всеми уважаемого доктора и называли даже на её работе по фамилии мужа. Вот такой был Фёдор Николаевич!

После замужества Ольги и Марины дружили семьями. Было ощущение, что они даже ближе, чем родственники. Периодически переписывались, ездили в гости. Может, не слишком часто, но так распоряжалась жизнь: то работа, то болезни, то чувство долга перед родителями и перед детьми. Но близость с годами не утрачивалась.

В семье тёти Марины Асю любили, считали воплощением жизнерадостности и с удовольствием приняли гостью. Семья собралась за общим столом. Разговор зашёл об учёбе.

— И что ты зациклилась на генетике? — обратился к гостье Фёдор Николаевич и, не ожидая ответа, заключил: — а мне моя профессия нравится.

— Лечить психических больных? — скептически спросила Ася.

— Я бы сказал иначе, — спокойно возразил доктор. — Возвращать людей к нормальной жизни. — Поговорили на разные темы. Фёдор Николаевич в своей манере в основном молчал и без видимой связи вдруг предложил: — Поедем завтра в клинику. Посмотришь на мою работу. Может, она и тебе понравится.

— Вряд ли, — в своей манере говорить быстро отозвалась девушка, но согласилась сопроводить Фёдора Николаевича и посмотреть на его работу.

Утром встали рано, позавтракали и отправились в клинику. Тётя Марина напутствовала мужа:

— Не перегружай девочку. Она же к нам отдыхать приехала.

— Не буду, не буду, — заверил доктор.

Надо отметить, что Фёдор Николаевич, коренной ленинградец, был очень доволен тем, что, выйдя в отставку, получил место заведующего психоневрологической клиникой в своём родном городе. Гордился клиникой. Особенно новыми корпусами лечебно-трудового диспансера.

В клинике Анастасии выдали белый халат и накрахмаленную шапочку. Копна густых вьющихся волос едва поместилась под ней. Критически осмотрев себя в зеркале, девушка нашла свой вид довольно привлекательным.

— А мне идёт быть врачом, — засмеялась она.

— Ещё как, — оценил Фёдор Николаевич, невольно залюбовавшись красивой фигурой девушки, которую знал немного пухленькой в детстве и угловатой в юности, затем, спохватившись, поторопил: — Пошли, Асенька, пора.

Обход начали с лечебно-трудового диспансера. В больших светлых мастерских люди занимались трудотерапией. При появлении докторов все встали и, приятно улыбаясь, поздоровались. «Какие же это больные?» — подумала Ася, а после посещения мастерских этот же вопрос задала Фёдору Николаевичу, глядя на него живым заинтересованным взглядом.

— Хм-м! — протянул доктор. — Патологии разные бывают. Вот, например, человек регулярно всюду опаздывает. Его ругают, на него обижаются. На вид совершенно нормальный человек, а он, возможно, нездоров. Есть люди с нарушением временной координации, с нарушением сна, ориентировки во времени, в окружающей обстановке, с затруднениями с памятью. Их не ругать, их лечить надо.

— А сотни всякий фобий! — продолжил он после небольшой паузы. — Сейчас начнём приём, и ты всё сама увидишь. Вообще-то, психопатологические симптомы имеют защитную природу, спасая человека от более сильной психической травмы, которая может разрушить личность

На приёме Ася была удивлена тем, как обследовали больных. Их почти не расспрашивали. А на её вопрос, заданный после осмотра пациентов, Фёдор Николаевич ответил так:

— Тут полезнее слушать и наблюдать, чем расспрашивать. У нервнобольных людей личность искажена. Уже то, как больной вступает в диалог с врачом, имеет диагностическое значение. Больных лучше не перебивать, не спорить с ними. Надо обращать внимание на их лексику, на словарный запас, на манеры. А расспрашивать их бесполезно.

— А почему на приёме вы ничего не записываете? — продолжала удивляться девушка.

— Не рекомендуется. Беседа не должна производить на больного впечатление допроса.
После обследования каждого пациента Фёдор Николаевич тщательно записывал всё, что считал нужным. Его почерк: тонкий, мелкий, с первого взгляда казался небрежным и некрасивым, но, если к нему приглядеться, ясный, характерный, как и всё, что было в нём.
В тот день пациенты на приёме оказались довольно спокойными.

— А если попадётся агрессивный больной? — поинтересовалась Ася.

— Бывают и такие. С ними надо вести себя осторожно, но решительно. Не выказывать страха и вовремя прекратить обследование.

В конце дня вопрос задал Фёдор Николаевич:

— Ну, что, Асенька, устала?

— Немного, — отозвалась та и тут же поинтересовалась:

— А завтра продолжим?

— Продолжим, — согласился доктор и довольный рассмеялся.

Ленинградское лето. Пасмурное... Дождливое... Так и располагает к работе.
Анастасия ежедневно в течение месяца сопровождает Фёдоровича Николаевича в клинике. За это время были обследованы пациенты с различными симптомами.

— У этого больного эйфория, — заключил доктор после обследования довольно приятного мужчины. — Такие больные встречаются довольно часто. У них болезненно-повышенное настроение, состояние блаженства, довольства. Они переоценивают свои силы и здоровье, многое обещают, а выполнить обещанное не в состоянии. У них часто возникают конфликты с людьми. Их не понимают, а они страдают.


Анастасия узнала, что у психически больных людей нарушены эмоции. А это радость и печаль, любовь и ненависть, страх и гнев, удовлетворённость и огорчения. Частый симптом психических расстройств — страх. Он держит человека лучше всяких стен. В постоянной тревоге человек ждёт событий, которые должны оправдать его мучительные опасения и страхи. Страхи... Страхи... Страхи...

— Психические заболевания, — объяснил Фёдор Николаевич, — проявляются в форме двух, полярно противоположных состояний — депрессии и мании. Депрессия — одно из самых распространённых психических расстройств. Больные всё видят в мрачном свете, будущее не сулит им никаких радостей. Они жалуются: «тоска сжимает мне грудь», «тяжело на сердце», «в груди словно камень», «я точно окаменел», «нет чувств». Они мучительно переживают, что их чувства как бы замерли, окаменели. Радость и горе близких и дорогих людей им чужды.

Закусив губу и склонив набочок голову, Ася с большим интересом слушала доктора. А тот продолжал:

— При противоположных, маниакальных состояниях настроение у больных повышенное, мышление ускоренное, деятельность активная. Люди совершают необдуманные поступки, делают нелепые покупки, вступают в случайные связи.
Поступил в клинику на обследование и пациент, натворивший много бед.
— Это патологический аффект, — пояснил доктор. — Кратковременное психическое расстройство. Отличается быстрым и бурным развитием. Помрачение сознания возникает как реакция на внезапную интенсивную психическую травму. Это может быть тяжёлая обида, неожиданное оскорбление.
В работе незаметно шло время. Шизофрения... Алкоголизм... Тяжёлые психозы...
Удивляло Анастасию не только разнообразие психических расстройств, но и большое, очень большое количество пациентов, страдающих этими расстройствами.

— Да, больных много. Очень много, — согласился Фёдор Николаевич. — И это в спокойное мирное время. В экстремальных, стрессовых ситуациях их куда больше. — И после некоторой паузы вздохнул и добавил: — Лечение психических больных можно доверить специалистам только высшей квалификации. А вот их-то мало. Очень мало. А они нужны! Как же они нужны, эти специалисты высшей квалификации! — Протяжно вздохнул, затем продолжил: — В помощь терапевту есть результаты анализов, рентгеноскопии. А чем располагает психиатр? Теоретические знания, практический опыт, да ещё душа, чувствующая, понимающая душевные переживания и страдания, позволяющая проникнуть во внутренний мир пациента. — И, серьёзно глядя на девушку, предложил: — Асенька! Иди в психиатры. У тебя получится.

Девушка удивлённо посмотрела на доктора, затем как-то неожиданно для себя кивнула и пообещала:

— Я подумаю.

За время ленинградской практики у Анастасии пробудился интерес к сложной профессии врача-психиатра. Пациенты были разные. Их болезни подготавливались условиями жизни. В каждом случае скрывалась какая-то своя тайна, которую надо было разгадать. Она чувствовала, что ей хочется разгадывать эти тайны! Ей хочется возвращать людей к нормальной жизни! Возвращать им веру в себя для преодоления жизненных обстоятельств.

Месячный отдых, если можно его так назвать, окончен. Пора возвращаться домой. И уже на вокзале, обняв по-отечески гостью, Фёдор Николаевич ещё раз попросил:

— Подумай, Асенька.

— Подумаю.

Девушка улыбнулась, и на её правой щеке появилась ямочка, придающая ей особое очарование.

Продолжение http://www.proza.ru/2012/12/22/754


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.