Магический реализм
МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
Весенними днями, когда солнце уже распекало распутицу на дорогах, в провинциальный городок приехал седой профессор – попутным ветром занесло, можно сказать. Профессор пришёл в редакцию; там у него было кое-какое дельце.
-А где редактор? – спросил неожиданный гость.
-Ждём-с! - беззаботно ответил кудрявый парень и пошутил: - Должен быть со дня на день.
Не теряя времени, седой профессор не спеша достал очки, «застеклил» суровые серые глаза и несколько минут читал свежие газеты, согретые солнцем на полировке стола.
-Снова какая-то странная байка о магическом реализме, - проворчал профессор, неодобрительно качая сединами. - Такое ощущение, что многие из нас в трёх соснах заблудилось.
-В каком это смысле? – Молодой журналист оживился, глядя на свежую газету. – Вы о чём? Вы о ком?
Профессор снял простые скромные очки, блеснувшие на солнце так, будто они золотые. Голос у профессора был низкий, но заговорил он о самых высоких материях.
-Колумбийца этого, Габриэля Маркеса, почему-то считают Колумбом, первооткрывателем «магического реализма». – Палец профессора поклевал по газете.- Это что? Заблуждение? Или простое передёргивание фактов? Литературоведы, черти, как сговорились. А между тем, этот великий колумбиец никакого магического реализма не изобретал.
В глазах у молодого журналиста промелькнули весёлые искорки.
-А что же он, простите, изобрёл? Велосипед? Или порох?
-Ну, если вы хотите знать… - Профессор начал говорить как будто с кафедры: - Маркес родился в 1927 году. А «магический реализм» – сам этот термин – родился в 1931 году. Применительно к литературе «магический реализм» впервые был предложен французским критиком Эдмоном Жалу. У меня, молодой человек, диссертация была на эту тему, так что могу вам дословно процитировать: «Роль магического реализма состоит в отыскании в реальности того, что есть в ней странного, лирического и даже фантастического — тех элементов, благодаря которым повседневная жизнь становится доступной поэтическим, сюрреалистическим и даже символическим преображениям».
-Вашей памяти, ей-богу, можно позавидовать, – признался молодой журналист, отчего-то теряя весёлое расположение духа.
-Можно. Позавидуйте. – Профессор улыбнулся.- Но лучше не надо. Зависть укорачивает жизнь.
Молодой журналист посмотрел на свежую газету. Потом посмотрел за окно.
-Чёрт его знает, где он есть, этот редактор! Я чувствую, вряд ли мы дождёмся его. – Журналист прошёлся по кабинету редакции, остановился около приезжего и вдруг спросил: - А может, нам с вами спустится в буфет? Выпьем грамм по сто за знакомство, за процветание магического реализма. Вы как на это смотрите?
-Я издалека, - вздыхая, сказал приезжий,- и вряд ли когда-нибудь снова попутный ветер занесёт меня в эти края. Так что, кровь из носу, надо мне дождаться… До отхода поезда три часа ещё…
-Ну, хорошо. – Кудрявый парень сел на длинную скамью, которая вдруг ему показалась скамьей подсудимых. Затем поднялся и раскрыл свежую газету. – Вот эта статья – моя. И что? Вы считаете, что я в трёх соснах заблудился?
-Нет, - сурово сказал профессор. – Я думаю, что вы – литературный Иван Сусанин. Вы специально людей в заблуждение вводите.
Журналист обалдел.
-А зачем это мне?
-Для гонорару! - Профессор засмеялся и лицо его сделалось по-детски беззащитным, симпатичным. – Это шутка. Шутка. А если говорить всерьёз, то вот что я скажу вам, молодой человек: с магическим реализмом все мы давно знакомы. Все наши русские сказки написаны в манере магического реализма. А Гоголь наш… Забыли? Наш гениальный Николай Васильевич – задолго до изобретения этого термина – стал чудесно творить в духе магического реализма. А Булгаков с его «Мастером и Маргаритой»? А если ещё глубже заглянуть… - Седой профессор посмотрел за окно – в поля и перелески.- Вся мифология славян и других народов мира – пример изумительного магического реализма, который никогда и никаким отдельно взятым писателем не будет превзойдён, точно так же как капля воды никогда не превзойдёт океан!
Свидетельство о публикации №212122101586
Дарина Сибирцева 18.04.2013 11:19 Заявить о нарушении