Француз

Жюль. Встреча

Сразу после университета поехал в Сорбонну. При этом французского - ноль. Предполагалось, что за несколько месяцев я должен выучить его методом погружения. Только в 21 год погружаться хочется совсем не во французский язык...

В клубах и барах Марэ на меня не обращали никакого внимания. Что со мной не так? Бонжур-оревуар. И всё. В квартире, которую мы снимали, - или девицы, или матёрые натуралы. На лекциях все делают вид, что очень заняты, во время перерывов общение не складывается... Ещё раз - что со мной не так? Одиночество. Тотальное...

Ещё одну ночь совершенно безрезультатно провёл в клубе. Под утро вышел оттуда один, пошёл к ещё закрытому метро. У входа на станцию подошёл ко мне парень - молодой брюнет с яркими серо-зелёными глазами, худющий ... Не то, чтобы невероятно красивый, но настолько притягательный, эх... И по-английски спрашивает сигарету. "Ты турист?" - спрашиваю. "Нет, не совсем." "Просто я подумал, ты по-английски..." "Мы с тобой из одного клуба идём, - улыбнулся. - Я - Жюль". Мне смешно стало. Имя, как у собачки. Познакомились.

Потом мы говорили. Долго, будто не было бессонной ночи в клубе. Шли сначала по набережной, потом по каким-то бульварам, по мостикам, опять по набережным. О какой-то, кажется, ерунде... Уже давно открылось метро. В брассери пришли первые посетители на поздний воскресный утренний кофе. Мы всё шли непонятно куда, всё говорили. Он приехал в Париж ненадолго. Цирк, в котором он выступает, в столице на гастролях. У него ещё две сестры, тоже гимнастки. И девушка есть. Но она в родном городе. И очень против того, что он решил пойти по стопам родителей и теперь тоже выступает в цирке.

Девушка? А как же гей-клуб? - спрашиваю юношу. "Нормально. В гей-клубе отдыхаю от пристающих в обычных клубах девочек," - наверное, всё-таки врёт Жюль. "Так там, наверное, к такому красавчику всё время парни пристают?" "Потом я отдыхаю от них в стрейт-клубах".

Мы стояли, облокотившись о парапет, и смотрели на осеннюю Сену. Мне очень хотелось его обнять. При всех - пусть видит весь Париж. Но я только чуть прижался к нему плечом. Надеялся, нет, не на секс, хотя бы на ещё одну встречу...

Первое свидание

Мы договорились встретиться на следующий день вечером. Недалеко от места, где я жил. К памятнику на площади Республики я пришёл за 20 минут до назначеного времени. Никогда раньше не назначал таких свиданий. Это для меня было свидание, а для него - не знаю, может, просто встреча со знакомым. Сердце говорило мне ёк-ёк-ёк. Я ходил вокруг бронзовой тётки. Придёт? Забыл? Поцелуемся? Ёк-ёк-ёк. В назначеное время его не было. И через 10 минут он не пришёл, и через 15... Уныние. Надо идти обратно. В грустную и одинокую коммуналку. И тут он вышел из метро.

- Жюль, - я готов был броситься ему на шею, будто он спас меня от чего-то страшного, улыбался, как дурачина на все 32.

- Хей, - он тоже улыбался, но как-то сдержано. - Поехали ко мне в цирк?

- Поехали, - сразу согласился. Но вовремя вспомнил. - Нет, давай пешком пойдём. - Ещё вчера я потратил последние несколько франков на обед. В карманах - ни сантима. Какое тут метро, если и сегодня, и всю неделю до пятницы, когда должна быть стипендия, я буду ходить пешком на лекции на ту сторону Сены?

 - Это очень далеко, пешком не дойдёшь. Наши truсks почти за городом.
Пришлось признаться... Мне показалось, что он снисходительно ухмыльнулся. Но сказал, что пройдём по одному проездному. Такая нелепая деталь. Чтобы пройти по одному билету через турникет, мне пришлось на долю секунды прижаться в Жюлю сзади. От него пахло потом. Обычно меня это раздражает. Но тогда... Я готов был ощущать этот запах снова и снова. Кажется, я даже сейчас узнаю Жюля с закрытыми глазами, только по его запаху.

До цирковых truсks было действительно далеко. Мы ехали в метро, потом долго шли по каким-то предместьям. Разговор, правда, был уже не таким оживлённым. Неужели темы закончились? Хотя, можно и не разговаривать. Просто идти рядом. Он великолепен, хоть и не особо красив. Пришли. За воторами - клетки с животными. Ну зоопарк, а не цирк. Тигры, львы, зебра, обезьяны. И пахнет, как на свиноферме.

 - Это наш truсk, заходи, - приглашает внутрь то ли грузовика, то ли автобуса какого-то.

Внутри полумрак почему-то, беспорядок и теснота.

- Макс, это мои родители и сёстры, - и говорит им что-то по-французски. Ничего не понял, кроме "мсье Глигорофф" и "Рюсь". Мне показалось или они действительно смотрели на меня с презрением? Пролепетали "бонжюр", папаша руку не подал. Ну, и я не стал.

Потом Жюль меня водил по всем этим дворам, по дорожкам между клетками с животными. Что-то про цирк, кажется, рассказывал. Типа, экскурсия. Я сейчас умру от голода, подумал я.

- Ну вот, кажется, я всё тебе показал. Приходи ещё, - говорит, когда мы подошли опять к воротам. - Знаешь, как обратно до метро дойти? А, ну да. Вот, возьми на билет. - Он опять снисходительно улыбался.

   Зачем я вообще сюда поехал? - я думал, когда шёл обратно. Интересно, можно отсюда пешком дойти, а франки на хлеб потратить? А пригласил он меня зачем? Ничего не понятно. Может, он и правда натурал.

Гимнастика

Первый секс у нас случился через неделю после моего посещения их цирка. Он ждал меня у входа в дом, где располагалась наша шестикомнатная коммунальная квартира, которую мы – разновозрастные студенты – называли по привычке общагой. Ждал долго. Приехал в субботу утром, а вышел я только днём. «Хотел встретиться, но ты же не сказал, в какой именно вы квартире,» - объяснил. Хрень какая-то. За полдня можно было все квартиры обойти, спрашивая, где студенты живут. Но я как-то не подумал тогда об этом – раньше меня никто и никогда не ждал дольше 15 минут.

А что время-то терять? Надоело мне это хождение вокруг темы. Сосед по комнате уехал в свою Британию на выходные. Не пригласить Жюля было бы непростительно. Он сказал, что стесняется тех, кто живёт со мной в одной квартире. Мы прошмыгнули в нашу комнату и не выходили оттуда до утра следующего дня. Сначала говорили почти шёпотом. «У вас душно,» - как только мы вошли в комнату отметил Жюль. «Раздевайся,» - я решил, что не надо больше романтики, хотелось секса.
Конечно, Жюль не был никаким натуралом. У него такое необычное тело… Всё будто высечено из камня. Живот, ягодицы, плечи… Только кожа и мышцы.

«А так ты умеешь?» - я приложил свою пятку к уху, тогда я был весьма гибким. Нашёл, у кого спросить. «А ты так умеешь?» - спросил в ответ Жюль и положил обе ноги себе за спину. И такого я тоже никогда потом в жизни не видел. Когда он ушёл, мне показалось, что – вот оно. Я нашёл человека, которого можно по-настоящему крепко и долго любить.

Мать

Он не появлялся у меня уже две недели. Мы договорились встретиться в субботу, но он не пришёл. Все дни я был занят изучением долбанного французского, хотя в итоге так его и не выучил, как следует. Но и через две недели Жюля не было. Походил вокруг их цирка. Часами стоял у служебного входа. Решиться спросить у кого-то из местных о нём так и не смог. Пошёл в тот же клуб в надежде, что он там, но тщетно. Ходил по барам Марэ. Мне стало безразлично, обращают ли на меня внимание - искал его, искал. Проснувшись на следующий день ближе к вечеру, решился - попрусь к ним за город, на цирковую стоянку. Может, с ним что-то случилось. Ну, заболел там или что ещё...

Вышел около шести вечера. Октябрь, холодно, моросит дождь. На мне куртка летняя - на тёплую всё денег не было. Опять долгая дорога в метро, потом пешком километра четыре. И ещё, вдоль временного забора из листовой стали. Мелкий холодный дождь - по лицу... "А вдруг он меня ждёт?" "А вдруг он обрадуется?" "Интересно, а мы могли бы вместе снимать квартиру? Я бы учился, он бы выступал в своём цирке." В тот момент я сам себе улыбался. По телу - тепло, никакой дождь не страшен. Уже на территории стоянки навстречу попался очень странного вида мужчина с причёской Эйнштейна. В мокром полумраке осеннего вечера всё это напоминало дешёвый сюр. Ну, вот их жильё на колёсах. Постучал в дверь - мне никто не ответил. Всё равно решил войти.

- Bonjour, - говорю в темноту.

- Bonjour, monsieur, - отвечает мне женский голос.

Ну да, это его мать. Включила неяркий светильник. Дальше пришлось говорить по-английски, правда.

- Мэм, я ищу Жюля.

- Он на репетиции, - опять мне показалось, что она смотрит на меня с каким-то презрением, что ли, как и при нашем знакомстве пару недель назад. И голос у неё скрипуче-визгливый.

- А когда он вернётся?

- Не могу знать.

Старая цирковая сука.

- Когда Жюль вернётся, скажите, что к нему приходил Макс, студент из России.

Она ничего не ответила. С ним ничего не случилось. Он не ждал. Он не обрадовался...

- Adieu, - прощаюсь.

- Месье? - мамаша, наконец-то, вышла из своего тёмного угла, подошла ко мне практически вплотную. Надо же, подумалось, какой-то человек без возраста. Сколько ей - сорок, шестьдесят?

 - Хотела вам сказать ещё в прошлый раз, когда вы приходили сюда с Жюлем, - нет, мне не показалось, она явно меня ненавидела.

- Да?

- Мой сын Жюль - не гей. Прошу вас прекратить его преследовать! - еле слышно каким-то командным шёпотом просвистела мне в лицо.

Студент из России растерялся...

- Я... я не преследую. Хорошо, мэм.

И как-то всё мне помнится в деталях, кроме дороги обратно. Как-будто и не шёл я под дождём опять к метро, будто не ехал в поезде, будто и не плакал.
 
Эпизоды

Нормальные студенты вечером перед закрытием магазина, конечно, покупают пиво. Я всё время покупал молоко и почему-то, расплачиваясь, всегда чувствовал себя как-то некомфортно. Мне казалось, что другие на меня смотрят и ржут - молоко, придурок, покупает. Купил. Подхожу к подъезду - там ждёт Жюль:

- Привет, ну ты зачем пропал так надолго?

- Я? - неожиданное обвинение меня с толку сбивает. - Я не пропадал. Я даже к тебе домой приходил.

- Так у нас же представление было, я выступал. Пришёл бы в цирк ко мне, - говорит. "Кто бы меня в тот цирк приглашал?" - подумалось.

Интересно, он в курсе, что его мать мне говорили? Жаль, что не спросил тогда.

- Гулять идём?

- Идём, только я соседу скажу, что иду гулять. А то он волноваться будет, что я ушёл в магазин и пропал, - говорю.

 - Соседу? - Жюль удивлён. - Ну давай.

Выхожу обратно. Его нет. Обошёл весь квартал, пять раз вокруг бронзовой тётки на площади Республики, заглянул во все брассери в округе. Он обиделся, наверное...

***

На следующий день прихожу с занятий. Мой 45-летний сосед по комнате мирно беседует с Жюлем.

- Куда ты вчера исчез? - спрашиваю вместо "здрасьте".

- Настроение испортилось, домой уехал.

- Stupid, - я обиделся.

- Макс, а что ты раньше скрывал, что у тебя есть такой красивый партнёр? - спросил сосед.

Партнёр? То есть Жюль ему всё рассказал?

- Ладно, пойду пройдусь, - засобирался сосед, - меня сегодня в гости Кирстен пригласила.

Помирились с Жюлем. Лежим в кровати.

- А давай ещё раз? - предлагает. - Ты можешь делать всё ещё нежнее? Ты же на три года старше? Представь, что ты мой отец или старший брат. Давай, целуй меня.

- Ну, я постараюсь...
 
***

- Когда мне очень тяжело, я всегда прихожу сюда, - расказал Жюль.

Мы стояли ровно посередине Нового моста, облокотившись на перила. Стоять было противно - конец осени, мелкий дожь, холодный ветер, серая Сена...

- Почему?

- Когда мне было лет пять или шесть, мы шли по этому мосту с папой. Я помню, что тогда он очень ругал меня, говорил, что сбросит с моста, если я не буду послушным сыном. И это был, наверное, самый счастливый момент в моей жизни. Идти за руку с большим сильным папой... Потом он ушёл и из цирка, и от нас. В нашей жизни появился отчим. С тех пор я никогда не чувствовал, что меня кто-то в этом мире любит...

- Je t'aime, Jules, - признался я.

- Любишь? - не поверил он, усмехнулся, поцеловал. Прямо на мосту, днём, в центре города. Кажется, кто-то засмеялся. А может, это и не из-за нас - там было много людей. Потом, уже около моего дома, резко перевёл тему с кокой-то ерунды, серьёзно посмотрел в глаза мне:

- Макс, запомни, любви не существует.

И по тому, с какой уверенностью он сказал это, я понял - спорить бесполезно.


Всё...


Идти по городу из шестнадцатого округа в третий. Идти долго, под первым снегом. Хорошо хоть ветра не было. И настроение такое - на всё плевать. Вот, купил куртку осеннюю с подкладкой. На метро опять денег нет, зато идти можно долго и почти не торопясь.

В гости к Стиву меня вчера пригласил Жюль. "Там вечеринка будет, много разных людей. Увидишь, какой потрясающий человек Стив." Антрепренёр Стив, действительно, был весьма интересным мужчиной лет сорока. С седыми висками, с хорошими манерами. Квартира на последнем этаже в каком-то модном доме. Обставлена, как музей. На вечеринке, и правда, было много интересных людей. Вот, например, чернокожий иммигрант - активист какой-то политической африканской партии - выступает за свободу Западной Сахары, ездит по всей Франции и собирает деньги на революционную деятельность. Не было у человека проблем других...
 
В какой-то момент мне, конечно, всё наскучило. Я нашёл Жюля:

- Сегодня Абрахам опять уехал в Лондон. Идём ко мне? - я смотрел на него, кажется, с обожанием. Какие же у него всё-таки яркие глаза... Какое тонкое и гибкое тело... Он взял меня за руку. Так приятно. И повёл куда-то. Как хорошо он ориентируется в этом лабиринте комнат и коридоров, подумалось мне. Что, прямо сейчас займёмся? Прямо в чужой квартире?

- Макс, слушай меня, - мы зашли в одну из комнат. - Всё это очень серьёзно.

- Да? Всё серьёзно, я люблю тебя.

- Любви нет, но речь не об этом, - он слегка оттолкнул меня, когда я пытался к нему прикоснуться. - Ты молодой студент из коммунистической Москвы. Ты живёшь в арендованной квартире. Ты бедный и скоро уедешь отсюда.

 - Москва уже давно не коммунистическая, - вставил я первое, что пришло в голову, но сердце застучало так, что я, кажется, мог услышать его, а ноги стали нелепо дрожать. Впрочем, как и руки.

- А Стив - известный человек. Он предложил мне жить здесь, в его квартире. Он предложил мне поехать работать в Америку. Понимаешь, в Америку? Там Голливуд, там Нью-Йорк и Лас-Вегас, понимаешь?

 - Понимаю, - я попытался улыбнуться. Получилось не очень... - Ты мог бы жить со мной, хоть я и бедный.

- Где? В съёмной квартире?

- Ладно, забудь. Да, я бедный, во всём остальном я лучше Стива
.
- Ни в чём ты не лучше, Макс. Даже размеры у тебя не те, что у него.

- Дурак ты, Жюль.

Жюль стал жить со Стивом. Из моей жизни исчез. Только раз потом я встретил его в клубе - они были вместе. Стив издалека приветливо помахал мне рукой. Жюль улыбнулся мне...


Рецензии
Хороший стиль. Отличный слог...

Наблюдательница   03.01.2013 15:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.