Здравствуй, мама!

ЗДРАВСТВУЙ, МАМА!
 
  Здравствуй,  мама!
  Сегодня 21.12.12. тебе исполнилось бы 99 лет.
  Прошло уже 21 год, как я проводил тебя в последний путь.
  Ты не дожила три дня до своего дня рождения.
  Давай сегодня поговорим с тобой о нашей жизни и повспоминаем прожитые годы.
  Я помню тебя, примерно, с двух лет, когда началась Отечественная война с фашистами и враг был уже совсем близко к Москве. Все крупные заводы готовились к эвакуации в тыл. Начал срочно эвакуироваться и автозавод им. Сталина, где ты с нашим отцом работала. Зима в Москву пришла рано, в октябре.
  Ты помнишь, мама, как взяла нас с братом, маленьких детей 2-х и 3-х лет, приехала с отцом на вокзал, погрузилась в товарняк, продуваемый холодными ветрами и подумала, как же нам предстоит ехать несколько недель в такой обстановке до Миасса? Ты не смогла себе этого представить, после чего забрала нас, без разговора с отцом, и возвратилась домой.
  На автозаводе ещё остались цеха, работавшие на оборону, и ты там работала в три смены. После ночной смены, придя домой и накормив нас, ты валилась с ног и засыпала, а мы с братом были предоставлены сами себе, бегали и шалили, как все дети. В нашей комнате было очень холодно и её обогревала электрическая плитка с открытой спиралью. Ты помнишь то злосчастное утро, когда я, убегая от брата, споткнулся о шнур электроплиты и сел на неё голым задом?
  Да, это невозможно забыть! Ты вскочила от моего неистового воя и подняла меня, прилипшего к спирали. После этого случая пришлось брать в дом сиделку, а чтобы оплачивать её труд - устраиваться на вторую работу. Какая же ты была трудолюбивая и заботливая мама!
  Помнишь, мама, чтобы как-то сводить концы с концами и устроиться на вторую работу,ты решила окончить курсы электромонтёров. Курсы эти ты закончила с отличием, стала подрабатывать, но и тогда денег не хватало. Тебя знакомые подруги надоумили делать самогон, чтобы легче было договариваться с сантехниками, приходившими чинить вечно ломавшуюся сантехнику. Ты принесла 20 литровую бутыль, положила туда дрожжей и сахара, налила воды и плотно закупорила. Бутыль поставила под стол. И, однажды ночью, нас разбудил сильнейший взрыв.
  Мы уж подумали, что в наш дом попала вражеская фугаска. Но нет, то взорвалась бутыль. Хорошо, стол был крепкий, на толстых квадратных дубовых ногах и с толстым двойным верхом, что нас и спасло.
  Нелегко воспитывать озорников мальчишек. Помнишь, мама, как возвращаясь с работы, ты, подходя к дому, поглядела на свой балкон и увидела меня сидящим на краю балкона, свесившего ноги на улицу. Не помня себя, ты прибежала с лицом белым, как снег, схватила меня в охапку и без сил опустилась на диван. Я же не понилал, почему ты так испугалась.
  Ты меня не ругала и никогда не шлёпала за провинности. Ты была добрая и ласковая, моя мама!
  Ты помнишь, мама, однажды, ты нажарила целую сковороду картошки, поставила на стол и сказала, чтобы я начинал есть. Картошка мне очень понравилась и я, забыв обо всём на свете, принялся её уплетать за обе щеки.
  Когда ты вернулась, картошки в сковородке почти не осталось. Ты сказала, что эта картошка была для всех нас, и добавила - доедай, я ещё что-нибудь сварю.
  Не смотря на то, что денег было мало в семье, ты мама, покупала нам цветные карандаши, краски и альбомы для рисования, книжки с красивыми картинками
  и мы радовали тебя своими успехами в творчестве и учёбе.
  Нам было хорошо жить в коммунальной квартире с соседями, с которыми были дружеские отношения, благодаря твоему покладистому характеру.
  Когда вернулся отец из эвакуации, мы зажили полноценной дружной семьёй, опять же благодаря твоему, мама, золотому характеру.
  Помнишь, мама, случай, когда мы всей семьёй собирались отмечать праздник Первомая и к нам должны были приехать в гости наши родственники, помнишь?
  Я тогда отпросился сбегать во двор к ребятам, с которыми мы тоже решили отметить этот праздник. Мне тогда было 13 лет. Ты помнишь?
  Мы с ребятами встретились в конце нашего четырнадцатиподъездного дома и решили распить бутылку водки на троих. Мне налили стакан до краёв и я, никогда ранее не пивший ничего, крепче кефира, выпил её, не отрываясь, закусил крошкой пирога и ушёл, сказав, что меня ждут гости.
  Ты не видела, как ровно я шёл по мостовой, стараясь идти по одной линии, не отклоняясь. Дойдя до своего подъезда, я ухватился за перилы, поскольку ноги уже стали всё меньше и меньше меня слушаться. Поднялся на третий этаж, позвонил один звонок, дверь открыли и я увидел в открытую дверь много гостей, сознание моё помутилось...
  Ты помнишь, мама, что было потом.
  Я проснулся на следущий день, гостей никого не было, и мне никто ничего не сказал о случившемся.
  Вот это педагогический подход!
  Спасибо, мама, за твою интуитивную мудрость, доверие и чуткость.
  Ты меня пьяным больше никогда не видела.
  Терпению и трудолюбию твоему нет предела, в этом ты для меня - самый главный пример. Спасибо, мама, за то, что вывела меня в люди, дав возможность окончить дневное отделение МАИ, где я учился до 25 лет, и за твою любовь, которая охраняла мою семью.
  Спасибо тебе от всех нас, твоих детей, внуков и правнуков!
  С днём рождения, мама!!!
  ***
  21.12.12.


Рецензии