Число

                Ч И С Л О

Числа правят миром.
У вас столько… , как у дурака фантиков.
Двое – это двое, а трое – это семья.




Число 3 – означает Небесный мир; 4 – Земной мир; 5 – Подземный мир.




Он трогал семь певучих струн
И улыбался мне.
И говорил:
                - Учи, сынок,
Учи цыганский счёт.
Семь дней недели создал Бог,
Семь струн гитары – Чёрт!
И он ведется неспроста
Тот хитрый счёт, пойми!
Ведь даже радуга – и та
Из тех же, из семи
Цветов!..
           А. Галич «Кадеш»

     В пифагорейском учении особую роль играла математика. В то время она была ещё не наукой, а скорее искусством. Логическую стройность ей придал позже Евклид в своих «Началах». А во времена Пифагора доказательства выводились не путём чисто логических построений, а с помощью наглядных образов, которые можно было начертить на песке или на дощечке, покрытой воском. Числа служили не только для обозначения количества, они наделялись глубокими символическими, магическими, космологическими значениями.
     Пифагорейцы считали число тем инструментом, которым пользовался Создатель, чтобы упорядочить хаос и определить для каждой вещи и каждого существа из природу и судьбу. Всё, что можно сосчитать или хотя бы соотнести с числом, несёт в себе светлое, доброе, здравое начало. Напротив, то, что не поддаётся счёту, является источником хаоса, зла, несчастья, в том числе и болезней.
     Оба эти начала, как считал Пифагор, свойственны человеку. Страсти и неконтролированные желания, раздирающие человека и никогда не приводящие к его благу, - это тёмное начало. Наоборот, разум, способность мыслить – начало светлое.
     К занятиям математикой допускали не всех учеников, а только тех, кто, пройдя через ряд испытаний, сумел доказать, что обладает ясностью ума, добрым расположением духа, способен владеть собой. Дело в том, что постижение чисел считалось у пифагорейцев знанием эзотерическим, то есть дающим определённую власть над миром.
     Считая, что человек уподобляется тому, что он созерцает, древние мудрецы предпочитали созерцать вещи вечные, не подверженные ни тлению, ни изменению. Для пифагорейцев это были числа. Размышление над числами, конечно, не делают человека вечным, но, по мнению пифагорейцев, отвлекают от чувственных желаний, приучают к сосредоточенности. Приобщаясь к универсальной гармонии чисел, человек гармонизирует весь свой организм, настраивает его в созвучии с Космосом. Для того чтобы воспитать свои чувства, пифагорейцы слушали музыку, читали вслух лучшие литературные произведения, например эпические поэмы Гомера. А для укрепления тела занимались гимнастикой, придерживались определённого режима питания и сна.
     Связь математики  и здоровья может показаться современному человеку несколько надуманной. Но даже в наши дни, когда математике не придаётся такого символического и магического знания, эту связь можно заметить. Например, в Московском университете, о чём мне известно не понаслышке, именно на факультетах, связанных с серьёзным изучением математики, студенты более склонны к здоровому образу жизни. Они, как правило, более спортивны, чем гуманитарии, менее курят и, я бы сказал, вообще здоровее и оптимистичнее. То же можно наблюдать и в среде учёных, занимающихся точными науками. Не действует ли здесь та же оздоровительная сила математики, которую сознательно и целенаправленно использовали пифагорейцы?
                Егор Фалев, кандидат философских наук.


Рецензии