Новая-старая Монголия

               
    
Я приехал в Монголию командированным журналистом на их любимый праздник Наадам. Он древний, корнями уходящий в глубь веков, едва ли не древнейший из народных праздников в мире, чем они очень гордятся.
  Монголия – уникальная страна в том смысле, что в ней уживаются современность с кочевой жизнью. Рыночные реформы начались в 90-х годах, и прежний кумир Сухэ-Батор – герой революции – перестал быть кумиром. Требовался новый, и он появился – полководец и государственный деятель Чингисхан. В 20-м веке монгольские власти предали его забвению, малейшее упоминание о нём толковалось как шовинизм. А сейчас Чингисхан – символ единства и стабильности нации, ему – всеобщее поклонение, он – национальная идея, на которой воспитывают молодёжь.
  Наадам впечатлил. Этого мы и ожидали – он же их достояние. Размах его пошире бурятской Алтарганы. Говорят, ещё задолго до праздника в широких степях появились юрты – люди готовились к состязаниям. Участники скачек привезли своих беговых коней. Скакун – главное богатство монгола. И по традиции, и по премиальным – чемпион праздника заработал в переводе на рубли больше 350 тысяч. Скачки проходят дистанциями 15-35 километров по голой степи с естественными препятствиями. Есть дистанции для детей 5-12 лет. Им делают специальные детские сёдла, а большинство обходится вообще без сёдел. По обычаю, чествуют не только первого, но и песней надежды «лечат» последнего… Любимцами народа становятся и победители в национальной борьбе. Чемпиону присваивают титул «Лев», двукратному чемпиону – «Исполин», а трёхкратному – «Могучий». В монгольской борьбе нет весовых категорий и лимита времени. Схватка длится до абсолютной победы…
  Монголы умеют праздновать. Умеют и работать по-современному. Они раздули на весь мир личность Чингисхана, теперь одно его имя работает на их экономику. Туризм по местам Чингисхана – новая и привлекательная тема для иностранцев. Быт и колорит кочевников – вторая новая тема. Юрта, на юрте спутниковая тарелка и солнечная батарея, а рядом с юртой мощный джип - это кочевой стан 21 века. Если и были среди нас те, кто ожидал увидеть в кочевниках средневековых бородачей, они ошиблись. …Прекрасно поставлено массовое производство сувениров и товаров. На фабриках всё подороже, а на огромном рынке «Нарантуул» дешевле. Рынок заполнен добром не только монгольским, но и корейским, и китайским.
  О сегодняшней Монголии скажу так: удивительное рядом. И на этом, которое рядом, они умеют заработать. Нам бы перенять такую методику. В самом деле, чему только и у кого только нам бы не поучиться. На Наадаме даже туалеты были высокого европейского образца, то есть приятные, комфортные.
  Сохранили монголы и основу своей экономики – в степях пасутся коровы, овцы и кони. По поголовью домашних животных на душу населения, как и по производству мяса на ту же душу, страна была и остаётся в мировых лидерах. При том, что их пастбища более скудные, чем российские. Соседи в обиде на россиян: почему вы, мол, закупаете мясо в Южной Америке, а не у нас? Монгольский скот нередко пропадает сам по себе, от старости, потому что мясо некуда сбывать. "Мы завезем его вам и в живом виде, и в убойном по невысоким ценам", - говорят они... В эту страну  пришли инвесторы – американцы, японцы, немцы. Но монголам по-прежнему близок российский дух, русский язык. Они готовы не только поставлять нам мясо и качественные товары, но и тесно сотрудничать в туризме. Их туроператоры могут стать для России, и больше всего для приграничной Бурятии, компаньонами. Отчего бы турпоток в Монголию из Европы и США не направить через Байкал? Но надо создать условия. У них дешевле, чем у нас, гостиницы, разнообразнее и тоже дешевле набор услуг, и есть изюминка - автомобили напрокат.
  Да, об автомобилях. За дни пребывания там мы увидели всего шесть родных машин: три «Волги», УАЗ, «копейку» и советский вездеход ГАЗ-66, выкрашенный в вишнёвый цвет и оклеенный яркой рекламой. На нём возят туристов по широким степям и показывают достопримечательности: станы кочевников, долину динозавров. ГАЗ-66 и сам в почётном списке достопримечательностей. А монголы ездят на японских, европейских и американских автомобилях.
  На обратном пути мы, достигнув границы, не пересекли её, а повернули на запад Монголии, в местность Ханх, где расцветает туризм вокруг большого озера Хубсугул. Длина его береговой линии  – 416 километров. По объёму пресной воды Хубсугул – второй водоём в мире. После Байкала, конечно. Но жители рыбачат редко и помаленьку. Они предпочитают мясо. Да и вылов рыбы жёстко ограничен. Хозяева берегут это удовольствие для туристов.
  …Однако, Монголия не есть страна богатых граждан. Ещё много бедноты и бедности.
  Монголы не суетятся, не бегут, а в дни Наадама не очень пунктуальны. Если они говорят: мероприятие начнётся после обеда – понимай как хочешь. В семь часов вечера – это ведь тоже «после обеда».               

               


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.