Правомерно ли понятие -духовная элита-?
Добрый день! Уважаемый Лев Евдокимович, правомерно ли использовать понятие "духовная элита" и в каком смысле? Спасибо. Наталья.
Мой ответ:
Правомерно, если под элитой мы понимаем нечто позитивное (лучшие люди, например). Неправомерно, если под элитой мы имеем в виду некоторых-немногих, занявших командные высоты в обществе случайным образом, не по своим талантам-способностям и пользующиеся соответствующими привилегиями.
"Элита" в большинстве случаев понимается в значении "лучшие" (например, элитные семена). Поэтому выражение "духовная элита" имеет право на существование, но с вышеуказанными оговорками.
Надо еще иметь в виду, что общество структурировано не только горизонтально (муж-жена, сотрудники-коллеги-партнеры и т.д.), но и вертикально, иерархически (родители-дети, начальник-подчиненный, талант-гений, и т.д.). Элита - некоторая вершина иерархии-пирамиды. Если бы в обществе не было лучших людей, в том числе в духовно-моральной сфере, то такое общество остановилось бы в развитии-становлении. Лучшие люди - маяки, образцы, эталоны. Они воплощают в себе тип человека, каким он должен быть.
Некрасов в стихотворении "Памяти Добролюбова" прекрасно сказал:
Природа-мать! Когда бы таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла бы нива жизни...
Гераклит две с половиной тысячи лет назад говорил: "Один для меня - десять тысяч, если он наилучший".
А.В.Суворов в "Науке побеждать" писал: "Возьми себе в образец героя, наблюдай его, иди за ним вслед: поравняйся, обгони - слава тебе!"
К духовной элите я могу отнести великих ученых, философов, писателей, художников, композиторов... Если говорить о ныне живущей духовной элите, то вопрос очень непростой (большое ведь видится на расстоянии).
С уважением, Л. Балашов
КОММЕНТАРИЙ:
Юрий Лабоцкий:
Гераклит две с половиной тысячи лет назад говорил: "Один для меня - десять тысяч, если он наилучший".-=Гераклита уже ТОЛЬКО поэтому можно считать отребьем человеческим..а не элитарным-мыслящим!..Кстати очень даже в унисон с Вами-нелюбимым ::сверхчеловеком-по-имени-Ницше...
МОЙ ОТВЕТ:
Я нахожу странной Вашу оценку высказывания Гераклита. Как можно проводить аналогию между ним и учением Ницше о сверхчеловеке?! Да, конечно, высказывание Гераклита можно интерпретировать в злую, пренебрежительную для человечества сторону. Такая возможность интерпретации имеется и тут не о чем спорить. Однако, надо учитывать и контекст.
От Гераклита до нас дошло 126 разрозненных фрагментов и ни в одном из них мы не найдем чего-нибудь похожего на взгляды Ницше. Значит, нельзя однозначно интерпретировать обсуждаемое высказывание Гераклита в духе Ницше.
Проведу такую аналогию. В годы 2-й мировой войны в фашистской Германии, в Берлине исполнялась гениальная 9-я симфония Бетховена под управлением замечательного дирижера Вильгельма Фуртвенглера. Ее слушали и вдохновлялись ею нацистские главари. Что же теперь Бетховена вкупе с Фуртвенглером запишем в фашисты-нацисты?!
Высказывание Гераклита свидетельствует лишь об одном: что есть различие людей по их способностям-талантам и по их влиянию в мире. Или Вы не признаете деление людей на просто способных, на талантов и гениев? Или Вы не признаете иерархию в армии? Ведь есть рядовые, а есть генералы? Ошибка генерала может обернуться гибелью тысяч, десятков тысяч людей. А ошибка рядового в худшем случае может обернуться гибелью десятка-сотни людей. Понимаете разницу? Вот и получается буквально: один генерал стоит десяти тысяч.
Можно привести еще один пример: ошибка министра и ошибка токаря. Ошибка министра может обернуться вредом для миллионов людей, а ошибка токаря, запоровшего деталь, ничтожным вредом для производства.
Вот о чем говорит высказывание Гераклита.
В моем "Гуманистическом манифесте" 37-й тезис гласит:
"Будем откровенны: гуманизм противоречив в своей основе.
С одной стороны, он выступает за равенство всех, т.е. с его точки зрения все люди — человеки.
С другой, он предоставляет каждому право быть лучшим, быть Человеком с большой буквы".
Свидетельство о публикации №212122100059