Банька под Новый год

Перед самым Новым годом появилась традиция ходить в баню. Видно фильм Э.Рязанова «С легким паром», так сильно подействовал на россиян, что народ валом повалил в баню, именно в канун праздника. При русской привычке пить в бане, тебя не только не в тот самолет посадят, но и вообще забудут где-нибудь в раздевалке. Хорошо в те времена,  о которых я пишу, существовали « медвытрезвители» и бредущих неизвестно куда и зачем в новогоднюю ночь, забирала милиция и везла до утра отрезвляться.  Но это в городах. А в деревнях как? Вот об одной такой истории, я и хочу рассказать.
Володька Горячев, мужик лет сорока пяти, мой сосед по гаражу, предложил мне сходить с ним в баню перед Новым годом.
- Сергеич, пока женки хлопочут о закусках и всякой ерунде, мы съездим в Ямницу,  деревенька в двадцати километрах от  города. Там у меня закадычный дружок, еще с детства, Колька Залеский живет. Давно не виделись, а тут как-то встретились случайно у магазина, прямо у моего дома. Я сперва, даже опешил: Колька или не Колька? Высокий, худущий, весь в наколках, но одет хорошо, на «Ниве» подрулил.
- Колян! – окликнул я его. Он повернулся. Увидел меня и чуть не расплакался.
- Володька! Привет! Сколько лет, сколько зим мы не виделись – говорю я. Куда пропал? А он так посмотрел на меня, как в детстве и тихо ответил:
- Я из зоны недавно вышел. 
-Ну, дело ясное,  даже не стал расспрашивать, неудобно. Обнялись! Я говорю, ладно, давай плохое вспоминать не будем. Как сейчас-то? Может помощь, какая  нужна? А он в ответ:
- Спасибо, Володя, все вроде бы налаживается.  Подженился.  Взял женщину с ребенком, но работящую.  Помотался в поисках работы по городу. Но кому бывший ЗЭК нужен, а тут объявление в газете" Меняю дом в деревне со всеми хозпостройками и садом, на однокомнатную квартиру в городе, в центре"... У нас, как раз однушка, и почти, что в центре, на Ленина, около кинотеатра «Октябрь» Ну вот и махнулись не глядя. Мы им нашу однушку, а нам достался дом, правда старый, еще дедом построенный этого парня, Пашей, его зовут, но в хорошем состоянии. Ну и постройки: двор, курятник и даже собака нa цепи. Мы так обрадовались, как переехали, до сих пор не верится, что можно так устроиться в наше время.  В общем, женка, Натаха, в магазинчике устроилась, продавщицей, я по хозяйству и ей помогаю. Тут недавно меня в дорожные рабочие пригласили. Ямница-то на трассе стоит, работяги нужны, особенно зимой: снег почистить, песком посыпать... Работы хватает, так что я сейчас при деле. Ты говорит, заезжай ко мне, в баньке попаримся. У меня классная русская  баня, по белому, полог липовый, лавки из ольхи, а полы из дуба.
Я, сперва не очень поверил. Хоть, Колян, когда-то и был моим другом, но  тюрьма, сам знаешь, людей ломает. Но, как-то по осени ехал по трассе и как раз в субботний день угодил. Дай, думая заеду к Николаю. Нашел его дом, стучусь в ворота, собака лает. Выходит Николай, увидел меня, заулыбался.
- Приехал, вот, кстати, баня выхаживается, стопил, сейчас угольки  дойдут и потопаем. А то одному парится не с руки, а Наташка с дочкой, не любят жару, всегда после меня ходят. В общем, познакомил меня Николай с женой и дочкой, вернее падчерицей, но она зовет его отцом, девчонка лет семи-восьми. Наташа  оказалась женщиной разумной, понимала с полуслова своего мужа.
- Ты, знаешь, я давно так не парился, как в тот раз. Даже в пруду побывал. Окунешься, холода не чувствуешь, а потом опять на полог. И так раза два или три, пока совсем  не выдохся. Ну, а после баньки сам понимаешь: выпили, закусили, проговорили  почти всю ночь до утра. Только на второй день я до дома добрался. С тех пор созваниваемся. Если суббота выходит нерабочая, то к Николаю в баню наведываюсь. Раза-два с женкой ездил, видимо, хотела посмотреть, не к бабе ли я езжу. Посмотрела и успокоилась. Сама она городская и никаких бань терпеть не может.  В общем,  ездить перестала. А я периодически  заскакиваю, если время позволяет.
 После такой рекламы я, конечно же, согласился.
- Ладно, Владимир давай поедем только, чтобы без вина  и к Новому году за стол в семью успеть. А то как-то неудобно будет, да и домашние не поймут.
- Все! Как сказано, так и будет!
И вот 31 декабря в пять вечера, когда сумерки сгустились над городом и зажглись желтым светом фонари на улицах, Володька позвонил мне.
- Все, Сергеич выезжаем.  Давай на моем «жигуленке», резина у меня новая, с шипами, в ней тепло, чего твой джип гнать. Да и потом лучше поскромней  для деревенских, без понта, значит. Они этот, самый понт, не очень любят.
Я согласился. Собрал вещи, кое что из напитков, но коньяк и водку не взял. Раз договорились быть трезвыми, значит, так тому и быть.  Сели в «жигуленок» и через полчаса езды, свернув с центральной трассы,  ровно с полкилометра по проселочной, чистой от белого снега дороге, оказались в Ямнице. Деревенька большая, около полсотни дворов, фонари на  столбах редко, но горят.
- Вот и приехали, сейчас тут за сосной и дом – сказал Володька.
 За поворотом мы оказались  у большого дома, который светился всеми окнами.
- Вот домина! Не то, что нынешние курятники, сварганят на скорую руку и дачей назовут – прокомментировал Володька, видя мое удивление..
Я согласно кивнул головой.
- Хороший дом.
Нас  уже ждал у ворот сам хозяин, в  белом полушубке, но без головного убора, рядом с ним собака. Увидев нас, она, было, залаяла, но хозяин, крикнул «на место», и она замолчала.
- Знакомьтесь – сказал Володька.
- Виталий Сергеевич, мой сосед по дому, бывший ученый, а сейчас предприниматель, а для меня просто  хороший человек.
Я поздоровался с Николаем за руку, тот тоже представился по всей форме, Николай Павлович Залеский, хозяин дома.
- Ну, что в дом заходить будем или сразу в баню? – спросил Николай  гостей.
- Давайте сразу в баньку. Грязь годовую смыть хочется, спасу нет – отрапортовал Володька. 
- Аргумент веский, тогда пошли – ответил Николай. И он бодро зашагал  по нахоженной тропинке за дом, где в метрах двадцати на самом конце огорода стояла, светящаяся одним оконцем, банька,мы за ним.
- Заходите в предбанник – пригласил гостей хозяин.  Раздевайтесь, там у меня сносно, не жарко, но тепло, электрообогреватель включен, и мигом в баню. Там разберетесь, что к чему? Володька, ты человек опытный, не раз в ней бывал, давай руководи процессом.
- А ты куда же? – удивился Володька.
- Да, мне по хозяйству надо распорядиться. Наталья попросила  помочь: мясо разделить.   Кабана на неделе подстрелил, прямо в огороде, повадился ходить, пришлось тюкнуть. Вот мясо хочу разделить и вам с собой, подарок от нас к празднику будет – дичь для праздничного стола. Да, вы не беспокойтесь, я через полчасика подойду.  С этими словами он приоткрыл дверь в предбанник, пропуская нас.
 Собака нюхала наши следы, весело виляя хвостом.
- Ну, что, Джульбарс, пойдем с нами мыться?- погладил по густой шерсти лайку, Володька.
- Нее, она тепло не терпит. В морозы домой не загнать, так в будке и сидит. – пояснил Николай.
Попав, в просторный предбанник, и освоившись от первых новых впечатлений, я стал раздеваться. Вместо вешалок к стене были прикреплены огромные оленьи рога на семь ветвей. Вокруг стен по периметру стояли деревянные лавки, в углу примостился масляный обогреватель.
- Ну, что Сереич, давай раздевайся, только не тяни, тут все же не Африка и скорее в баньку. Там уж расслабимся.
 Скинув с себя одежду и аккуратно сложив ее в одном углу на скамейке, я дернул за ручку двери в баньку. Дверь не поддалась.
 - Нее, Сергеич, давай сильнее. Дверь раздается, когда баньку протопишь…
Я рванул, что есть сил, дверь открылась, и на меня пахнуло таким жаром, словно я попал в мартеновский  цех.
- Иди скорее на полок, подталкивал меня в спину Володька, явно удовлетворенный жарой. – Нет, не могу, дай сперва пообвыкнуть,  так жарко, что уши щиплет, как на морозе...
- Так и должно быть! – весело отозвался Володька. Ладно, сядь на лавку, посиди, а я прямо  на полок. Сейчас вся дурь из меня попрет наружу, только успевай смывать.  Но, нельзя.
- А почему? – не понял я.
- Сперва, все выходит из пор само по себе, а потом веником начинаешь кровь разгонять по коже, тогда открывается все, даже мельчайшие поры. Вот тогда-то можно омываться водой. Понял, Сергеич?
Я кивнул головой.
- Послушай, Володя, а чем-то пахнет, как паленым или дымом что ли?
- Так, ведь это баня, пахнет угольками. Они еще не затухли, вот от них немного наносит… Но это норма, не боись ...Сергеич.
После сказанного Володька, нашел ковшик с длинной ручкой, зачерпнул с котла воды, крикнул мне: сядь рядом со мной, а то я сдавать буду, может паром обжечь. Я мигом взлетел к Володьке на полок. Жара там стояла несусветная.
- Зачем сдавать, Володька?
- Чтобы парится!
Володька, наконец, изловчился  и плеснул часть горячей воды на открытую каменку.  Столб невидимой жары рванул к потолку, а потом разлетелся по всем углам. Но главное – он обязательно подходил к полоку, но не столь горячий, а чуть охлажденный стенами и воздухом самой бани и обдавал жаром, сидящих на нем.
- Во, теперь самое то – сказал Володька, волна  жара вместе с паром дошла до полока.
Я не выдержав нахлынувшего жара, мигом слетел с полока и растянулся на прохладном полу.
- Нет,  Сергеич, не парильщик ты. Ладно, полежи, а я пока похлестаюсь веничком. Подай один, пожалуйста, вон они там, в кадушке замочены -  показал Володька на деревянную кадушку, стоящую около каменки.
Я вытащил горяченный веник и подал его Володьке.
- Ну, вот сейчас поддам еще и попарюсь. Если боишься жары, то сходи в предбанник, посиди, пока я похлестаюсь. Завернись в простыню и посиди, только смотри не замерзни – крикнул вдогонку мне Володька.  Володька, оставшись один, стал кидать на каменку один ковш за другим. Дверь при каждой кидке слегка вздрагивала, и в щелях появлялись полоски пара, но не открывалась, уж очень сильно ее заклинило от влаги.
Парился Володька минут десять или больше, потом стремительно выскочил из двери, и ничего не сказав, ринулся через дверь предбанника на улицу.
Я вскочил на ноги, чтобы посмотреть, куда побежал Володька, но он скрылся в потемках  за банькой.
- Чего он туда? Может, приспичило? – подумалось мне.
Но, через пару минут Володька красный со снегом в волосах и кое-где на теле, вернулся обратно.
 - Сейчас после снежной купели совсем хорошо будет. Пошли, поддавать после снега нельзя, нужно просто посидеть на полоке – сказал он мне.
Я уже стал охладевать и решил все же пойти в баньку. Второе мое пришествие на полок, я перенес, куда легче, чем первое. С помощью Володьки, все же залез на полок, заручившись его словом, что поддавать больше не будет. На полоке мне стало тепло, и я попробовал попариться веником.  Жар обдал мое тело, но что удивительно, он не так уж был невыносим. И я с удовольствием подставил спину под удары веника. Володька уложил меня на полок и потихоньку без сильных ударов веником, попарил меня. Я весь разомлел, и какое-то время блаженно лежал на досках, не смея, шевельнутся. 
- Ну, вот и отлично. А теперь пора еще раз по настоящему попариться – и Володька снова взялся за ковшик.
В это время в предбаннике стукнула дверь и через пару минут появился Николай. Длинный, худой, весь в наколках, он выглядел, как инородное тело или словно существо с другой планеты.
- Сергеич,  побаивается, но я уже на второй заход пошел-отрапротовал Володька.
- Кстати, ты трубу-то закрыл полностью? – спросил он Володьку.
- Нет, Николай, я не трогал.
- Ну, вот,тогда я сейчас... Он подскочил к печи и до конца задвинул задвижку на самом верху трубы.- Вот теперь порядок, лишнее тепло не уйдет!  Я потихоньку вышел в предбанник и завернувшись в простыню, блаженно прикоснулся к бутылке с квасом.
Колян с Володькой делали один заход за другим, я в промежутке, пока они кувыркались в снегу, отогревались на полоке, успел помыться и решил, что мне пора одеваться. Когда я стал надевать трусы, то почему-то нога не могла попасть в штанину. Что за чудо? Не понял я, но когда и вторая нога не вошла в широкую штанину, а я, встав со скамейки, чуть не упал, мне стало страшно:
- Что-то со мной?  Водку не пил, только квас. Может квасом отравился... И тут мне совсем стало дурно, я едва одевшись подошел к двери предбанника, открыл и стал с жадностью дышать свежим морозным воздухом. Немного полегчало. Но, что-то я перестал  слышать шум в бане, может мужики отдыхают. Я крикнул:
-  Володька, Николай, как вы там? Когда закончите париться?  Вместо четкого ответа, я услышал какое-то бормотание.
-  Черт возьми, да что такое? Я дернул за ручку, дверь в баню открылась и вместе с дверью выпал  Володька, а за ним на четвереньках полз Николай.
- Сергеич, мы, наверное, угорели, беги за помощью – успел сказать Володька,падая на пол.
Я схватил Володьку, и помог ему присесть на скамейку, потом притащил и Николая, но тот уже сидеть не мог, он лежал на полу, тяжело дыша. Я приоткрыл дверь предбанника:
- Сейчас свежий воздух  дам и все пройдет. Перепарились вы, мужики...
Но, мужикам становилось все хуже  и хуже. Володька опять собрал все силы и крикнул мне:
- Беги за помощью, мы умираем, Сергеич. Ради бога, беги скорее...
Я помчался к дому. Собака встретила меня лаем, не пуская к двери. Я закричал:
- Есть кто-нибудь!
- Что случилось? – ответил женский голос.
- Там, там в бане мужикам плохо, они умирают – пролепетал я.
- Как умирают?
- А вы кто?
- Я приехал с Володькой, зовут меня Виталий.
- Вот, что Виталий, пошли со мной обратно. Она схватила шубу в сенях и, накинув на себя, побежала к баньке, я медленно поплелся за ней. Собака обнюхала меня и с лаем бросилась за хозяйкой.
Увидев картину случившегося,  женщина заплакала, потом пришла в себя.
- Виталий, беги к фельдшеру, пусть вызывает «скорую» и сам сюда летит с уколами... Скажи, что у Залеских в бане двое угоревших мужиков, а я пока возьму нашатырь, буду их приводить в чувство...
- А где фельдшер-т?  Я тут ничего не знаю.
- За воротами направо по тропинке, вон к тому дому, что на горушке стоит. Там медпункт и фельдшер рядом живет, скажи, что Наталья продавщица очень просит поскорее прийти. Погибнут мужики. Ну беги, беги быстрее, ради Бога беги... - закричала она мне в спину.
Как я нашел медпункт и фельдшера, молодого парня, лет двадцати семи, одному Богу известно. Мне казалось, что  я в усмерть пьян,  я шатался, падал в снег лицом, лежал, потом снова поднимался и делал несколько шагов и снова падал. Бог ли мне помог или судьба такая, только я дошел до медпункта, кое-как объясняя, что к  чему и, кажется, потерял сознание. Очнулся я в палате… кругом тишина, рядом у столика кто-то сидит, не то спит, не то дремлет. В больнице понял я. И, собрав силы, позвал: - Пить, дайте мне пить. И я увидел свою жену Катерину, которая появилась, как приведение.
- Катя, ты, что тут делаешь?
По щекам Катерины  потекли слезы, она бросилась ко мне.
- Ну, вот и хорошо, все хорошо. Пришел в себя. Сейчас я тебе пить дам, только не много. Не велели много давать и дежурного доктора позову.
- А где же Володька и, как его, кажется, Николай? – тяжело ворочая мыслями, спросил я.
- Они оба в реанимации. У Николая – аппарат искусственного дыхания, а Володька под капельницами. Один ты дышал. Только пульс частый  и давление было низким, да еще сознание потерял. Врачи поместили тебя в палату интенсивной терапии, кислородом дышал, а потом ты  уснул. Решили тебя не будить, мне разрешили остаться, следить за тобой...
- Как дома?  Сашка как? – спросил я про сына.
- С ним все в порядке, с ним бабушка осталась – жена посмотрела на часы.
- Через полчаса Новый год начнется, а мы в больнице. И по моей глупости  - ответил я, тихо поглаживая руку жены. 
- Не надо, Виталий сейчас об этом. Слава Богу, ты жив, если бы ни ты, может и Владимир со своим другом, погибли бы. А так есть шанс, что  их спасут. Так мне врачи сказали. Жена вышла и вскоре к кровати Виталия Сергеевича подошел бородатый в очках доктор и молоденькая в зеленом костюмчике медсестра.
- Очнулись, хорошо! – сказал доктор, выдернул иголку из кармана халата и кольнул кожу левой, потом правой руки.
Виталий слегка одернул руки.
- Ну, вот болевая чувствительность восстановлена, теперь кровь очистится и все придет в норму.
- Может, я домой поеду? – попросил я доктора.
- Даже и не думайте. Новый год встретите здесь, вместе с нами. Жена рядом, шампанское в ординаторской имеется. Глоток не помешает, но не больше – и доктор вышел.
Медсестра измерила давление, пульс, дала какую-то таблетку, велев ее медленно сосать.
- Все идет хорошо, Виталий Сергеевич. Через день-два дома будете.
- Откуда вы знаете?
- По опыту работы, не вы первый попадаете сюда с отравлением угарным газом.
- А как там мои друзья?
- С ними проблем больше, но самое страшное уже позади: жить будут и мозг сохранен, значит, без особых последствий.
В дверь заглянула жена.
- Мне можно?
- Заходите, теперь вы можете расслабиться, отдохнуть...
 -Ваш муж окончательно пришел в себя и его жизни больше ничего не угрожает.
- Спасибо вам огромное – и на глазах Катерины появились слезы.
- А вот плакать не положено перед больным – ответила медсестра. Через десять минут Новый год наступает, радоваться нужно! Доктор разрешил вашему мужу глоток шампанского! У нас  в ординаторской стол накрыт, зайдите, возьмите, что нужно. Для нас привычное дело, праздники на дежурстве встречать. Так, что  все свое носим с собой –засмеялась медсестричка и вышла.
Новый год мы с женой встретили в больничной палате: я на койке, жена на стуле около меня. Шампанского выпил с чайную ложку и сразу же уснул.
Вот такая произошла со мной и моими знакомыми история в канун Нового года.
Хорошо, что все закончилось благополучно.  Жена, Николая- Наталья, первым делом благодарила меня:
- Не вы бы, Виталий Сергеевич, не было бы и моего мужа и Володьки в живых. Так, что всю жизнь благодарна вам   буду.
Когда мы все выписались из больницы, то от Николая я узнал, почему мы угорели. Оказалось, что в тот день у Николая, было много работы. Начальство заставило новые разметки обновить, в каком-то населенном пункте, куда  большие шишки на праздник собрались.
 Вот и попросил своего соседа, деда Федора баньку стопить.  Тот, хоть и выпивоха, но банное дело знает.  Но произошел непредвиденный случай. К деду Федору приехали какие-то родственники. Естественно выпили, ну и баньку топил дед Федор, как бы по инерции. Натопил хорошо, а вот не доглядел спьяну и оставил большую головешку в самом конце топки. Николай, когда пришел париться, даже и не подумал об этом, задвижку до конца закрыл, вот угарный газ и пошел по баньке гулять.  Меньше всех пострадал я, потому, что ушел раньше всех в предбанник,  а Николай с Володькой надышались так, что оба в кому впали.  И если бы ни фельдшер, вызвавший «скорую помощь», да ни жена Николая, Наталья, которая до прихода  фельдшера делала искусственное дыхание, не жить бы им обоим. После такого случая, я надолго потерял интерес к банному делу. Но время шло, страх постепенно ушел и мы с Володькой снова стали ездить париться в Ямницы к Николаю с Натальей.  Только перед тем, как пойти в баню, Володька вставал на четвереньки и заглядывал во все уголки печки, нет- ли где головешки. Угар дело серьезное и второй раз нам попадаться не хотелось.
А банное дело полюбилось мне настолько, что я завел  со временем свою дачку и первым делом поставил на участке  баньку. Истопить баню правильно  - наука тонкая, здесь мелочей не бывает,проверено на собственной шкуре...
   С легким паром господа-товарищи! Парьтесь на здоровье, но о предосторожности не забывайте.


Рецензии
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.