Уроки радио

Слово Радио я уважительно пишу с большой буквы. – Радио учит многому. Прежде всего: ценить хронометраж речи, держать темп речи, и, начитывая текст – свинговать, чтобы радиослушатель не заснул у приемника, убаюканный монотонным голосом журналиста…

Радио вдохновляет: иначе как объяснить, что удается смонтировать репортаж за 20 минут? – Написать текст, добавить клипы с записями героев и собрать в единое целое…

Один мой приятель-журналист говорил, как удобно работать на ноуте: едешь в машине или общественном транспорте после редакционного задания, и пишешь текст. Приятелю проще: он не радийщик. Был бы радийщиком, он не написал бы текст по дороге с задания: у него в голове даже спустя час после записи интервью, звучали бы голоса интервьюируемых.

Мой коллега Игорь Померанцев коллекционирует радиоголоса. Он хранит их в аудиотюрьме: кассеты, мини и компакт-диски заключены у Игоря в стальные ящики-сейфы. Периодически мэтр проветривает радиоголоса, освежает их, дает второе рождение – пуская в эфир Свободы.

Мне проще: почти все свои репортажи я делаю для информационных программ Liberty Live и потому, голоса интервьюируемых не успевают закиснуть…

По вдохновению удается записывать и большие программы для «Поверх барьеров» Игоря Померанцева. Вот тогда удается порезвиться. Нет, это не кураж и не свистопляска. Это вдумчивая, поистине творческая работа: сидеть и вырезать, вымарывать из записанного неинтересное. Создавая квинтэссенцию интересного, концентрат умного. Оставляя только интонационные паузы, аберрации, пытаясь еще во время записи репортажей сделать так, чтобы герой зазвучал, был интересен не только самому себе, но и слушателям.

Если один писатель говорил, что слово надо пестовать, то слово радийное нужно пестовать вдвойне. Слушая множество радиостанций удивляюсь, как похожи интонационно голоса их ведущих. Такое впечатление, что их клонировали на какой то генетической фабрике, чтобы они заполонили радиоэфир одинаковыми голосами. Настолько одинаковыми, что, переключая каналы на радиоприемнике замечаешь, что от перемены радиостанции речь ведущего не меняется…

Где бархотца баритона, где индивидуальность? – Её у них нет. Зато есть дурновкусие и ненужное для журналиста подстрекательство к болтовне. Нет даже самолюбования: в противном случае эти «радиоклоны» стали бы искать индивидуальность… Но если нет творчества, о творческой индивидуальности приходится только мечтать…

Индивидуальность была у кота, с которым я разговаривал на Самарской площади, на СамПло, как говорят самарцы. Я записывал программу «Акустический портрет Самары» и кот давал мне интервью о том, как жарко в июньский день в Самаре и какие вкусные сосиски продают на СамПло. Интервью с котом оказалось гораздо интереснее интервью с большинством людей. Подумалось, что: может быть, кот позволял мне говорить с ним, а сам, как Чеширский Котик, размышлял на микрофон о бренности и о том, что гуляет сам по себе и для счастья ему не хватает вкусных сосисок?

Интересным была запись первого интервью со знаменитым театральным режиссером Петром Монастырским. Мэтр устроил мне экзамен: прямо в общем коридоре, не впуская в квартиру, задавал вопросы о своих спектаклях. Но и знание поставленных Петром Львовичем на самарской сцене спектаклей не стали пропуском на интервью: Монастырский посмотрел на выданное в Праге удостоверение корреспондента Радио Свобода и заявил, что документ, написанный на английском языке, ему неинтересен. А вот выданная мне как корреспонденту Радио Свобода самарской мэрией аккредитация на русском, Петра Львовича вполне устроила, и он пригласил на интервью. Петр Монастырский оказался интереснейшим собеседником! - В 96 лет он в мелочах помнил события 70-летней давности, увлекательно рассказывал про актеров и режиссеров, с которыми работал за годы своей карьеры. Но самое главное было даже не в интересности рассказов мэтра. Главным было, что Петр Львович чувствовал интонацию! – Как и все великие режиссеры, он, прежде всего: гениальный актер! Ведь режиссер должен уметь показать актеру: как сыграть роль! В том интервью для Радио Свобода Петр Монастырский рассказывал и показывал тех, о ком вел речь. Это было гениально! За два часа интервью мэтр рассказал о событиях многих лет, и было видно, что рассказ этот восхищал и его самого. Не потому, что Монастырский – эпоха. А потому, что Петр Львович: штучный человек, умеющий рассказать просто о великом таинстве искусства театра. Я подарил мэтру компакт-диск с его интервью на Радио Свобода, а Петр Львович похвалил меня после записи интервью, сказав, что я – человек осведомленный в вопросах театра, культуры и искусства. Было очень приятно услышать комплимент от Петра Львовича Монастырского!

Радио учит собранности, умению выделять главное. – Если в эфире интересный собеседник, достаточно двух-трех реплик, чтобы потом человек сам стал говорить-говорить-говорить умные вещи. Радио учит относиться к собеседникам бережно и внимательно: давать людям высказаться, даже если они начинают повторять тоже самое по второму кругу уже на пятой минуте интервью. Нередко приходится поправлять собеседника, и, краснея от смущения, делать ему замечание: «Вы неграмотно произнесли слово, переговорите, пожалуйста!» Собеседники чаще всего понимают, что репортаж по Радио, в отличие от статьи в газете или журнале, может легко показать их малограмотность, и поэтому соглашаются переговорить свои речевые ляпы.

Радио удобнее телевидения и даже интернета: люди слушают Радио, не отвлекаясь на изобразительный ряд. И именно поэтому Радио делает журналиста-радийщика настоящим режиссером звукового изображения, ведь в репортаже словами нужно рассказать о том, что по телевидению или в интернете можно показать. Радио можно слушать в походе или управляя автомобилем, самолетом или яхтой. Радио можно слушать, занимаясь сексом или выгуливая собаку. Телевидение и интернет не так медиауниверсальны, как Радио.

Пунктуация на Радио тоже своеобразна, различать её меня научил Игорь Померанцев. Звуки на Радио шумят, мурлыкают, трутся носами. Интонационные паузы героев могут позавидовать знаменитым актерским паузам, выдерживаемым на сцене…

Радио излагает мысли в звуке: журналист конвертирует мысль в mp3-файл, который потом слушает редактор, затем отправляя программу на студию. А дальше: радиоволны транслируют информацию в мировой эфир к радиослушателям.


Для читателей-аудиофилов:

"Театральный режиссер Петр Монастырский" http://samaraaudio.podfm.ru/reportage/10/

Монологи театрального реквизитора из Самары http://samaraaudio.podfm.ru/reportage/16/

Монологи самарского поэта Михаила Авдеева http://samaraaudio.podfm.ru/reportage/17/


"Провинциальные актеры" http://samaraaudio.podfm.ru/reportage/6/


"Любимый ученик" http://samaraaudio.podfm.ru/reportage/7/

 

 


Рецензии
Эх, до сих пор на кухне висит радио с одной волной) и трехпрограммник где-то есть!
Прям захотелось его найти, после прочтения!

Руслан Петраченков   25.05.2015 10:18     Заявить о нарушении
Руслан Петраченков, спасибо!

Сергей Хазов   25.05.2015 16:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.