Папа Юлий II

Папа Юлий II в миру Джулиано делла Ровере - человек авторитарный и суровый, ставший Папой еще не старым человеком в возрасте шестидесяти лет. Избрали его быстро, я бы даже сказал мгновенно, всего за один день. Чемпион среди пап по скорости избрания в единицу времени. Не то, чтобы он пользовался большой любовью кардиналов -  его скорее побаивались, да и характер был далеко не ангельский.  Не то, чтобы он был святым -  несмотря на целибат, прижил парочку незаконных детишек. А просто перед конклавом занесли «кому-надо».
Амбиций у новоиспеченного папы было хоть отбавляй. Даже имя он позаимствовал не у кого-нибудь, а у самого Юлия Цезаря.
 «Где у нас прокурор? — В шестой палате, где раньше Наполеон был.»
После своего избрания, в лучших традициях борьбы с коррупцией, которые благополучно дошли до наших дней, издал строгую буллу о запрете подкупа кардиналов. Как говориться «пчёлы против мёда». И, конечно, сразу видимо с той же целью, стал назначать близких родственников на хлебные должности.
Не зависимо импонирует нам или нет, время от времени возникают  суровые ребята типа Наполеона или Сталина, которые пытаются направить локомотив истории в нужное, по их мнению,  направление. Суета сует.   Таким же был и Юлий II- воин в тиаре.  Как писал поэт:
«Он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог»
Сразу после инаугурации Юлия в 1503 году, придворные клерикалы-подхалимы, стали соблазнять Папу, предлагая ему оставить след в истории. Как известно, для того, что бы попасть в учебники истории для 5 класса нужно либо вести блог в интернете, либо выиграть решающее сражение, либо построить грандиозную хреновину. Папа человек занятой, вести блог ему недосуг.
Войны конечно вёл. Но, по большей части местечковые. Ну, знаете такие - стенка на стенку.  Завоевал Перуджу и Болонью, но что это были за города? Маленькие провинциальные негодные крепостишки. С такими завоеваниями в школьные учебники не войдешь.
Мошеннические финансовые операции типа продажи индульгенций и должностей или троллинг испанских евреев приносили большие деньги, но не славу.
Что еще? Нанял для собственной охраны 200 швейцарцев в смешных штанах? Пустое развлечение для праздных туристов.
Все не то.
Последний вариант что-нибудь построить. Но, что?
К шестнадцатому веку в Риме уже все нужное как-то бани и общественные сортиры, публичные дома и культовые сооружения, стадионы и тюрьмы были построены. Город принял сравнительно благоустроенный вид.
Оставалось возвести что-нибудь не нужное. Например, усыпальницу.
Бог ведает, по какой причине для этих работ был нанят флорентинец Микеланджело. Может Папу позабавило, как Микеланджело развел на бабки кардинала Риарио, всучив ему своего купидона за античную статую или, быть может, понравилось как выполнена «Пьета». Об этом мы никогда не узнаем. Но точно не из-за личностных отношений.  Микеланджело было глубоко плевать на всяческие условности. Не зависимо от того, кто перед ним иерарх церкви или торговец поддельным колониальным товаром, с любым художник был нетерпелив, груб и говорил в глаза, всё, что он думает об этом человеке. А, как правило, о людях Микеланджело думал дурно и это «дурно» моментально предъявлял оппоненту. Можете представить, как он располагал к себе людей!
С наступлением вечера пятницы у Юлия II портилось настроение. Обычно в это время к нему без доклада, весь в мраморной крошке, распространяя на все покои ядреный запах пота, врывался разгневанный Микеланджело. Не утруждая себя снять головной убор, он как был, в грязной кожаной робе, плюхался, не дожидаясь приглашения, в обитое парчой кресло, мажа подлокотники грязными руками, и начинал пенять папе по поводу оплаты рабочим, транспортировки мрамора, незначительных изменений проекта и еще по тысячам неведомых мелочей.
«Вы жалкая, ничтожная личность, — заявил Паниковский, с отвращением глядя на собеседника.»
Каждый раз после подобных визитов у Папы Юлия II поднималось давление, придворным цирюльникам приходилось пускать ему кровь. Наверно отсюда и пошла идиома «попить крови».
Не мудрено, что при жизни Папы из проекта ничего не вышло.
Изначально проект предполагал создать грандиозный мавзолей из белоснежного мрамора, украшенный несколькими десятками библейских фигур. Мавзолей должен был состоять из трех уровней – символ перехода из этой жизни в иную. На верху два ангела должны были уносить Юлия, как он сам думал, в рай.
Окончательный вариант совершенно отличается от начального. Его уже многие видели в базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи.  Это именно то место где восседает Моисей с рожками. Думаю, если спросить, в честь чего собственно здесь установлен Моисей, большинство и не вспомнит, что это гробница Папы Юлия II.
Sic transit gloria mundi. Папа хотел, чтобы помнили его, а история распорядилась так, что большинство помнит только исторический анекдот про рожки Моисея.
Еще одно маленькое субъективное замечание. Позднее посмотрев в Ватиканском музее фреску Рафаэля «Папа Юлий II», я нашел сходство портрета папы с Моисеем. Ну не хотел же нам, в самом деле, Микеланджело, приделав рожки Моисею, сказать через века, что папа козёл! Хотя кто его знает, приделал же он на фреске страшного суда ослиные уши церемониймейстеру папы римского Бьяджо да Чезенана.


Рецензии