Тайна природы смеха

                ТАЙНА ПРИРОДЫ СМЕХА
 
  Я учительница риторики в школе, и один из разделов моего учебного плана – «Использование юмора в общении людей». Детский юмор я выделяю из юмора для взрослых из-за его уникальных особенностей. Я убедилась, что дети тонко чувствуют юмор, но зачастую их высказывания, воспринимаемые взрослыми как юмор, фактически не являются таковым, а выражают реальное восприятие внешнего мира. И крайне неумно смеяться над их откровенными суждениями. Недаром говорят: «Устами младенца глаголет истина». Взрослые утрачивают такую непосредственную детскую восприимчивость.   
 В день общепризнанного в народе Дня юмора, то есть первого апреля, я провела показательный урок в четвертом А классе – урок смеха и юмора. Вот как это было.
– Здравствуйте, дети, садитесь. Сегодня мы проведем урок смеха и юмора. Успокойтесь,  Сережа, не смейся, наша тема серьезная. Как вы думаете, что такое юмор? Не думайте, что этот вопрос простой.
– Алена, ты хочешь ответить?  Отвечай.
– Это когда хочется смеяться.
– А ты, Ваня, как думаешь?
– Я думаю, что это не по смехотне. Вчера за обедом я сказал папе, что он обгладывает куриную кость, как мой Шарик. Сестра Ленка засмеялась, а папа почему-то дал мне подзатыльника. За что – не знаю, взрослые не понимают детей.
– Дети, теперь вспомните, какие смешные истории или случаи  произошли с вами или с вашими родителями, бабушкой или дедушкой. По очереди, не все сразу. Вот ты, Сережа, тебе не терпится рассказать нам что-то интересное.
– Моя мама говорит, что воспитывает меня по современным методикам и хочет, чтобы я был добрым. Я и так добрый.  Когда мне на день рождения подарили машинку и коробку конфет, мама велела угостить сестренку. Я дал ей одну конфету, и мама сказала: «Сережа, ты у меня добрый». 
– Ребята, кто ответит на вопрос: «Кто из них добрый, а кто нет – Сережа, мама или сестренка?»
– Коля Сидоров, ты хочешь ответить?
– Да, хочу. У Сережи мама не добрая, потому что она заставляет Сережу быть добрым, а так добрые не делают.
– Молодец, Сережа, ты заслужил пятерку! Можешь садиться.
– Паша, вижу, вижу, не тяни так высоко руки, достаточно поднять одну руку.
– Всю неделю я изо всех сил старался себя вести хорошо. За это бабушка обещала купить мне диск с полезными мультиками, где все добрые и нет злых. В пункте проката была очередь, и бабушка спросила: «Кто последний?» Тетенька в шляпе обиделась: «Какая я тебе последняя…? Крайняя в очереди – это я, и не оскорбляйте». «Простите, пожалуйста, женщина, я буду за вами», – вежливо ответила моя бабушка женщине. «Какая я тебе женщина!» – сердитым голосом сказала тетенька. «Простите великодушно, девушка», – тихим голосом закончила разговор моя бабушка, и мы с ней встали рядом и ждали, когда подойдет наша очередь. Дяденька о чем-то спорил с продавщицей. Она объясняла: «За прокат диска сто рублей, если хотите купить диск – сто двадцать рублей, понятно? Сколько раз можно объяснять!» Послушайте, любезная, поймите меня: «Я уплачу вам сейчас сто двадцать рублей, будто я покупаю диск, но если после просмотра дома он мне не понравится, я принесу его вам обратно, а вы возвращаете мне двадцать рублей как за прокат. Понимаете?» – «Не морочьте мне голову! – уже кричала продавщица. –  Говорите: прокат или покупка? Отвечайте быстрее!» Тут очередь начала шуметь: «Нашелся умник, у нас всегда так, выискался революционер! Надоели перестройки, совсем загубят Россию!» Дома я посмотрел полезный мультик, который бабушка купила за сто двадцать рублей. Он мне не понравился, но вернуть его мы уже не могли, такие были правила. Взрослые ничегошеньки не понимают в прокате.
– Молодец, Паша, ты рассказал нам поучительную историю.
– Можно рассказать о моей сестренке, ей всего три годика, она только учится говорить, и она до смерти, как говорит папа, любит сладости. «Дочь в тебя», – говорит папа маме.
– Мы слушаем тебя, Катя. Ребята, соблюдайте тишину, когда говорит ваш товарищ.
– Когда мы даем конфету моей сестренке, она говорит: «Исё» – это значит «еще», если дать ей вторую, она хватает ручонками конфету и говорит опять: «Исё». Сколько бы ни давать ей конфет, она повторяет и повторяет: «Исё, исё». Папа беспокоится, думает, что сестренка жадная, он не понимает, что сестренка хочет сказать «спасибо», но еще не научилась выговаривать такое трудное слово.  Взрослые ничего не понимают.
– Маша, ты тоже желаешь рассказать нам свою историю? Если хочешь, выйди к доске, чтобы все ребята тебя видели, а то за последней партой тебя плохо видно.
– Нет у меня истории, только я не понимаю папу и маму, над чем иногда они смеются. В воскресенье у нас был праздник, можно сколько хочешь есть пироженков и конфет. У моей тети была свадьба. Когда мама с папой вечером пришли со свадьбы, я спросила их: «Значит, завтра у вас будет ребёночек, мальчик или девочка? Я хочу сестренку». Папа почему-то рассмеялся, приговаривая: «Так не бывает». А как бывает, он не объяснил.
– Женя, ты что, уснул? Расскажи нам свою историю.
– Мне не до истории. Я сегодня не выспался. У наших соседей был, наверно, какой-то праздник, всю ночь у них громко играла музыка и под гармошку все соседи распевали песни.
– Какие песни они пели? – спросила Зина, соседка Жени по парте.
– Разные. «Что ты бродишь всю ночь до рассвета, что ты девушкам спать не даешь?» Сами они тоже не дава никому спать. Вот я и не выспался, поэтому сейчас хочу спать. Папа даже рассердился, позвонил в милицию. «Кто говорит? Ваша фамилия, имя, отчество?». «Это не имеет значения», – сердитым голосом ответил папа. «Нет, это имеет значение, назовите свою фамилию», – требовал милиционер. Потом милиционер пришел, стучался, стучался к соседям, но они дверь не открыли, наверно, из-за своих песен не слышали. Милиционер ушел, а мы всей семьей до утра слушали песни и их музыку. «Бесплатный концерт», – повторяла мама, а сама почему-то  заплакала.
– Женя, придешь домой, сразу ложись спать, ты должен выспаться, завтра у нас контрольная. 
– Дети, откройте мне один ваш секрет.
– Какой, какой, какой секрет?
– Когда я вошла в класс, у вас здесь стоял хохот. Над чем вы смеялись, скажите-ка мне. Вот ты, Витя Серегин. Только встань, пожалуйста.
– Сегодня Олег Смирнов – дежурный. Он сходил в туалет, намочил там тряпку, пришел, тряпка случайно упала на пол, Олег наступил на нее, поскользнулся и смешно растянулся на полу. Вот мы и засмеялись все.
– Ребята, радости здесь немного. И это не первый раз. Подумайте, хорошо ли это?
– Ольга Владимировна, а почему Вася Краев надо мной всегда смеется, когда выигрывает у меня в шашки, и еще приговаривает: «Тупой, тупой?!»
– А ты почему смеешься надо мной на уроке физкультуры, обзываешь меня хилятиком?! – потому, что я не могу подтянуться  на турнике два раза, а ты подтягиваешься семь раз! Почему?! А, почему?!
– Ольга Владимировна, можно я расскажу детский анекдот?
– Я не люблю анекдоты, Вадим, но в день первого апреля, пожалуй, расскажи.
– Моя история произошла в зоопарке. – Мама! Купи мне слона, – попросил Вова у своей мамы – А чем мы его будем кормить? – ответила мама. – Ничем! Тут написано: «Кормить слона строго воспрещается!». 
– Тихо! Тихо, дети! Посмеялись и довольно. Я не люблю анекдотов, однако сегодня делаю исключение. Знаете, почему вы смеялись? Вы напряженно думали, как ответит сын. Для вас его ответ «Кормить слона строго запрещается!» был очень неожиданной, остроумной находкой. А теперь посмотрите на Вадима, на его  радость. А почему он рад? Да потому, что он доволен собой, он заставил вас всех смеяться, а кому нравится, когда заставляют? Он считает себя победителем, он командовал вами, а вы подчинились ему; он показал, что считает себя выше вас, для этой цели использовал этот анекдот как оружие. Возможно, не всем эта история понятна сейчас, поймете позже, но это так и есть!  Слышите? Звонок. После перемены мы с вами подведем итоги нашего урока смеха.
– Набегались? Даю вам две минуты, чтобы вы успокоились. Дорогие мои ученики четвертого А класса. Вы так же видите окружающий мир, наблюдаете его красоту, и как мы, взрослые, своими ушами вы слышите все звуки: шум ветра, шелест сухих осенних листьев под ногами во время прогулок в парке или в лесу. Вы отличаете, что горько, что солено, что вкусно, а что нет, и, наконец, вам дано чувство любви, страха, негодования, как и нам, взрослым. Прошлый урок показал: у вас есть чувство юмора. Вы такие же, как взрослые, только маленького роста. У вас просто мало опыта, вы еще не знаете, как распорядиться ощущениями, приходящими от ваших органов чувств, не волнуйтесь: это придет к вам позже. Поэтому я с вами буду говорить, как со взрослыми. Скажу вам по секрету: взрослые часто не понимают детей потому, что они утрачивают детское понимание мира, а дети часто не понимают взрослых потому, что еще мало знают. Теперь давайте поговорим  серьезно о смехе. У вас недавно на физкультуре проходили соревнования по бегу на стадионе. Конечно, каждому хотелось первым добежать до финишной  ленточки. Вся жизнь взрослых и детей состоит из соревнований. И часто люди стремятся к победе, прибегая к смеху и юмору. Среди вас есть отличники, есть троечники. Многие из тех, кто впереди, чувствуют свое превосходство над другими и часто зазнаются, насмехаются над другими, подобно тем, которые, рассказав какой-нибудь анекдот, держат себя свысока. 
– Ольга Владимировна, а если шутка добрая – это тоже плохо?
– Добрая шутка, конечно не насмешка, но она означает некоторое снисхождение, и  это может не понравиться тому, над кем смеются. Кроме того, чувство снисхождения близко к чувству превосходства, а это уже нехорошо. Смех почти всегда несет скрытую агрессивность – нападение на слабого.
– А черный юмор?
– Всякий юмор и смех несет в себе черноту. Я так думаю.
– Ольга Владимировна, мой папа говорит, что смех и юмор лучше всяких витаминов, он вылечивает.
– Да, Ваня, смех и юмор придают уверенность и силу, но часто засчет других, черпая у них энергию. Все это трудно понять не только детям, но и многим взрослым.  Получается, что смех и юмор, являясь злом, необходимы людям – так они считают. Мы можем понять, что такое свет, при условии, что мы знаем, что такое  тьма.
– Здравствуйте, Ольга Владимировна, я папа Вани Палкина – Владимир Иванович. Вчера, первого апреля, Вы проводили, так называемый урок смеха и юмора. Мой сын подробно рассказал, как Вы им внушали, что смех и юмор – плохая штука, что они несут в себе зло, насилие и агрессию. Как прикажете Вас понимать? Чему учите детей! Да это ни в какие ворота не лезет!  Добрый юмор Вы превращаете в зло, агрессию! Такая позиция делает из детей садистов – это опасно для общества! Этим отрицается объединяющий людей  гуманизм! Я буду говорить с директором школы.
  – Уважаемый Ванин папа, Владимир Иванович, я придерживаюсь в системе воспитания открытости, откровенности, не скрываю внутренних противоречий в эволюции развития общества. Наши дети – это дети индиго, они рассуждают о судьбах мира, о философских понятиях «истина, свобода, совесть», и  они отвергают наши старые, укоренившиеся шаблоны воспитания. Я рада за вашего Ваню, представителя детей индиго. Недаром он на нашем уроке высказался по своему разумению: «Смех – это не по смехотне». Человек использует смех и юмор с незапамятных времен – это приобретенный инстинкт в борьбе за существование. В век развитой цивилизации истинные причины смеха и юмора скрыты видимостью добра, а зло часто одевается в красивые одежды.  Владимир Иванович, я напомню Вам высказывания некоторых выдающихся ученых, философов всех времен о смехе и юморе. Одной из бесчисленного множества неразгаданных тайн природы, ею тщательно скрываемых от человека, является тайна смеха. Однако смех, продолжая оставаться неразгаданной тайной,  манит новых и новых исследователей. Создаются теории смеха и даже формулы смеха. Эта тема стала обрастать многочисленными гипотезами исследователей со времен старой эры, и число безрезультатных попыток  распознать  природу смеха продолжает расти. Вот некоторые из них.
Платон (427-348 до Р.Х.) считал юмор негативным явлением, ибо чувство это основано на злобе и зависти, в особенности смех, вызванный несчастьем или неудачей других.
Аристотель (384-322 до Р.Х.) рассматривал шутки как форму образованного высокомерия.
– Это, Ольга Владимировна, древнегреческое старье, слушайте их больше, они заведут нас в загробный мир!
– Вот что говорит английский поэт Спенсер (1552-1559): Смех может быть вызван различными чувствами, не всегда приятными (сардонический и истерический смех). Сильные эмоциональные встряски приводят к накоплению избытка нервной энергии.
– О, поэтов слушать – далеко не уедешь.
– А вот Томас Гоббс (1588-1679), английский философ, говорит о том, что смех имеет отношение к превосходству над окружающими. Человечество находится в постоянной борьбе за власть, и не надо удивляться, что он отдаёт победу смеющемуся, «Война всех против всех». Смех является выражением неожиданного триумфа, происходящего от чувства превосходства над окружающими или над своим прошлым.

Многие ученые, философы пытались разгадать природу смеха. Например,  Эммануил Кант (1724-1804) утверждал, что смех является эмоцией, возникающей из неожиданного превращения напряжённого ожидания в ничто (т.е. при произнесении ключевого слова, “соли” анекдота, наше предчувствие об ожидаемом продолжении не исполняется).
Мнение Гегеля (1770-1831) сводится к тому, что остроумие схватывает противоречие, приводит вещи в отношения друг к другу, заставляет "понятие светиться через противоречие".
– Эти ребята знают толк в своем деле.
 – Вот что думал по этому поводу немецкий философ Шопенгауэр (1788-1860):
Смех возникает из распознавания несоответствия между физическим ожиданием и абстрактным представлением некоторых вещей, людей или действий.
– Да, в этом что-то есть.
Бергсон (1859-12941), французский философ, утверждает, что «смешно не бывает одинокому».
– Французы – легкомысленны, история доказала, что они не способны совершать революции, их идеал -  подиум.
М.Чойси  считал, что смех является защитной реакцией против страха запрета.
– Вот с этой трактовкой я согласен. Смех – это удел смелых.   
Дарвин (1809-1882) наблюдал, что звуки радости в животном мире отличаются от криков ужаса.
– Что ж, Дарвин – голова, он знал, что говорит.
– Богословы тоже высказывались на тему смеха и юмора. Ludovici нашёл в природе юмора нечто “зловещее”. Во всём Новом Завете, как он писал, «нет ни единой шутки... смех в Библии почти всегда выражает презрение, но не веселье».
– Владимир Иванович, в Евангелии можно найти пример тонкой иронии. Помните слова: «Тогда Пилат опять пришел в преторию и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? …Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в Мир…но Царство Мое не от Мира сего». Когда Иисус Христос «стал пред правителем», Пилат, увидев кроткое не воинственное лицо Иисуса и убедившись, что обвиняемый фарисеями не опасен для всесильного римского кесаря, с иронией и с насмешкой спросил: «Ты Царь Иудейский?». Иисус ответил: «ты говоришь, что Я Царь». Этой иронией прокуратор Пилат выразил свое превосходство и власть над Иисусом Христом, говоря: «Я имею власть распять тебя». (Иоанн, гл 19).
  – Владимир Иванович, наверно, достаточно цитат и ссылок! Их обилие сдерживает собственное мое суждение. В цивилизованном мире смех, юмор приобрели разные формы, сохранив идею превосходства смеющегося над слушателями анекдотов, шуток, Смех всегда несет в себе некую агрессивность, насилие, подчинение, другими словами, смех – «самое страшное оружие: смехом можно убить всё – даже убийство», как сказал  русский писатель Е.И.Замятин (1884-1937).
Думаю, назрела необходимость формировать науку с названием «Смехология» или «Юморология», учредить ученые степени кандидата и доктора юморологических и смехологических наук.
  – Я – за исследование, великий Ленин говорил, что наши знания и истина относительны.
– Владимир Иванович, как же так: по-моему,  истина абсолютна, она не может быть относительной. Какая-то неувязочка с вашим Лениным. История нас рассудит, кто прав, кто не прав. До свидания, Владимир Иванович. Уверена: из вашего сына выйдет толк!
– Ольга Владимировна, Вы меня своими цитатами не убедили, мое мнение не изменилось. Без юмора, особенно в наше трудное время, жить нельзя. Юмор – это лекарство от наших проблем, это защита от неприятностей, юмор вселяет надежду на лучший исход, казалось бы, безвыходных ситуаций. Он поднимает настроение. Посягательство на юмор – это посягательство на оптимизм. В конце концов – юмор это отдых.   
– Владимир Иванович, я тоже осталась при своем мнении. Конечно, юмор имеет положительные  стороны, но он отстаивает право господства сильного над слабым, несет скрытую или открытую агрессию, он не гуманен по отношению к слабому. Если коротко, юмор – это один из способов управления людьми и манипуляции их сознанием. Для меня ясно, что смех – это приобретенный инстинкт, выработанный в жестокой борьбе за существование, за выживание и в какой-то мере является движущей силой эволюции цивилизации.


Рецензии