Вечной тропой. Золотое кольцо от 25. 05. 2012

 Наверное многие из нас при походах в лес за грибами и ягодами, а то и просто ради прогулки, сами того не осознавая, идем одними и теми же путями, как ходили когда-то раньше: или ещё с детских лет, или с того раза, когда впервые пошли в это ещё незнакомое нам место. Разумеется, со временем мы, много раз бывая в этом лесу, постепенно знакомимся с ним, изучаем его особенности, находим грибные или просто красивые и живописные места, которые становятся для нас заповедными, желанными и надолго запоминающимися. Мы находим в этом лесу дорожки или тропинки, ведущие в еще незнакомый нам мир густых ельников, пронизанных солнцем сосняков, белоствольных берез, трепетных осин, светлых моховых болот – и везде мы стремимся побывать, всё посетить, запомнить и узнать.  Потом, уже спустя некоторое время, а порой и годы, мы, вернувшись в эти края, хотим вновь пройти по этим местам, ставшим нам чем-то близкими. При этом нам кажется, что мы как бы возвращаемся в то время, когда впервые пришли сюда. Так лес становиться для нас родным большим зеленым и, как нам кажется, вечным домом, под кровом которого мы всегда находили и находим  приют. Конечно, и в лесу с годами многое меняется: зарастают дороги, проложенные когда-то к дальним, теперь уже исчезнувшим деревням; лес вырубают, часто варварски, оставляя изуродованные пустыри и разбитые лесовозами просеки; очень большой ущерб приносят ураганы – их последствия ужасны и лес после них восстанавливается спустя не одно поколение.
 Но, всё же мы, оценив произошедшие с годами перемены, всегда обнаруживаем новые пути, ведущие в зеленые чащи, и опять ходим в лес по ним достаточно долгое время, пока не происходит каких-то существенных изменений. А как находят себе дорогу в лесу его лесные обитатели, постоянно  живущие под его кровом? Какие ориентиры они выбирают? Здесь заключается масса вопросов, совершенно непонятных нам, людям.
 В течение своей жизни я очень часто наблюдал в окрестных лесах и полях самых крупных представителей фауны наших мест – лосей, и всегда, их встретив, бываю очарован, как их величественным видом, так и легкостью их передвижения среди деревьев. Последний раз я видел красавца-лося в лесу в конце сентября, когда собирал грибы, на которые была так богата осень этого года. Придя на знакомое, грибное место и найдя один белый гриб, я тот час же обнаружил другой, потом третий – и пошло, успевай только срезать, да класть в корзину. Надо сказать, что после прошедшего прошлый год урагана найти это грибное место среди поваленных деревьев, а тем более подойти к нему, было совсем нелегко, и мне долго пришлось обходить возникшие на пути завалы и перелезать через упавшие деревья.
 Неожиданно я услышал легкий треск сучьев и, подняв голову, увидел метрах в десяти-пятнадцати матерого лося, судя по отросткам на рогах никак не меньше шестилетнего возраста. Зная, что в это время у лосей происходит гон, и они часто становятся агрессивны, я насторожился, но лось, увидев меня, просто отбежал дальше и там стал спокойно пастись, обгладывая кору упавшей осины. Видя, что лось настроен совершенно миролюбиво, я продолжил сбор грибов и, положив последнего белого в корзинку, снова поглядел на лося: он ел свою любимую пищу. А мне надо было идти к другим грибным местам как раз в ту сторону, где сейчас пасся лось и, чтобы его спугнуть я сильно постучал по березе найденной палкой, но лося это совершенно не потревожило. Тогда я громко крикнул – тоже эффекта никакого не получилось, тогда мне, на всякий случай, перемещаясь за березами, пришлось идти в обход лося, но этот мой маневр ему не понравился, и он мгновенно снялся с места и двинулся от меня прочь. Интересно было видеть, как лось, не останавливаясь прошел за несколько минут через лесной завал, там где мне бы пришлось пробираться полчаса, а может быть и больше, и скрылся в нетронутом ураганом участке леса.
 Чуть раньше, в середине лета, я, утром стоя на автобусной остановке у деревни Демино, видел сразу трех лосей, идущих снизу со стороны базы лыжного спорта через не так давно построенную стоянку автотранспорта. Лоси прошествовали от остановки совсем близко – метрах в двадцати, и, перейдя шоссе, направились через начавшееся зарастать кустарником поле к ближнему лесу. Кто знает, может среди них был и тот лесной красавец, встреченный мною в сентябре?
 А в прошлые годы, ожидая по утрам автобуса, мы достаточно часто наблюдали то одного, то пару лосей, идущих тем же путем. Допустим, что раньше, до строительства лыжного центра и всех его многочисленных сооружений, лоси ходили пастись в небольшой лесок, находившийся рядом с уничтоженным ураганом сосновым бором или на расположенное неподалеку болото, но строения лыжного центра и добротный металлический забор построены около десяти лет назад, а возраст виденных мною этим летом лосей несколько меньше, и возникает вопрос: что же тянет их сейчас туда, если эти места уже достаточно давно капитально освоены человеком, а сама территория лыжного центра обнесена забором?


Рецензии