В ташкентском госпитале

В Ташкентский госпиталь наш экипаж попал в конце апреля 1983 года. Как летели на самолете до Ташкента. Как везли нас в госпиталь, я смутно помню, у меня очень сильно болела голова,практически был без сознания. Первое время я лежал в неврологическом отделении старого здания госпиталя. Оно находилось около железнодорожного вокзала. На второй день мой нос посмотрел хирург. Покопавшись там,  он мне ничего не сказал, перебинтовал лицо, меня отвезли на коляске. Через неделю разрешили ходить, но поддерживала нянечка.

Сестрички в госпитале все были очень доброжелательные, симпатичные.  Больше всего меня удивили их  большие накрахмаленные колпаки с красными крестами. Раньше я такие видал у поваров в больших ресторанах. К нам  они относились с нежностью, как к маленьким детям. Забота персонала, качественное лечение, молодое здоровье помогало. Я быстро шел на поправку. Вскоре меня перевели в летное отделение. Там я встретил в коридоре Юру. Его на каталке вез специально для этой цели выделенный боец. У Юры была в гипсе  левая нога и левая рука. Увидав меня, он очень обрадовался. Первым делом он попросил, чтобы меня разместили в палате, где он лежал.

Он стал мне задавать вопросы,я отвечал односложно, постоянно закрывал рот рукой, стеснялся выбитых зубов.Юра спросил:
- Ты что постоянно закрываешься ладонью, когда смеешься. Я сказал:
- Мне стыдно, что у меня нет передних зубов.
- Все это ерунда, вставят, не расстраивайся.
Потом он сказал.
- Ко мне приезжала Наташа с тестем, только два дня назад в Хабаровск уехали. Неделю здесь были. К Якову тоже жена приехала. Его перевели в отдельную палату, после того, как командующий Туркестанского округа лично ему орден «Красной звезды» вручил. Ты -то своим ничего не писал, о том, что в госпитале лежишь?
Я ответил
- Я не хочу родителей травмировать, вот недавно написал им, что простудился и лежу в Ташкентском госпитале. Якобы мы в командировку прилетели, чтобы переучится на работу в пустынной местности.
- Да, ты прав. Я тоже Наташе сказал. Чтобы маме моей ничего не писала.
 Юра показал мне фотографии своего сына, его бутуз уже начал ходить.

 Так мы проговорили с ним до обеда. Когда всех позвали на обед, я повез его в столовую. Солдату сказал, чтобы он больше не приходил. Я сел за тот же стол, что и Юра. В этот первый обед, мне на второе подсунули хорошую вкусно пахнувщую отбивную. Я сидел, смотрел на нее и чуть ли не плакал. Есть ее мне было не чем. Я отдал ее Юре, а сам взял у него мягкую котлету. Так вдвоем в четырехместной палате мы пробыли два дня. Все отделение знало, что наш  экипаж сбили в Афганистане и находимся на излечении, особенно сторонились меня. Оказывается, как потом мне сказали, по секрету кто-то из медсестер проболтался,о том, что у меня была контузия и со мной надо быть осторожней. Если, что будет не по мне я могу и убить. Только я приходил в курилку, все старались по тихому от туда удрать, голова иногда побаливала. Особенно это чувствовалось на перемену погоды.

Через два дня в субботу утром нам подселили третьего соседа.  Когда он пришел, мы лежали, молодой человек лет двадцати вошел в палату в сопровождении дежурной медсестры. Она показала ему свободные койки. Он не говоря не слова, даже не поздоровавшись, стал укладывать свои вещи и застилать постель. Когда медсестра ушла, Юра сказал:
- Молодой человек, у нас принято, когда приходишь в палату надо здороваться и представляться. Тем более мы здесь старожилы. Нам ведь здесь не один день вместе придётся прожить. 
Молодой человек посмотрел на Юру и сказал:
- Что, без дедовщины жить не можем? Если я не назовусь, что изобьете?
- Да ты, что милый. Кто же тебя сокола, такого сильного изобьет, я что ли с одной рукой и ногой, или мой сосед Борис, который видишь с перебинтованной головой ходит еле –еле.
- Вы же молодой человек с высшим образованием, должны знать, что культурные люди здороваются, с незнакомыми, когда приходят к ним в дом.
- Вот меня зовут Юра, я капитан, старший летчик вертолета Ми-8. Борис лейтенант правый летчик вертолета Ми-8. Вы кто такой, каким ветром вас сюда занесло.

Поняв, что он не прав, молодой человек назвался Станиславом и сказал. Что он лейтенант правый летчик с самолета Ан-26 ВТА. Потом Юра спросил:
- Станислав, а ты с чем сюда попал?
- У меня был гастрит, вот я сейчас должен проходить медицинскую комиссию для годности к полетам.
Юра спросил:
- Станислав, ты выпить за знакомство не желаешь?
- Нет, я не пью, вам тоже не советую этого делать.
- Так может, ты нам поможешь, купить бутылку коньяка, а то мы очень заметные с Борисом.
- Нет, я принципиально этого делать не буду, вы должны соблюдать распорядок госпиталя.
- Понятно, а если мы его нарушим, ты нас заложишь, так я понял?
Сказал Юра.
- Нет закладывать я вас не буду, но и в магазин не пойду.
- Так понятно, этот вопрос выяснили. Ты трезвенник.
- Станислав, а «пулю ты пишешь»?
-  Какую пулю и зачем ее писать?
Ответил Станислав.
- Понятно в преферанс ты не играешь, а как на счет того, чтобы за медсестрами приударить?
- Больно они здесь хорошие, правда, Борис?
Я кивнул головой.
- Мне это не нужно, у меня есть красавица жена.
- Анекдоты или смешные случаи ты хоть знаешь?
- Нет, отстаньте от меня, вы мне надоели.
Сказал Станислав и повернулся к стенке. Юра махнул мне, я помог ему перелезть на каталку. Он сказал:
- Пойдем Борис, не будем мешать, человеку надо отдохнуть.
Я вывез Юру в коридор и закрыл дверь в палату.  Подъехали к медсестре.  Юра спросил у нее:
- Машенька. Зачем вы этого идиота подселили к нам?
- Так я думала, что вам будет веселее втроем.
- Вы пересилите его в другую палату.
- Нет не могу, завтра все палаты будут заполнены, прибывает личный состав эскадрильи на комиссию. Их надо селить всех вместе.
-Машенька, дайте нам пожалуйста маленькую пробирку и кусок пластыря, нам надо антенну от приемника спрятать от пыли. Я вам по выписке пробирку верну.
Машенька встала и принесла Юре пробирку и пластырь. Юра поблагодарил её, потом протянул ей две шоколадные конфеты. Все были довольны.

Я повёз Юру назад. Вдруг Юра сказал:
- Всё придумал, как его убрать, ты только поддакивай мне.
Только мы приехали в палату, я помог Юре перебраться на его кровать. Сам лег на свою. Станислав лежал и читал, какую - то книжку, она была в обложке. Юра спросил у него:
- Наверное, фантастику читаешь?
- Нет, вы не угадали, сборник трудов Ленина.
Юра посмотрел на меня и покрутил у виска пальцем. Потом сказал:
- Станислав, ты анализы все сдал?
- Какие анализы?
- Как какие, пота, вон Маша сказала, чтобы тебе передали.
С этими словами он передал ему пробирку.
- Зачем мне пот сдавать?
- По новой методике, проверяют, кислотность пота, если он очень кислый, то может раздражать желудок. Раньше брали желудочный сок, а теперь просто берут пот и узнают по нему кислотность в желудке.
- Как я ее прицеплю?
- Так я тебе подскажу, а Борис поможет.
  Я под чудким руководством Юры, прилепил пластырем под мышкой у Станислава пробирку.  Юра сказал:
- Теперь ложись на тебя накинем одеяла, ты будешь потеть, пол часа и все будет готово. Лучше сделать это сейчас чем в жару утром.
Станислав лег, я накрыл его четырьмя одеялами, он стал потеть. Посидев рядом со Станиславом десять минут, Юра сказал:
- Ты для лучшего потоотделения сжимай мышцы и разжимай, так быстрее получится.
- Борис пойдем, покурим, ты куришь Стас?
- Нет, я не курю, зовите меня Станислав, я не люблю, когда меня называют Стасом.
- Ладно, ладно ты не волнуйся, а то пот очень кислый будет.
Сказал Юра, я тут же вывез его из палаты, отъехав от палаты, я и Юрой покатились со смеху.
- Хватит смеяться. Теперь надо сделать серьезное лицо, волнуемся за своего товарища и за себя.
Подъехав к посту Юра сказал Маше.

- Маша с пареньком, что-то не то, его знобит, весь в поту, мы таких в Афгане возили с паратифом, у них такие же симптомы были.Вы бы посмотрели на него.

Маша вместе с нами пошла к нашей палате. Войдя, она увидала такую картину, под четырьмя одеялами лежал Стас, на лбу у него были капельки пота, его трясло. Увидав Машу, Стас спросил ее:
- Правда, что  пот надо собирать?
-Да, надо.
Сказала Маша и убежала из палаты. Юра попросил подвезти меня и поднял край одеяла. Резко рванув, он снял пробирку. Посмотрел на свет и сказал:
 - Пойду, узнаю, хватит или нет, а ты лежи, потей.

Мы выехали из палаты и подъехали к Маше, она звонила по телефону, подъехав услышали конец её доклада:
- Да всего трясет, заговаривается, спрашивает о каком - то анализе пота. Соседям сказал, что ему холодно. Те накрыли его одеялами. Да жду, вас поняла.
Потом обратилась к Юре:
- Да Юра, может быть паратиф. Как вы сказали, сейчас прибудет доктор, его переведут в инфекционное отделение.
Через десять минут Станислава увезли на каталке, нам тут же поменяли все белье. Заставили поменять наши пижамы. От сестры хозяйки за четыре конфеты мы получили совершенно новые голубые с бежевыми отворотами и воротниками летние пижамы. Она нам быстро подшила подворотнички,я повёз Юру в парк.
В понедельник как и говорила Маша все отделение было заполнено летчиками истребителями из полка ПВО. Узнав о том, что с ними лежит экипаж Ми-8 из Афгана, они  стали просить нас рассказать о том, что там происходит. Все мы им не могли рассказывать, так как нас заставили подписать бумагу о неразглашении военной тайны. Пришлось рассказать, что там воюем, что стреляют, в основном рассказывали о местных обычаях, чем люди занимаются и как живут. После обеда к нам в палату опять подселили Станислава. Его постригли под ноль, дали застиранную короткую пижаму. Он с нами не разговаривал. Юра и я с ним тоже не общались.

На следующий день Юра увидал, как Стас сидит и читает книжку. Юра остановил старшину отделения, сержанта с Украины и сказал:
- Старшина, что у тебя за бардак, везде грязь на подоконнике пыль, а бойцы у тебя книжки читают. Мне что -ли с больной рукой вытирать это все. Вот посмотри.
С этими словами Юра провел здоровой рукой по подоконнику, она и правда оказалась вся в пыли. Старшина встал по стойке «смирно» и сказал:
- Все сделаем, товарищ капитан, не волнуйтесь.
- Все выполняй! Борис поехали в курилку.
Сказал Юра.
На лифте Юра и я спустились на улицу в курилку. Покурив, вернулись в отделение. Стас уже шваброй драил в коридоре пол.  Заехали в свою палату, только хотели лечь, как прибежал посыльный и сказал:
- К вам товарищ капитан, приехала группа офицеров летчиков.

Нам опять пришлось спускаться на лифте в сквер. Там нас ждали офицеры с нашей эскадрильи, они приехали отдыхать в санаторий «Дурмень».  Увидав вместе с Юрой меня, они обрадовались. Потом, спросили про Якова, Юра сказал:
-  Он с женой,в отдельной палате в другом конце здания, ребята решили им не мешать. Они достали несколько бутылок Узбекского коньяка и маленькие складывающиеся стаканчики. Все поехали в тихое место. Там стояли скамеечки и столик. Выложив закуску и коньяк выпили  за встречу. Добавили ещё за наше выздоровление, наши друзья передали нам расчетные книжки, по которым мы могли получить в банке деньги. Также передали Юрин магнитофон, джинсы, рубашки, кроссовки, бутылочку коньяка.Выпили третий тост- за тех кого с нами нет. Выпив еще по одной-за счастливый перелет.  Юра дал им номер телефона нашего знакомого Ташкентского диспетчера, который доставал нам билеты на самолет. Сослуживцы попрощались с нами, пожелав нам выздоровления поехали в аэропорт. С хорошим настроением я и Юра поехали в палату.

В палате никого не было, Стаса видно опять заставил старшина что-то делать. МВключив магнитофон и стали слушать афганские песни. Дверь открылась, вошел Стас. Он закрыл дверь и сказал:
- Товарищи офицеры, простите меня, я вел себя хамски.  Дело в том, что я служу в эскадрильи командующего Туркестанского округа. У нас там все не так, как у вас, в экипаже, никто не разговаривает друг с другом. Я думал также принято и у вас, а тут увидал, как вы обнимались с вашими друзьями, я понял, что вел себя отвратительно. Вы правильно сделали товарищ капитан, что проучили меня, больше этого не повториться. -«Пулю писать я научусь», если вы меня научите.
Юра подъехал к нему и пожал ему руку, тоже сделал и я. Потом Юра сказал:
- Я рад Станислав, что ты осознал свои ошибки, как ты смотришь на то, чтобы выпить коньячку, за мировую.
- Товарищ капитан зовите меня Стас, давайте выпьем. Хотя я никогда не пил коньяк.
Мы пожали друг -другу руки, в это время раздался стук в дверь.
 
- Войдите!
Сказал Юра.
Заскочил старшина.
- Товарищ капитан разрешите забрать бойца, он там не домыл лестницу.
- Старшина, где ты увидал здесь бойцов, здесь одни офицеры лежат.
- Так вы сказали…
- Вы свободны старшина, кругом марш.
Сказал Юра, старшина повернулся через левое плечо и вышел из палаты. Когда он закрыл дверь, я взял три стакана со стола, достал бутылку коньяка, откупорил ее и разлил янтарную жидкость по четверть стакана.  Юра сказал тост «За дружбу». Все чокнулись и выпили, закусили конфетами, их привезла Юре его жена Наташа. Потом пошли все вместе на ужин.

 Стас оказался весёлым, нормальным,парнем. Ему не повезло с распределением, после училища он попал в эту «придворную» эскадрилью. Там все друг - друга подсиживали, все дико боялись, быть переведенными в полк ВТА, который летал в Афганистан. Поэтому так себя вели. Стас прошел медицинскую комиссию и должен был возвращаться в свою эскадрилью, но послушав наши рассказы, сказал:
- Я, наверное, переведусь в полк в Тузель. Вы правы, меня все равно в эскадрилье съедят, блата у меня нет, лучше я сам уйду.
 
Потом через месяц Стас прилетел на Ан-12 в Кундуз и зашел к нам. После госпиталя он написал рапорт и был переведен в полк на должность помощника командира корабля Ан-12. Он благодарил нас за то, что открыли ему в госпитале глаза. Он рассказывал, что попал в очень дружный коллектив и этому очень был доволен. Про дальнейшую его судьбу я ничего не знаю. Надеюсь, что с ним ничего не случилось, у него всё было хорошо.

На фото: Ташкентский военный госпиталь в начале 20 века.
http//www oldtachkent ru/medi

http://www.proza.ru/2012/11/07/1440


Рецензии
С большим интересом прочла рассказ. Посмеялась от души над Станиславом

Анна Бедросова   12.04.2013 19:26     Заявить о нарушении
Большое спасибо Анна за комментарий. Вы сами понимаете, скучно становится. Когда выздоравливаешь, а Стас сам виноват. Надо было сразу себя нормально вести. Тогда бы и не получил взбучку. С уважением Б.К.

Борис Кириллов   12.04.2013 22:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.