Поквартирный обходчик

Помнится на втором курсе, друзья предложили мне работу интервьюера для проведения социологических исследований в г.Астане для одной кыргызской фирмы. Суть работы была проста на первый взгляд. На руки дают 10-15 анкет – твой план на день, маршрут – обычно это наименование микрорайона с нумерацией нужных домов и в качестве бонуса 5 пачек чая «Пиала» и 2 банки кофе «Нескафе» для подарков жителям.
Анкеты, зараза, были большие и с разной тематикой, 3 вида по 5-6 листов с вопросами типа: «Какой косметической продукцией Вы пользуютесь?», «Какова Ваша оценка текущей политической ситуации в Центральной Азии?», «Как Вы оцениваете свой уровень жизни?» и т.д.  В среднем выходило по часу на каждую квартиру. Для проверок нас обязывали брать номера телефонов наших собеседников, чтобы старшая проверяла нашу работу и по соответствующему расчету делала оплату. Но это не останавливало нас халтурить, раздавать в общаге девчонкам, чтобы они заполнили либо просто заполнять все самим. Но юношеский максимализм, честность и боязнь попасться, брали свое и после пар, на автобусе мы по 2-3 человека высаживались десантом в вверенном квадрате и шли топтать подъезды.
Фраза «Здравствуйте меня зовут …, я представляю Исследовательскую компанию …, можно задать Вам пару вопросов?» ставшая Отче нашим за эти месяцы долго еще снилась мне.
Поначалу мне вообще никто не открывал дверь. Ведь обход подъезда необходимо проводить в дневное время, по схеме через 2 квартиры, обязательно нечетно и еще там какие-то требования, которых я честно уже и не вспомню. А какой может быть обход, когда все население трудится и появляется после 6-7 часов вечера. Первое время по простоте душевной приходилось выходить вечером, но нарвавшись пару раз на угрозу о спуске на тебя собак от обозленных после трудовых будней астанчан эту затею я быстро отбросил.
Решение пришло само. Пренебречь всеми требования и обходить все квартиры подряд. И дело пошло. За время обхода ты становишься представителем власти, и сыном родным, и другом, и смазливым мальчиком, и врачом, и интересным мужчиной, и врагом, и «дяденька мама запретила открывать», а иногда и жертвой угроз и оскорблений. Сколько чаю я выпил, сколько ватрушек съел, сколько нанюхался табака и перегара, ладана и пряностей я уже не помню, но помню, что из моей памяти никогда не исчезнут нижеприведенные мною наблюдения.
Они касаются квартир, которые попадались мне, а еще точнее запахов и атмосфер, которые я запомнил надолго.
- Зажиточные квартиры, совмещенные в два этажа и/или с большим количеством комнат, богатые убранством и кишащие дорогой техникой. В них пахнет дорогим парфюмом, кислым запахом свежемолотого кофе и букетами цветов. Здесь царит атмосфера вольготности, размеренности и степенности, но никакой души. Обитатели как чужие друг другу люди, ходят как привидения и даже не обращают внимания на пришедшего. Обычно отсюда почему-то хочется побыстрее уйти, даже убежать, незнаю почему…
- Комнатушки пенсионеров, в которых всегда свежо и уютно. Сразу в нос сразу бросается запах карвалола и валидола, старой мебели и чего я никогда не забуду – тихое тиканье старых советских механических часиков, как у бабушки в деревне. В таких квартирах всегда царит атмосфера спокойствия, нерастраченной заботы и надежды. Незнаю почему, но все квартиры такого типа были всегда наполнены солнечным светом. Всегда. О их обитателях я расскажу в следующем посте)))
- Двушки и трешки в панельках, в которых по количеству обуви при входе понимаешь, что ты попал в большую казахскую семью, в которой помимо основного состава, где есть парочка малышей, с криком, носящихся из комнаты в комнату, и при виде тебя прячущимися за маму. Есть еще племянники, учащиеся в институте, сестренки мужа или жены, работающие в городе, парочка родственников, находящихся проездом и т.д. Здесь по-настоящему тепло, уютно, царит вечная атмосфера суеты, праздности и любви. Такие квартиры наполнены запахом свежесваренного мяса, кислого курта, да и вообще запах как в доме в ауле. Здесь ты знаешь, что тебе никогда не нагрубят и вся семья соберется и будет дружно отвечать на твои вопросы.
 - Обыкновенная трешка. Светлая, чистая, наполненная теплом и стабильностью. Казахский вперемежку с русским и ты понимаешь, что ты попал в семью среднего класса, интеллигенции и т.д. Здесь ты спокойно задашь все свои вопросы и получишь полные ответы. Напоследок тебе придется перейти через труп апашки или агашки, если не выпьешь чаю. В одной квартире агашка с татешкой – оба преподаватели, узнав, что я студент, не отпускали меня пока я не поем. Как я только не отпирался, как я не уговаривал их, кончилось тем, что агашка закрыл дверь на ключ и сказал – «Пока не покушаешь, не уйдешь». И уже наблюдая за тем как я поглощаю куырдак, татешка наблюдая за мной, сказала фразу, которую я никогда не забуду: «;айтеймыз енды балам, сен да біреуді; баласысын, твои родители также поступили бы на нашем месте, если бы это были наш сын или дочь». И уйдешь ты обязательно с полными карманами, будь то баурсаки или конфеты с печеньками)))
- Обыкновенные хрущевские полуторки, в которых не то, что сесть, развернуться было негде, в них обычно пахнет свежесваренной едой, вперемежку с кислым запахом сырости наполненной атмосферой обозленности и тяжелой аурой, давящей уже со входа. Здесь тебя поначалу встречают полувраждебно, с недоверием, но потом, видимо приглядевшись, ты уходишь как сын родной)))
  - Двушка хрущевка. Заходишь туда и по запаху сигарет, перегара, жженной травы, гнили, испорченных продуктов и дешевой косметики понимаешь - ты попал в притон. Но обратного пути нет – дверь за тобой закрыта, собрав волю в кулак ты проходишь в комнаты, которые и комнатами не назовешь. Обшарпанная мебель, куча тряпок, платьев, где единственное чистое место это кухонный стол, в котором из посуды только рюмки и бутылки, да редкая тарелка с огурчиками. Но видимо мне везло и попадались анкетируемые в сознании и памяти, опросив которых, пулей вылетаешь в надежде побыстрее добраться домой и отмыться под душем.
В общем это неполный список, того что увидено и прочувствовано. Есть еще одинокие квартиры, в которых живет только один человек, есть съемные квартиры, в которых находишь не пробудившуюся после пьянки компанию, есть квартиры молодоженов и тех, кто вместе уже 50 лет.  Есть квартиры полные детей и семьи, которые уже отчаялись услышать детских смех.
Но об этом попозже. У каждой квартиры своя разная история. Разные люди. Пару историй я Вам расскажу. Прошу не судить за много букффф. Я еще курсант на этой ниве. Но готов учиться всегда)))
21.12.2012


Рецензии