20. Золотая Долина

Не раз и не два я слышал это название в первые дни после приезда. Так называлось место, которое облюбовал Михаил Алексеевич Лаврентьев для своего жилья. Он поселился в доме лесника. Таким был этот домик в ту пору

Для его ближайших сотрудников и студентов-дипломников поставили финские домики, в которых были созданы минимальные удобства. В них поселились те, кто приехал вместе с Лаврентьевым осенью 1958 года. Видимо, там оставались свободные места, потому что впоследствии там поселилось еще несколько человек и даже семей.

Долина небольшого ручья «Зырянки» была весьма живописна. Деревья на склонах стояли огненно-желтыми, прямо золотыми. Так и назвали тогда это место – «Золотая долина». Название прижилось, хотя у этого места раньше было другое название – «Волчий лог». А поскольку там было много молодежи, вскоре появилась и песенка, ставшая очень популярной:

Прощай, Москва… …Сибирь кругом.
Живем семьей единою.
Наш новый дом теперь зовем
Мы «Золотой долиною».
Кругом шумит почти тайга,.
Течет Зырянка реченька...
Кому наука дорога, –
В столицах делать нечего.
Построят баню нам зимой
И выдадут всем валенки.
А там, глядишь, и вступит в строй
Институт гидродинамики.

Для сохранения ритма слово «Институт» в последней строчке, как вы понимаете, произносилось как «Инстут». Но этот легкий недостаток ничего не умаляет, а даже придает песне определенный народный колорит.

Слова этой песни написала Наташа Притвиц, сотрудница отдела академика Кочиной. – Наташа тоже зимовала там. Кто подобрал мотив, на который песня поется, я не знаю.

Конечно, любопытство повело меня по узкой не сильно наезженной извилистой лесной дороге в Золотую долину (просека по которой теперь идет Золотодолинская улица, тогда еше не была прорублена). Я нашел и с благоговением пjсмотрел на домик Лаврентьева, на финские дома, на бараки-лаборатории, не думая о том, что это место впоследствии станет легендарным. Для меня оно уже было им.

Была весна, солнце пригревало, но листья еще не распустились, и деревья стояли серые. Только редкая сосна была покрыта зеленой хвоей. Я попытался представить эту долину осенью, в золоте. Не получилось. Напрягся еще. Нет, не получается. Тогда я решил, что лучше дождаться осени и прийти сюда посмотреть, как все это будет смотреться. Потом я ее видел осенью много раз. Феерическое зрелище. Долина и впрямь была золотой.

Дополнение: 1 мая 2017 года я получил письмо от Анастасии Безносовой-Близнюк, где она написала, что поговорила с Натальей Алексеевной Притвиц по поводу песни о Золотой долине:

"Я только что вернулась от Натальи Алексеевны, мы обедали у них, и я ещё раз спросила, она ли написала песню "Прощай, Москва".

Я считала, что не она. И она подтвердила. Она думает, что ее написал Владимир Кузнецов. <...> Наташа мне однозначно сегодня сказала, что в песне не её слова".

Владимир Михайлович Кузнецов был из первопоселенцев "Золотой долины". Его женой была дочь Михаила Алексеевича Лаврентьева - Вера.

Я с ним был близко знаком. С декабря 1975 по сентябрь 1978 г. я работал в лаборатории взрыва (он был зав. лабораторией) Института горного дела СО АН СССР, которая размещалась в Нижней Ельцовке. Но про песню не догадался спросить.

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2012/12/22/580]


Рецензии
Коротко, красиво и очень образно Вам удалось описать Золотую долину!
Я сразу представила себе это феерическое зрелище, Михаил Самуилович!
И мне вспомнилось как я однажды писала об осени. назвав её "Рыжая модница"

С признательностью и осенним теплом,Лена

Золото Зари   07.11.2013 04:39     Заявить о нарушении
Эти впечаления незабываемы. Но ваша оценка, по-моему, чрезмерна.

Михаил Самуилович Качан   11.11.2013 20:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.