09. Мои города Новосибирск и Ленинград

К Новосибирску я относился вначале с некоторым предубеждением, пока не перестал его сравнивать с Ленинградом. Ленинград я любил и продолжаю любить любой: и красивые ансамбли и рядовые дома, и чистый, и грязный, и зимний, и летний, и шумный, и тихий, и дождливый и солнечный. Это мой родной город. Я там родился. Я оттуда уехал в первых числах июля 1941-го под вой сирен и возвратился в него после войны в 1945-м. Все школьные годы с 4-го класса по 10-й, все студенческие годы с 1952 по 1959 я прожил в Ленинграде. Он у меня в сердце. Там я жил с моими незабвенными родителями. Там родились  сестренка Аллочка в феврале 1941 г. и братишка Боренька в августе 1948 и там мы жили все вместе.

Когда после девятилетней разлуки со страной и городом я приехал в Ленинград 2000-го года, я не узнал его – он был запущенным, грязным, с разбитыми дорогами, облезлыми фасадами домов, яркими пивными барами и многочисленными торговыми палатками. Я ходил по до боли знакомым местам, здоровался с домами и дворцами. Мысленно одевал их в цвета, оставшиеся в моей памяти. А мимо проходили полуразбитые ободранные трамваи. И нигде не было больших красивых автобусов, а по колдобинам дорог ходили «маршрутки» на 10-12 мест. И улицу перейти было очень трудно. Приходилось бежать бегом, чтобы не попасть под машину. Иначе не успевал на зеленый. Машины по одним дорогам гоняли, не считаясь с ограничением скорости, по другим – плелись в пробках. Причем ехали по всей ширине улицы, включая встречный трамвайный путь, встречные автомобильные полосы и даже тротуар на противоположной стороне улицы. Водитель, с которым я ехал, в потоке машин, не остановился перед светофором, на котором загорелся красный свет.

– Саша, – спросил я его, – как ты можешь спокойно ехать на красный?
– Это не красный, – ответствовал он мне, – это красненький.

Да, многое в этом новом облике города, было для меня непривычным, но он все равно оставался родным. Ленинград – мой город, на всю жизнь.

Новосибирск не стал мне таким же родным городом, но все же со временем я стал его принимать таким, каким он был. В сравнении с Ленинградом он, конечно, сильно проигрывал и, естественно, вначале не показался мне таким красивым. Он и потом через 33 года, не стал таким красивым, как Ленинград, но я привык к нему, и он стал, по крайней мере в моих глазах, своеобразным, ни на кого не похожим. Прошло время, и мне захотелось, чтобы он стал красивее. Я уже радовался, если появлялись красивые здания, расширялись улицы, прокладывалось метро. А он, действительно, хорошел. И теперь я его люблю и не только новым, но и старым, таким, каким он принял меня в далеком 1959 году.

Ленинград был для меня символом культуры, – Новосибирск не стал вначале таким символом, но я начал гордиться теми островками культуры, которые его возвеличивали – Театром оперы и балета, театром «Красный факел, ТЮЗом, ГПНТБ, симфоническим оркетром филармонии Арнольда Каца. Академгородок стал со временем уже не островком, а островом культуры Новосибирска. И в конце концов, я – житель Академгородка, почувствовал себя жителем Новосибирска.

Ленинград был для меня городом интеллигентных, вежливых и предупредительных людей. Сам город Новосибирск не был и не стал таким городом для меня, хотя, разумеется, таких людей там было тоже много, но в Новосибирске был мой сверхинтеллигентный и супер интеллектуальный Академгородок, в нем жило рядом много добрых людей, близких мне по духу.

Мне было 24, когда я стал там жить, и мне было уже 57, когда я его покинул. Целая жизнь моя прошла в нем. Там были со мной Любочка и Иринка – любимые жена и дочь. Там родились три мои внучки. Там я нашел друзей, и они там остались, когда я уехал. Там было много встреч с удивительными людьми. Там я жил и работал. Там осталось много памятных для меня мест. Я прирос к Академгородку. И оторвать его от меня – можно только с кровью.

Ленинград был для меня городом, где жили мои предки. Там их иогилы. Это мое отечество. Моя память о стране.

В Новосибирском Академгородке, увы, тоже остались могилы родных и друзей. Тоже моя память. Тоже мое отечество.

Место жительства можно изменить. Отечество – нет. Оно одно, раз и навсегда. И другого быть не может.

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2012/12/22/62]


Рецензии