Гёте в Бухенвальде

Двадцатый век был назван кровавым — век войн, массовых убийств, геноцидов и катастроф. Некоторые называют его «немецким веком», имея в виду роль Германии в  создании империи в 1871 году, двух мировых войн, в принципе, развязанных Германией, падения Берлинской стены — символа окончания войны и краха коммунизма. К слову, и нацизм, и коммунизм берут своё начало в немецкой философии.

Поэтому, не без определённой исторической иронии, немецкий город Веймар в конце 20 века становится культурной столицей Европы. Словно приурочив к этому событию, Фольке Шимански (1) опубликовал книгу «История Веймара. Культура Центральной Европы». Это увекательное повествование о великих личностях и изысканной культурной политике при разных формах государственной власти.

История Веймара — это история Германии в миниатюре. За городом, с его музеем Гёте и Bauhaus(2), на горе Эттерсберг находится концлагерь Бухенвальд. Центр европейской культуры рядом с концлагерем, утонченное европейское мышление в соседстве с наихудшим изобретением человеческого варварства.

Развитие Вемара в культурную столицу началось, когда герцог Карл Август фон Саксен Веймар-Эйзенах в 1775 году стал регентом. Он начал с того, что пригласил двадцатишестилетнего Гёте и потом проводил целенаправленную политику привлечения  известных писателей и художников. В 1777 году в Веймар переехал Гердер (3), а в 1787 году прибыл Шиллер. Роль Гёте, который писал пьесы для знаменитого Немецкого театра, едва ли можно переоценить, но его присутствие по сей придаёт городу особое своеобразие.

Веймар стал домом для многих людей искусства.  В 1842 г. Ференц Лист был назначен  придворным капельмейстером, в 1849 в качестве политического эммигранта приехал Вагнер(4), Риичард Штраус был музыкальным директором Немецкого театра.  С архивом Ницше в город переехала его сестра, а шесть лет спустя перебрался сам философ, который жил в Веймаре до самой смерти.

В начале 20 века Веймар сохраняет своё очарование и постепенно становится не только центром нового стиля архитектуры и модернистского искусства под руководством Генри ван де Вельде(5) и Вальтера Гропиуса(6), позже основавшим Баухаус. Веймар также становится центром первого немецкого демократического правительства в Германии, периода, известного как Веймарская республика, просущестовавшего до 1933 г. до захвата власти Гитлером. Сначала нацисты пытались пропагандой сделать Веймар и его историю своим, а после Второй мировой войны - коммунисты. Веймар — это алмаз, который каждый правитель с удовольствием приделал бы к своей короне.

Но книга Шимански — это не только историческая хроника интересной судьбы города и происшествий, происходивших в нём, это и личное, но беспристрастное исследование культурного наследия Гёте, Шиллера и Ницше. Шимански проштудировал массу  документов и исследовательских работ, посвящённых этим гигантам, и его личный подход к ключевым проблемам, поднимаемых великими поэтами, показывает его глубокое и искреннее уважение к ним.

Веймар также является географическим центром захватывающего дебютного романа Die Himmelst;rmerin(7) радикального эколога Ютты Дитфурт(8). Автор основательно перерыла свою собственную родовую историю(9), ставшую основой для дальнейшего повествования, в котором действительность иногда превосходят поэзию.

«Небесная бунтарка» — это радикально настроенная, необыкновенно красивая баронесса Елизабет фон Бойст из предместья Веймара, которую привозит, чтобы удочерить, богатый и бездетный герцог в Шлезвиг Гольштейне(10). На приветственном балу её оскорбляют, и она убегает домой. Вернуться она отказывается. После того, как в одном ресторане на бельгийском курорте она восхищается победой Бисмарка в прусско-французской войне, её похищают французские офицеры и привозят её в Париж, где без паспорта и денег отпускают на площадь. Париж по-прежнему осаждён немцами, но Елизабет не может перебраться немецкий лагерь, чтобы ей помогли вернуться домой. Она остается в Париже и влюбляется в подмастерья точильщика, немецкого социал-демократа, который принимает активное участие в создании Парижской коммуны, в то время как правительство страны бежит в Версаль. Измение образа мышления баронессы от прусской националистки к интернационал-социалистке — это увлекательное путешествие, заканчивающееся тем, что девушка, шатаясь, выходит из города, заваленного трупами, после того, как узнает, что её возлюбленный погиб на площади Бастилии, сраженный пулями французской армии.

Роман показывает образ мышления, характерного для прусского дворянства, и то, как оно разбивается революционым романтизмом, и одновременно указывая на напряжение между присущими революции слабостями и общественным консерватизмом, имеющим власть. Элизабет фон Бойст идёт на компромисс, чтобы выполнить свой долг по отношению к семье и традициям, но тем не менее она обретает ту внутреннюю свободу, которой обладает только тот,  кто готов отдать всё, чтобы победить.

Роман Ютты Дитфурт добавляет цвет и рельефность Веймару, описанному Шимански, и объединяет основание Бисмарком Германской империи и воссоединение двух немецких государств в 1990-гг (9). Социальная критика писательницы всегда была революционной, и её роман являет собой многогранную призму диалектической борьбы между оппозицией и респрессиями, традициями и новаторством, между долгом и чувством. Местом этой диалектической дуэли стал маленький город Веймаре в Тюрингии. И в последнем году 20 века  Европа обратила своё внимание к этому городу, хотя бы и ненадолго. 



1. Фольке Шимански — журналист и писатель, немец по отцу, по матери швед.
2.Bauhaus — высшая школа строительства и художественного конструирования в Германии
3. Гердер — Иога;нн Го;тфрид Ге;рдер — немецкий историк культуры, основатель  исторического понимания искусства.
4. После участия в Дрезденсокм восстании Вагнер бежал в Веймар, потом в Швейцарию.
5. Хенри Клеманс ван де Велде — бельгийский архитектор и художник.
6.Вальтер Адольф Георг Гропиус — немецкий архитектор, учредитель Баухауса
7. Небесный бунтарь или бунтарь неба
8. Ютта Дитфрут - немецкий социолог, журналист, политик, одна основателей эко-социалистической партии в Германии 
9. Ютта Дитфрут происходит из древнего дворянского рода von Ditfurth
10. Шлезвиг Гольштейне - федеральная земля на севере Германии. Столица — город Киль.
11. подразумевается воссоединение ГДФ и ФРГ
10. Тюрингия — федеральная земля Германии. Столица —  город Эрфурт.


перевод со шведского Шахризы Богатырёвой

фото из интернета


Рецензии