Из блокнота журналиста. Год 1999. Игорь Косарев

     Вместо предисловия    
    
     Предлагаемое читателям сервера «Проза.ру» интервью с автором-исполнителем Игорем Косаревым было мною взято во  время гастролей барда в городе Озёрске Челябинской области 28 мая 1999 года. Под заголовком «Косарев с улицы Косарева» материал был опубликован в рубрике «Звёздный бульвар» еженедельной газеты «Пульс Озёрска» № 24 (106) от 17 июня 1999 года (с. 8-9).


     Творчество Игоря Косарева – это особый, яркий мир, сотканный из хитросплетений самых разных человеческих судеб. Он притягивает и гипнотизирует слушателей первыми негромкими аккордами и не отпускает от себя, пока рука исполнителя, по меткому определению Владимира Высоцкого, «до белых пальцев» стискивает гриф гитары. Здесь есть место интригующему азарту игры и хрупкому чувству любви, ратному подвигу солдата и теплу семейного очага… Эти песни заставляют поверить в крепость собственных рук и способны разбудить в человеке лучшие душевные порывы, в чём совсем недавно озерчанам удалось убедиться воочию. 28 мая Игорь Косарев с программой «Бесконечные дороги» побывал в нашем городе. Пройти мимо такого события было невозможно, и я с удовольствием пригласил популярного челябинского барда на прогулку по нашему «Звёздному бульвару».

     - В последние годы большой резонанс получила столичная акция «Площадь звёзд», когда имена выдающихся деятелей отечественной эстрады и шоу-бизнеса увековечивают на персональной плите, впечатанной в асфальт. Но, на зависть им, Игорь Косарев обскакал в этом смысле всех, проживая в Челябинске на улице имени себя! Какие мысли вызывает такое соседство?

     - Хочется надеяться, что читатели «Пульса Озёрска» не лишены чувства юмора и не воспримут твои слова буквально. Да, я проживаю в Челябинске на улице Косарева, но не Игоря, а Александра. Разумеется, что это простое совпадение, не имеющее к моей скромной персоне ни малейшего отношения. Александр Косарев был комсомольским вожаком в непростые тридцатые годы и, как многие люди своего времени, попал под каток сталинских чисток и был расстрелян. Но, возвращаясь к твоему вопросу, моего старшего сына зовут Санькой. Думаю, что ему приятно осознавать, что он живёт на улице своего тёзки.

     - Однако, думая о будущем, неужели тебе не хочется, чтобы твоё имя носили улицы, пионерские организации, пароходы или, скажем, ткацкие фабрики?

     - Говорю как на духу: нет! Прошло время «звёздной» ветрянки. Житейская мудрость взяла своё, и такой славы мне уже не хочется.

     - Несколько странно слышать такой ответ от творческого человека, не лишённого искры божьей. Ведь честолюбие, по своей сути, - двигатель таланта в достижении им «звёздных» высот.

     - Одно дело – имя, впечатанное в асфальтовое обрамление, другое – полные концертные залы на моих выступлениях. Это, как говорят в Одессе, две большие разницы, из которых я предпочитаю вторую. В том, что моим именем могут назвать что-то большое и капитальное, есть что-то наносное и неестественное.

     - Давай от помпезного перейдём к житейскому. Ты был в Озёрске прошлой зимой. Минуло почти полтора года, богатых на встречи и события. Что нового произошло в жизни Игоря Косарева: творца и человека?

     - Во-первых, у меня родилась дочка. Вчера ей исполнилось полгода. Зовут Анечкой. Во-вторых, старший сын семимильными шагами осваивает творческую стезю, по которой я, в отличие от него, передвигаюсь небольшими осторожными шажочками. Санька играет на ударных в рок-группе. Обучаясь первый год в музыкальной школе, он сдал экзамены за четвёртый класс. Несмотря на то, что пацану всего четырнадцать лет, его вовсю приглашают к себе взрослые коллективы. Это приятно, но, как отец, я стараюсь удерживать его от подобных групп. Пусть немного возмужает. Младший парень привыкает к новой для себя роли – быть в семье средним ребёнком. Самое большое событие, в творческом плане, - выход сольного компакт-диска «Чистое окно». Появилось несколько новых песен. В ближайшей перспективе – запись альбома с авторскими вещами из «афганского» цикла. Загадывать в наше время опасно, - любой творческий проект легче начать, чем закончить, - но есть надежда, что к Новому году мечта обретёт реальные очертания.

     - Одной из твоих лучших вещей по праву считается песня «Острова», посвящённая твоей жене Татьяне. В связи с демографическим взрывом в отдельно взятой семье Косаревых, будет ли у этой композиции новая версия или продолжение?

     - Безусловно, будет и то, и другое! Хотя дописать пару-тройку новых куплетов и органично вплести их в законченное полотно хорошо знакомой песни очень трудно. И совсем не хочется переделывать слова!.. А то, что будет отдельная песня о дочери, можешь не сомневаться.

     - Давай повернём время вспять и вспомним, как начинался твой творческий путь.

     - Всё началось с того, что в школе по русскому языку у меня сильно хромало правописание. Поэтому в пятом классе я решил попробовать писать сочинения в стихах. Скажем, вместо развёрнутого ученического листа, я набрасывал пять-шесть четверостиший, чем избегал массы ошибок. Творчество «по необходимости» принесло свои плоды: за сочинения у меня были одни пятёрки.

     Со временем это вошло в привычку. Стали рождаться целые поэмы. Гитара появилась классе в восьмом… Был грешен!.. Пропуская уроки в школе, сидел в подъезде и самостоятельно осваивал мудрёную науку звукоизвлечения. В общем, получил улично-музыкальное образование.

     О музыке, больших залах, кассетах с собственными записями я никогда не мечтал. Меня больше манил спорт, привлекала работа каскадёра в кино. Но атмосфера творчества засосала очень быстро, и я сделал свой выбор. Потом была армия и Афган, где я служил в десантной разведроте. Что-то писал и там, но больше оказалось востребованным моё исполнительское мастерство. Для ребят перепел весь репертуар «Машины времени», Пугачёвой, с популярными в то время «Старинными часами» и «Миллионом алых роз»…

     А после срочной службы меня ждали драматические события, которые, как ни странно, дали толчок в творческом совершенствовании. Я попал в автокатастрофу. Пережил клиническую смерть. В довершение ко всему, отказала левая рука. Полтора года на «больничном листе» повлияли на то, что я снова взялся за сочинительство. Причём, одинаково важными для меня были и стихи, и музыка. Конечно, я не предполагал, что невинное хобби станет смыслом всей моей жизни. Работал на заводе, шоферил, был асфальто-бетонщиком… Как-то раз дирекция завода "ВТОРЧЕРМЕТ", пойдя мне на встречу, дала возможность сделать вечер авторской песни для работников предприятия. Зал собрался полный! Исполнительского мастерства ещё недоставало, но, видимо, искренность и незатейливость песен сделали своё дело. Аудитория приняла меня очень душевно. Мне показалось, что я просто впитал в себя всю энергию зала. После этого вечера я уже по-новому взглянул на то дело, которым начал заниматься, по большому счёту, просто от безделья. Это было в 1985 году. Через четыре года, - прямо как по Высоцкому: «Я бросил свой завод - хоть, в общем, был не вправе», - и начал выступать в качестве автора-исполнителя.

     - Ты, Игорь, очень буднично, как-то вскользь, упомянул о своей службе в Афганистане. Но ведь это иной мир, другая реальность! На войне не работает правило салунных разборок – не стреляйте в пианиста…

     - Афган? Как Афган… Кто там не был, тому просто не понять, как мы там существовали и выживали. Если же ты имеешь в виду мой «афганский» песенный цикл, то это уже отголоски пережитого. Всё это родилось уже в Союзе. Те самые первые песни, которые появились в результате моего вынужденного бездействия на «больничном». Вот из них и появился автор-исполнитель Игорь Косарев. Поэтому они мне дороги вдвойне. Эти песни всегда присутствуют в моих концертах, независимо от дат и конъюнктуры рынка. Афганистан – это та творческая тема, к которой я буду возвращаться всегда.

     - Со мной согласятся многие: у тебя хорошая, но некоммерческая музыка. Ты не прибегаешь к услугам «проталкивателей» и спонсоров. Не приходилось жалеть, что предпочёл относительно безбедную радость созидательного труда на заводе, кочевой жизни человека с гитарой?

     - Не жалею! Трудовые навыки сохранились. Когда возникают финансовые трудности, сажусь за баранку автомобиля. Другое дело, что хочется быть востребованным! Год назад в Челябинске поменялось руководство «афганского» движения. С ним пришли перемены и в мою жизнь как музыканта. Перемены в лучшую сторону! Меня это не может не радовать. Понимаешь, появилось больше возможности для самореализации. Хотя иной раз я сам бываю виноват, что упускаю удачные предложения. Сказывается давняя привычка биться головой в закрытые ворота.

     - Трудностей ты не боишься. Но ведь может случиться так, что обстоятельства тебя заставят сделать иной выбор. Повесишь ли ты тогда гитару на гвоздик?

     - Я никогда не задумывался над этим… Хотя, даже если будет потрачена последняя копейка, я не склонен считать, что это повод к творческому забвению. Можно взять ту же гитару (зачем её вешать на стену?), выйти на площадь или спуститься в подземный переход и за пару часов заработать месячное жалование рабочего на заводе. На Арбате в Москве или на Невском в Питере музыканты играют годы напролёт и не помышляют бросить это занятие. Достичь прожиточного минимума не так уж и сложно… Я повторюсь, что хочу играть на концертных площадках, чувствовать серьёзное отношение к себе, как к артисту, и получать знаки элементарного уважения и внимания.

     - Ты уже добился многого. Согласись, что раньше о записи на профессиональной студии, с последующим выпуском кассет и компакт-дисков, приходилось только мечтать. А были ситуации, когда твоё имя или творчество помогли в разрешении какого-то вопроса?

     - Пятнадцатого февраля, в день вывода советских войск из ДРА, я с представителями Союза ветеранов Афганистана ездил в магнитогорскую тюрьму, где мы поздравляли двенадцать «афганцев», отбывающих срок в заключении. Сделали подарки, я выступил с концертом. Но всё это могло сорваться по банальной причине - свой паспорт я забыл дома! Вот и представь: мы в Магнитке, через полчаса концерт, а перед нами – железные тюремные ворота. Меня спасло то, что с собой мы захватили компакт-диск «Чистое окно», где на обложке было моё фото. Сопровождающий от ИТУ велел предъявить «документ» часовому на КПП. Меня сличили с «копией» и… пропустили.

     - Да, компакт-диск – сильная вещь! Но многие барды признаются в том, что были бы не прочь увидеть свои произведения изданными отдельным книжным томиком или собранием сочинений. У тебя не возникало потребности в таком виде самовыражения?

     - Никогда и ни разу! Я не думаю, что печатное слово может внести что-то принципиально новое для понимания моего творчества. Песни мне ближе и родней. В жанре авторской песни стихи без музыки ущербны!

     - Мы живём в непростое, напряжённое время. Продолжается заваруха на Балканах, неспокойно в Чечне и Таджикистане… Преступность на улицах наших городов сродни Чикаго тридцатых. Случись что, у тебя хватит духа снова взять в руки оружие?

     - Если опасность будет угрожать моему дому, семье, друзьям, то возьму… Однозначно!

     - Такие слова может сказать человек, который дорожит семейным счастьем…

     - Да, я счастливый человек! И этим сказано всё…


Рецензии