35. Нас посетил Никсон

В самом конце июля 1959 года в институте гидродинамики побывал вице-президент США Ричард Никсон с супругой. Его сопровождал первый секретарь обкома КПСС Федор Степанович Горячев и с ним огромное количество всякого руководящего народа. К институту подъехало не менее 40 автомобилей. На это раз я стоял на крыльце института среди немногих сотрудников. Среди встречающих я увидел академика Христиановича, но официально от института Гидродинамики Никсона встречал Олег Васильевич Соснин, ст. научный сотрудник отдела прочности, человек наиболее близкий к академику Работнову. В прошлом месяце Соснин был назначен ученым секретарем института, и теперь исполнял официальные функции.

Не обошлось без эксцессов. Еще до приезда Никсона я увидел, как какие-то два человека пытаются подойти к нам, но их не пропускали довольно многочисленные незнакомые мне мужчины в штатском, которые организовали что-то вроде редкого оцепления участка территории перед институтом. Эти двое – пожилой человек и женщина не проявляли агрессивности, но о чем-то просили людей, окруживших их. Те не соглашались, а потом куда-то этих двоих увели.

– Письмо хотели передать, – сказал кто-то рядом со мной.

Я не понял, какое письмо, но спрашивать не стал. Да и у кого было спрашивать? Я знал, что в подобной ситуации лучше помалкивать.

Второй эксцесс произошел совершенно неожиданно. Молодая женщина по имени Тамара, весьма энергичная работница отдела снабжения, которую, пожалуй, все сотрудники за короткий период успели узнать, так она была громка и заметна, спокойно стояла в нашей группе. Вдруг, когда Никсон с супругой поравнялись с ней, Тамара бросилась к Никсонше на шею обниматься и целоваться. Никто ничего подобного не ожидал, и охрана не успела во время среагировать. Жена Никсона испугалась, но Тамару быстренько оторвали от нее и сразу куда-то оттерли. Больше я ее в институте не видел. Все это произошло прямо рядом со мной, может, поэтому и запомнилось.

Приезд Никсона нам, конечно, ничего не дал, но было любопытно посмотреть на американского вице-президента. Он держался очень спокойно. У него был довольно простецкий вид, отнюдь не джентльмена с шляпой и тросточкой, каким я себе представлял людей из американского высшего общества.

Кстати, перед тем, как приехать в Новосибирск, Никсон был в Москве. Там во время приема Хрущев уже не впервые обещал Америке показать «кузькину мать». Когда переводчика попросили расшифровать, что это такое, он, не моргнув глазом, сказал: «Это означает мать Кузьмы». Американцы подумали, что это какое-то новое секретное оружие русских.

По-моему, впервые Хрущев начал употреблять выражение «Мы им покажем кузькину мать!» еще в 1950-е годы. У него было и еще одно грубое выражение. Обращаясь «к империалистам, которые, как он (да и я) считал, хотели ослабить нашу страну или даже уничтожить ее, Хрущев провозглашал: «Накось, выкуси!» и сопровождал это выражение непристойным жестом, – он в этот момент выбрасывал вперед руку и показывал аудитории кукиш. Многих, и меня в том числе, это шокировало. Я был воспитан по-другому. Такие грубые выражения у нас в доме не употреблялись, а тут – публично, на большую аудиторию... Это было неприлично.

К приезду высокопоставленных зарубежных гостей власти города всегда пытались как то приукрасить город, скрыть самые неприглядные места. Как говорили, устроить «потемкинские деревни». А вот, что пишет об устроенной новосибирскими властями показухе бывший научный сотрудник института экономики СО АН Виктор Иванович Переведенцев в статье «Миграция как судьба»:

– В стремительно растущей «столице Сибири» Новосибирске еще в 60-е годы сохранялись обширные районы трущоб, возникшие в годы коллективизации сельского хозяйства. Когда Новосибирск показывали высоким гостям (президенту Франции, например, или вице-президенту США), эти места тщательно маскировали рекламными щитами. Это вызвало множество анекдотов. Приведу один:

– Показывают Новосибирск Никсону. Это такой-то завод, а это такой-то институт. «А это что?» — спрашивает Никсон, показывая на барак. «Э-э-э... Это какой-то свинарник».

Никсон: «Теперь я вижу, что Советский Союз обогнал Америку. Наши свиньи телевизоров пока не смотрят».

Так вот долина речки Каменки с обилием домиков, которые лепились по склонам оврага, – это место в городе называли Нахаловкой, – была закрыта рекламными щитами.

пропускная система в институте гидродинамики

В августе почему-то кто-то из руководства института решил ввести табельный учет. За подписью Работнова было издано распоряжение «О пропускном режиме и табельном учете в Институте гидродинамики». Нам предписывалось, что «вход и выход осуществляется через главный вход по удостоверениям личности или разовым пропускам», ввели табельные номера, а уход с работы в рабочее время разрешался только по увольнительным запискам. Необходимо было подписать ее у своего заведующего отделом.

Странное было решение. Никто из молодежи не злоупотреблял свободой. Я, например, приходил на работу минимум за полчаса до начала, а уходил, часов в 8 вечера, а то и позже. А вот заведующего отделом Григолюка практически никогда в институте не было, а когда я один раз сунулся за разрешением на уход к Работнову, он не стал подписывать и сказал, чтобы я пошел к Соснину. Так я и делал впоследствии.

Но на преподавание в Университете у меня было разрешение на семестр, и я свободно уходил и приходил.

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2012/12/23/320]


Рецензии