37. Взрыв в народном хозяйстве

Впоследствии Дерибас перестал заниматься вопросами обтекания лопаток и, как-то незаметно, стал заниматься вопросами упрочнения взрывом крестовин железнодорожных стрелок. Это было поручение академика Лаврентьева Тришину, Биченкову и ему Стрелочный завод находился в Первомайском районе Новосибирска, и они туда регулярно ездили за образцами крестовин.

Тогда я впервые узнал о технологических возможностях взрыва. И, может быть, впервые осознал, что Владимир Семенович Седых пытается с помощью взрыва сварить пластины, а Петр Осипович Пашков исследует свойства металла после взрыва.

К тому времени я уже знал, что взрывом можно насыпать плотины, прокладывать траншеи и взрывать скальные породы даже под водой. Меня это очень впечатляло.

Вскоре я узнал, что одним из основных направлений работы нашего института стало – народнохозяйственное использование взрыва (оно и было таким, вероятно, с самого начала, только я этого не знал).

Кроме того, я уже тогда отчетливо понимал, что такое наименование научного направления – в значительной мере прикрытие исследований, имеющих оборонное значение. Со студенческой скамьи я знал, что Михаила Алексеевича называют отцом кумуляции и создателем первых кумулятивных снарядов. Ведь в теории функций комплексного переменного, которую я изучал еще в институте была приведена классическая задача о кумуляции, решенная Лаврентьевым. Мне это решение еще тогда казалось очень красивым.

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2012/12/23/325]


Рецензии