Знамение Божие

Сияет ослепительное солнце над огромной снежной равниной. Озеро Байкал. Немало сложили люди о нем песен, сказаний, легенд. И не удивительно. Оно самое глубокое на Земле, самое большое  на материке Евразия. Оно самое древнее по происхождению. Таинственное озеро-море, не изученное до конца. Оно разнообразно по животному и растительному миру.  Одним словом – жемчужина Сибири.
Двадцать два миллиона лет существует озеро Байкал на  белом свете и красиво величавой красотой в любую погоду, в любое время года. Те, кто побывал хоть один раз на берегах Байкала, уже никогда не забудут его.
Вот и Катерина любит его всей душой. Прикипела к нему в тот момент, когда впервые  увидела необъятные просторы его, чистейшую воду, таежную природу. Суровый климат, не поспоришь. Живут на берегах Байкала  люди с крепким характером. Слабакам здесь не место.
-Красота-то, какая! Погода хорошая. Небо ясное. Дойду быстро, двенадцать часов и я дома.
Так думала она, ступив на мартовский крепкий лед. Она, за свои сорок лет, не впервой переходила Байкал. Места были ей знакомы. Жила она на другой стороне озера, в  маленьком селении. Собственно, не селении, даже, а на метеостанции, где и работала  метеорологом. Кругом тайга. Близлежащую тайгу исходила она вдоль и поперек. Жила с мужем, но в этот раз гостила у нее племянница с подругой. Бывало по делу сходит Катерина в поселок, через озеро. Подумаешь, пятьдесят километров! А, иногда, и просто прогуляться, на лыжах туда, переночует и обратно. Такие путешествия, полагала она, прибавляют здоровья, укрепляют нервную систему. Вот и на сей раз, могла бы уехать с попутным транспортом, да решила по привычке пешочком прогуляться.  В небе ярко светило солнце. Она дошла до чистейшего льда. В эту пору, в марте лед очень крепкий, машины ездят без опаски. Вдалеке синели горы, именно туда и держала курс женщина. Прошла  час. Расстояние не малое. Погода на Байкале не предсказуема. Солнце стало тускнеть, заморосил снежок. Горы впереди «закрылись».
-Надо же, придется возвращаться.
Подумала с огорчением. Повернулась назад, но горы сзади также пропали в снежном тумане. Смысла возвращаться уже не было.  Она пошла, вперед надеясь на интуицию и счастливый случай. Под ногами голубел лед, и, казалось, можно увидеть дно. Но, Катерина отлично понимала обманчивость приветливой голубизны. Дно Байкала – это царство вечной тьмы и холода. А, еще, под огромной толщей Байкальской воды продолжается движение земной коры. В год на озере происходит до двух тысяч слабых подземных толчков. Из-за этого появляются разломы льда длинной в несколько километров, которые приходится обходить несколько часов. Перейти Байкал в одиночку – это, как в космос слетать.  В этот раз она была даже не на лыжах. У перехода на лыжах есть свое преимущество. Пройдя час, можно передохнуть. Снять крепление лечь на перевернутые лыжи, и полежать хотя бы пять минут. На этот раз она была лишена этого удовольствия-отдыха. Шла размеренным шагом и смотрела на часы. Прошло уже десять часов, скоро должен показаться берег. Но берега не было, ни через два часа, ни через четыре. Катерина шла без остановки всю ночь. Остановиться, значит – погибнуть.
Шла медленно, размеренно, но сил оставалось все меньше. Чувствуя, что больше не выдержит, позволила присесть себе на одну минуту. Села прямо на лед, и, вдруг увидела напротив себя осинник с  желтой листвой.
-Как же я его сразу не заметила?
Поднялась и зашагала вперед. Но, осинник, казалось, отодвигался. Тогда она обернулась назад. Там тоже был осинник. Осины кругом, куда взгляд ни кинь. И она осознала, что начинается от истощения сил, галлюцинация. Потрясла головой и побрела наугад дальше.  И вот, наконец, долгожданный снег и наледь. Это первый признак того, что рядом берег. Уже рассвело, но вокруг все слилось в однообразную белую пелену. Идти больше сил не было. Женщина села на льдину, стоящую торосом и, как и все русские люди, испокон веку, начала молиться. Не то ли это была очередная галлюцинация, не то ли правда, но она увидела звездочку, которая упала в полукилометре от нее.
-Знамение Божие. Идти нужно туда.
И поплелась, едва переставляя уставшие ноги, обходя торосы, мокрую наледь под снегом. Вскоре показался хвойный лес на берегу и рыболовецкое зимовье. Крепкая рубленная из кругляка избушка, с притулившейся поленницей дров. Каждый таежник знает, дойти до зимовья, значит, выжить. Там обязательно есть пища и дрова. Выставив шипку у окна, она с трудом влезла в избушку, растопила железную печурку и под треск поленьев провалилась в глубокий сон. Проспала остаток дня. Проснувшись поздним вечером, поняла, что ослепла.  Так бывает, когда идешь по Байкалу без солнцезащитных очков. Это похоже на эффект «зайчиков» от сварки. Вслепую, не раскрывая воспаленных глаз, растопила печь, вскипятила чайник, перекусила, завернулась в шкуры и уснула опять.
Утром услышала голоса.  Стало не по себе. Появилось чувство вины за то, что ворвалась в чужой дом непрошено. И она начала извиняться перед изумленно таращившими на нее глаза рыбаками. От них и узнала, что уже двое суток ее ищут все: поднятый по тревоге лесхоз, группа спасателей, просто люди, охотники. Ищут на машинах с воздушными подушками, ищут на лыжах, ищут пешком. Собственно искали уже не ее, а то, что от нее осталось. Искали по воронью, предвестникам беды. Никому и в голову придти не могло, что в таких условиях, женщина может оказаться живой. Рыбак на грузовой машине отвез ее домой. Катерина знала, где находится это зимовье. Если бы не ослепшие глаза, пошла бы пешком, Всего-то тридцать километров.
Дома оказалась подруга племянницы.  Катерина попросила никого не впускать, и упала спать. Сквозь сон слышала, как заходили люди о чем-то шептались и тихо выходили.
Проснувшись, поняла по мельканию на кухне ярких курток, что спасатели по очереди прибывают к ней в дом, племянница и подруга кормили их и подавали для «сугрева» стопку водки. Она вышла на кухню. Чувствовала себя крайне неловко.  И тут заметила обилие продуктов, два ящика водки и вареную нерпу. Сразу обо всем догадавшись, все же спросила:
-А нерпа, для кого?
-Для тебя, тетя Катя, поминки готовили.  Думали, ты замерзла.
И пришлось Катерине на своих поминках отобедать. Вскоре приехал с Байкала муж, только-то и спросил:
-Ничего не обморозила?
Таежник,  чувства свои умело скрыл.  Буд-то и не было двух страшных суток позади, поиска впустую, переживаний. Словно и не прощался мысленно с ней навсегда.
Переходила Катерина и после этого Байкал не один раз, но уже без происшествий. И, до сих пор она уверена, что в тот раз погибла бы. Не дошла бы, если бы ни Знамение Божие – звездочка. Суров Байкал, и притягивает он к себе сильных людей, как магнит. И держит их крепко, первозданностью природы своей, треугольником, Создатель, Земля, человек. И, как знать, может действительно видела Катерина Знамение Божие.


Рецензии
В.Г. Короленко - Не нужно брать слишком большого полотна для несложного и небольшого психического сюжета. Я, когда оглядываю свою законченную работу, всегда думаю: "А что здесь без особенного ущерба можно выкинуть".

И выкидывал. И всегда в тактичной форме советовал авторам начинать с действия, а не с пространных рассуждений о природе - матушке.

Помните у Джека Лондона "Сердца Трёх" - книга писалась как пародия на беллетристику, а по популярности превзошла "Мартин Иден". Почему? Плохой вкус читателя? Нет! Всё дело в действии.
Я конечно не читал мыслей В.Г. Короленко (читал дневники), но думаю он сказал бы Вам:
- "Оставьте ка душенька (обращались так раньше :-) ) первые два абзаца для другого рассказа о Байкале, а начните со слов:
- Красота-то, какая!"

Думаю он будет прав. Это "зацепит" читателя, увлечёт.

А. П. Чехов - По моему мнению, описания природы должны быть весьма кратки и иметь характер à propos.
Общие места вроде "Заходящее солнце, купаясь в волнах темневшего моря,
заливало багровым золотом" и проч., "Ласточки, петая над поверхностью воды,
весело чирикали" -- такие общие места надо бросить.

Видите! Чехов тоже вам советует ( :-) )

А впрочем:
Пусть будет - как будет,
Прочтут - не осудят.
А может полюбят!
И время не сгубит,
В рассказанных строках,
Знамение Бога.

Пишите красиво. У Вас разносторонний талант.

Михаил Михайлов 8   17.01.2014 02:52     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.