Бога нет, пока не доказано обратное

     В решении  вопроса о существовании бога часто говорят о невозможности доказать не только существование этой мифической силы, но равно и о невозможности однозначно доказать отсутствие в мире этого начала. На тщетности попыток решить этот важный вопрос основано возникновение агностицизма, уклоняющегося от решения проблемы существования бога. Мне кажется возможным обратиться в решении старой, как мир, проблемы оправданности веры в сверхъестественную силу к теории и практике юриспруденции. У юристов существует признаваемый всеми принцип презумпции невиновности в проведении судебных процессов. Выдержка из определения принципа презумпции невиновности (по латыни praesumptio innocentiae)  из википедии гласит: «Презу;мпция невино;вности - один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства… Основной принцип презумпции невиновности гласит: «Человек не виновен, пока не доказано обратное». Из этого принципа вытекает ряд очень важных следствий. Одно из них говорит о том, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя поиска, сбора и представления в суд доказательств вины обвиняемого лежит на стороне обвинения. Если применить принцип презумпции невиновности к вопросу о существовании бога, то  это приводит, во-первых, к появлению формулы: «Бога нет, пока не доказано обратное» аналогично тому, как человек считается невиновным, пока не доказано обратное.  А во-вторых, человек, придерживающийся атеистических взглядов, не обязан доказывать правомерность своей точки зрения. Это должен делать тот, кто признаёт существование бога. В качестве доказательства существования бога верующие приводят так называемые факты сотворения чудес, например, ежегодное схождение благодатного огня накануне праздника православной Пасхи в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Это наиболее часто, ежегодно  повторяющееся «чудо». При этом ссылаются на то, что «факт» схождения благодатного огня подтверждается многочисленными свидетелями, присутствующими на церемонии. В сущности, как и на судебном процессе, доказательством истинности того или иного утверждения являются свидетельские показания. Однако только присутствие на церемонии толп верующих, жаждущих увидеть самим это событие, не подлежит  сомнению. Многие верующие считают, что «Благодатный огонь появляется сверхъестественным образом» (формулировка из википедии). В той же википедии отмечается, что официального церковного документа, подтверждающего чудесное происхождение огня, не существует, Речь может идти только о богослужебной церемонии. При этом википедия добросовестно говорит о существовании свидетелей того, что схождение благодатного огня происходит в результате действия обыкновенных причин, а не чудесным образом. Так приводятся слова одного из очевидцев церемонии, который говорит, что в момент захода солнца и наступления темноты в храме, один из священников пользуется невнимательностью присутствующих верующих или любопытных и открывает нишу в углу храма, где его никто не видит, зажигает свечу от лампады и возглашает о сошествии божественного огня. Иначе говоря, речь идет о постановке обыкновенного эстрадного фокуса или циркового номера. Впрочем, есть и другие, но тоже не мистические объяснения появления благодатного огня. Что касается других, разовых и неожиданных «чудес», то их возникновение гораздо менее доказательно и основывается на утверждениях одиночек или немногих свидетелей, словам которых невозможно доверять. К тому же эти люди, как правило, обнаруживают признаки психической неуравновешенности. В результате в распоряжении церковников не остается ни одного случая реального возникновения чуда. Так как серьезных доказательств чудес, а, следовательно, и сверхъестественных сил, то есть бога, нет, то из этого следует однозначное заключение: «Следовательно, бога нет».


Рецензии