Как ньютон с бумажками играл...

                КАК НЬЮТОН С БУМАЖКАМИ ИГРАЛ...


     "Я взял продолговатый кусок толстой черной бумаги с параллельными сторонами DHIE и разделил его нп две равные половины линией FG. Ождну часть я окрасил красной краской, другую синей. Бумага была очень черной, краски были интенсивными и наносились толстым слоем для того, чтобы явление могло быть отчетливым. Эту бумагу я рассматривал сквозь призму ABC abc bp массивного стекла, стороны которой были плоскими и хорошо полированными.
     Рассматривая бумагу, я держал ее и призму перед окном MN...Стена комнаты за призмой, под окном, была покрыта черной материей, находившейся в темноте; таким образом, от нее не мог отражаться свет,ый проходя мимо краев бумаги в глаз, смешивался бы со светом от бумаги и затемнял бы явление. Установив предметы таким образом я нашел, что в том случае, когда преломляющий угол призмы BAC повернут кверху, так что бумага кажется вследствие преломления приподнятой (изображение dgfe), то синяя сторона dg поднимается преломлением выше чем краснаяя fe. Если же преломляющий угол призмы повернут вниз и бумага кажется опустившейся вследствие преломления (изображение дуфе), то синяя часть ду окажется несколь ниже, чем красная фе.
     Таким образом, в обоих случаях свет, приходивший от синей половины бумаги через призму к глазу, испытывает при одинаковых обстоятельствах большее преломление, чем свет, исходящей от красной половины." ("За что купили, за то и продаем" - Ньютона я не знал, но что-то такое в голове вертится: по-русски трактатов он не пускал).
     Если бы Ньютон не был столь велик, как ОН был, то он бы бумаженции положил бы и на то, благодаря чему получил бы зрительное впечатление - белый. Так вот на белом результат был бы у него прямо противоположным... И вывод: то ли синий преломляется больше, то ли красный... И вообще? В темноте это все как-то не очень понятно. Краски-то в темноте какие? По-русски же ситуация такова: берем две полоски бумаги, покрываем их половины разными составами так, что при наличии каких-то процессов, связанных с атмосферой, где у нас есть зрительное впечатление "белый свет", одни половины мы видим как синие, а другие - как красные. Если мы поместим между полосками и глазами призму, при условии, что полоски будут находится на том, что соотвествует нашему зрительному впечатлению "черное", то синяя часть будет выше красной. Если же полоски будут лежать на том, чему соотвествует наше впечатление "белое", то красная часть полоски будет выше, чем синяя. При изменении положения призмы получаем соотвественно противоположные результаты в отношении как бы изменения положений частей полосок. Общий вывод же таков: призма ослабляет поток, но что мы наблюдаем, не очень-то нам ясно, так как результаты противоречат друг другу (в одних условиях преломляется больше красный, а в других - синий). Но Ньютон был слишком ВЕЛИК, чтобы поставить опыт, результаты которого не согласоввались бы с результатами первого в принятой им схеме интерпретации. ВЕЛИЧИЕ часто оказывается слабым утешением.


Рецензии