Красная площадь. Дом 1. Савеловские чтения -2
Утренняя Красная площадь еще пустынна, но тонкий ручеёк посетителей тянется через резные ворота. И первые монетки упали на круг, что символизирует центр государства. И появились и сборщики этих монет. И первые щелчки фотоаппаратов нарушили зимнее утро. Началась жизнь главной площади.
В зале, где идет конференция прохладно, через высокие окна и сюда проникает холод начинающегося дня, хотя окна задернуты плотными коричневыми шторами. Противоположная стена зала украшена зелеными гирляндами. Гирлянды чередуются от темно-зеленых к зелено-сребристым. Чувствуется, что зал еще не оформлен до конца, на одной из витрин лежат еще и другие яркие украшения.
- Докладчик из Беларуси, - читает программу Вера Ивановна.
Перед докладчиком стопочкой лежат книг, которые он принес как подарок организаторам конференции. Он рассказывает о древних белорусских родах, говорит свободно, легко, дат и имен много. Но его рассказ не тесный, а можно и запомнить, то, о чем он рассказывает. «Летопись белорусской шляхты». Немного на слух необычно звучит, но исторически все выверено. Вот рассказ коснулся и рода Казановичей.
- Вот среди ряда мужских имен появились и женские имена, - отмечает Вера Ивановна.
Рассказывает сначала докладчик Анатолий Васильевич о Евлалии Казанович, которая получила от Александра Блока последнее его стихотворение. Такое необычное имя, похожее на имя Евгения, но совсем другое, услышанное первый раз. Эта Евлалия, оказалась необычной женщиной, она была одной из основателей Пушкинского дома в Петербурге.
- Вот звучит и второе женское имя, Лидия, - обращает внимание на продолжение рассказа Вера Ивановна.
Лидия Павловна Казанович сводная сестра Евлалии Казанович состояла в партии эсеров и участвовала в нескольких покушениях на представителей высших чинов Российской империи. Участвовала в покушении на министра внутренних дел В.К. Плеве, который впоследствии был убит членами группы Савинкова.
- Если сейчас произнесут слова – Могилев и Клингенберг, то можно сказать, что это удивительное совпадение.
И докладчик Анатолий Васильевич продолжил рассказывать о том, что Лидию Казанович знают под фамилией Езерская. И в Могилеве она совершила покушение на губернатора Николая Михайловича Клингенберга. Покушение произошло 29 октября 1905 года. Лидия Езерская под фамилией своей матери Мейендорф пришла на прием к губернатору Могилева Клингенбергу и выстрелила в него из браунинга, тяжело его ранив. В марте 1907 года Лидия Езерская была осуждена и отбывала наказание в Акатуйской каторжной тюрьме. Освобождена была по болезни, переведена была в Забайкальскую область, потом в Якутскую область. Умерла в 1915 году.
Когда докладчик закончил свое выступление он сел в зале. Рядом с ним оказалось свободное место, на которое и пересела Вера Ивановна.
- Вы знаете, что Лидия Езерская покушалась на родственника директора Императорского Александровского Лицея Владимира Александровича Шильдера.
Губернатор Могилева Николай Михайлович Клингенберг был родным братом жены директора Лицея, Анны Михайловны Шильдер. А потом так сложилось, что дочь губернатора Могилева воспитывалась в семье Шильдеров, ее звали Елизавета Николаевна Клингенберг. В 1925 году все были выселены из квартиры, арестованы, осуждены, и Елизавета Клингенберг тоже осуждена и выслана из Ленинграда. Не оставлять же ей квартиру директора Царскосельского лицея.
Анатолий Васильевич взял со стола один из томов своих произведений и открыл на той странице, где были портреты и Лидии Езерской и Николая Михайловича Клингенберга. Эти портреты хорошо были знакомы. Лидия Езерская была в очках, в блузке и теплой кофте, на груди на цепочке крестик. Существуют снимки, на которых Езерская в кругу своих подруг тоже террористок.
- Такие у вас красивые книги. В твердом переплёте. Оформлены отлично.
- Издаю за свой счет.
- Я тоже за свои деньги издаю. У меня скромнее, много скромнее. Вы олигарх?
- В Беларуси олигархов нет.
- Вот совсем недавно видела картотеку полицейского департамента, которая касалась именно этого покушения на губернатора Могилева, держала карточки в руках, а теперь вот и вас услышала.
Так случайный доклад на конференции связал докладчика и слушателя событиями прошлого, что имели место с их родственниками в начале двадцатого века, еще до войны 14 года, революции 17 года, гражданской войны.
В Могилеве есть и улица Лидии Езерской, была еще улица имени Езерской и в районе Петергофа, но она переименована.
Свидетельство о публикации №212122401119
Ну и по сложившейся традиции поправьте:
"И первый монетки" - первыЕ,
"через высокие окна и суда проникает холод" - сЮда,
"ан груди на цепочке крестик" - на.
Если будет время, читаните у меня новый рассказ "Кукушка".
С уважением,
Александр Сизухин 24.12.2012 14:56 Заявить о нарушении
Екатерина Шильдер 24.12.2012 15:11 Заявить о нарушении
Спасибо и Вам, Екатерина.
Александр Сизухин 24.12.2012 15:20 Заявить о нарушении