Копеечка
Эту правдивую историю мне рассказала одна молодая женщина, с которой я случайно столкнулась живя в Канаде уже 10 лет, довольно сносно говоря по-английски, имея дом, машины, и в общем, все атрибуты по которым принято судить: ”удалась твоя жизнь или нет”.
Все мы, эмигранты, хотим казаться удачливыми и счастливыми, особенно когда приезжаем домой, да, я не оговорилась : ДОМОЙ, потому что домом мы все- таки ( почти все) продолжаем считать Россию.
И каждый раз приезжая, подсознательно хочется найти лишнее подтверждение : что вот, не напрасно мол мы уехали, лучше здесь так и не стало. А с другой стороны, даже живя здесь в Канаде, мы стараемся найти своих, русских, обрести если не друзей, то хотя-бы каких то хороших знакомых, потому что ведь уехали то мы вовсе не оттого что люди плохие, а по совсем другим причинам, я думаю достаточно веским, чтобы поменять страну, язык и оставить близких там.
У меня есть несколько подруг здесь, которым я очень благодарна за то, что они есть, и что мне очень приятно общаться с ними хотя бы раз в неделю, отдыхая от бесконечной суеты в общем-то не очень простой эмигрантской жизни. Как помните, в фильме “Доживем до понедельника”, один десятикласник написал в сочинении “Что такое счастье?”.
Он написал: “счастье – это когда тебя понимают”.
Для меня это очень важно, когда понимают, думают так же, читают одни и те же книги, слушают те же песни. Не все здесь такие, да и в России далеко не все. Просто в нашей эмигрантской среде не так-то просто найти очень открытых людей. Поэтому такими встречами очень дорожишь.
Так вот, я встретилась с этой женщиной в общем-то случайно, и она мне сразу понравилась своей какой-то необычайной открытостью, каким то светом изнутри. Очень улыбчивая, милая молодая женщина. Встретились мы на курсах по интериер-дизайну, и, как только узнали, что мы обе русские, естественно сели вместе и стали болтать.
И как это обычно бывает, сразу пошли вопросы : “как попали в Канаду, сколько лет здесь, есть ли дети, где работаешь, где живешь? А этот фильм видела, а эту книгу читала?” Оказалась, что и читала, и видела ,и даже подсказала что еще прочитать. Очень приятный сюрприз для меня. Женщину эту звали Лена, так же как и меня.
Так вот, как то вечером я подвозила свою новую знакомую домой после наших занятий, и разговор зашел об инвестициях в недвижимость. Оказывается, чесно говоря я была очень удивлена, что у нее несколько квартир уже куплено, и она сдает их квартирантам. Она намного моложе меня, и я не ожидала такой расчетливости и дальновидности в ее-то годы.
Естественно я спросила: “как так, ты такая молодая, а вы с мужем уже все рассчитали, вложили деньги в недвижимость”, и даже по-хорошему позавидовала и похвалила ее.
А она как-то очень посерьезнела и ответила мне : “Я никогда в жизни не поверю ни в одно государство, ни в какой пенсионный фонд, и заработаю себе пенсию сама, ни у кого ничего просить не стану!”
И такая решительность и боль была в ее голосе, что я даже опешила. И тут она мне расказала очень простую историю про свою бабушку:
“... Жила-была девочка. Звали ее Леночка. Была у нее бабушка, которую она очень любила. Бабушка была просто необыкновенная: она была не скушная, не ругачая. Хотя она и была учительницей, никогда не нудила, не надоедала своими дурацкими нравоучениями.
Если мама порой ругала дочку и не разрешала что-то делать, бабушка баловала любимую внучку, позволяла ей хулиганить, играла с ней в куклы, читала, гуляла, когда маме и папе было некогда.
В отличие от родителей, у которых : "карьеру пишем, дети -в уме", у бабушки всегда находилась минутка для Лены.
Бабушка научила Леночку петь.
В детском саду ее ругали, и говорили, что у девочки совершенно нет слуха, но зато очень громкий голос, и она сбивает других детей.
Родители смущались и оправдывались, и пытались урезонить дочку не орать в хоре.
А бабушка никак на это не реагировала, а просто забирала Леночку к себе, они вместе пекла пирожки и пели с ней старинные песни.
Девочка очень любила эти песни и знала их наизусть. Ей не очень было понятно почему нельзя “...рябине к дубу перебраться” , но мотив ей очень нравился. И каково же было удивление родителей,когда в четвертом классе их дочь ,без слуха и голоса, поставили запевалой в школьном хоре!
Это была бабушкина заслуга, и сколько раз потом Лена мысленно благодарила бабушку, когда ее просили в компаниях спеть и у нее это так здорово получалось.
Леночка росла, дружила с девчонками, влюблялась, плакала, бегала к бабушке за советами. С ней было хорошо просто помолчать, попить чаю, поговорить обо всем.
Они понимали друг друга даже когда молчали вместе. Ведь молчать вместе можно тоже по-разному.
Можно молчать и дружить, а можно злиться, дуться и молчать. Так вот, они дружили и даже очень.
Леночка очень любила, когда бабушка рассказывала что-нибудь из своей жизни. А жизнь у нее была длинная и удивительная, как учебник истории. Было невероятно слышать, что когда-то не было самых казалось бы обыденных вещей!
Например, когда бабушка вспоминала, как она с сестрой увидела первый автомобиль в ее поселке, и вся ребятня бросилась за ним по сельской улице, крича и улюлюкая. Для Лены это было так дико, что когда-то не было машин.
Девочке было очень жалко, страшно и необычно слушать, когда бабушка рассказывала про войну.
Конечно, Леночка была отличницей и, как ей казалось, знала все про великую Россию и ее Великую победу над фашисткой Геманией, но бабушкины рассказы так отличались от правильных страниц учебников истории.
Бабушка и ее подружки очень просились копать окопы под Горьким(теперешний Нижний Новгород), но их не взяли, потому что им не было пятнадцати лет. И как потом они увидели через месяц грязных и завшивевших девятиклассников, вернувшився с этих герических раскопок, вид у них был очень плачевный.
Бабушка, ее сестра и брат ходили в лес, запасали грибы, ягоды, благо этого всего было полно под Горьким. В поле собирали дикий лук. Всю картошку и муку отправляли на фронт. Жили голодно, но дружно, помогали Великой России победить фашистов.
У них в доме жили эвакуированные ,беженцы из Ленинграда. Чем могли, делились с ними.
Бабушкина мама, Леночкина прабабушка была очень хорошая хозяйка, могла из ничего приготовить вкусность и старалась всех угостить.
Леночкин дед, бабушкин муж воевал четыре года, был ранен, прошел в пехоте от рядового и закончил войну капитаном. Она помнила рассказы бабушки о том ,как дед и его товарищи сидели в ледяной жиже в окопах под Сталинградом, как гибли под пулями. Это было страшно, как в кино, не взаправду...
Деда Лена совсем не помнила. Его не стало когда ей было три года. Но она видела его ордена, держала их в руках и очень гордилась дедом.
Еще девочка почему-то очень запомнила ,как бабушка шла пешком в районный центр, а путь был не близкий, километров 10, где она училась в педучилище. Была противная осень, слякоть, дождь, ноябрь месяц и никаких маршруток, как сейчас...
Она дошла до своей двоюродной тетки и попросилась переночевать. А тетка, надо сказать, даже в войну не бедствовала, ее муж заведовал районным складом.
Так вот, уселось все святое семейство ужинать в тот вечер, а бабушке постелили в сенях, и дали морковки погрызть, как зайчику, представляете? А сами ужинала картошкой с мясом.
Когда бабушка рассказывала об этом, девочке каждый раз хотелось прибить этих "родственничков"!
После войны жизнь как-то быстро начала налаживаться, и бабушка вышла замуж и уехала с дедом из деревни, да сразу за границу.
Он как офицер даже служил в Австрии, и бабушка всегда с восторгом рассказывала, как они жили в офицерском городке, как она ходила в маленькие магазинчики и продавцы, холеные вежливые австрийцы, благодарили за любую покупку: будь то булавка или блузка.
Еще было очень смешно, когда бабушка рассказывала как их, всех офицеров с женами повезли в оперу. Все было очень торжественно, красиво, жены расфуфырились, а потом во время спектакля к ним подошел кто-то из посольства и оказалось, что некоторые офицерские жены нарядились в красивые иностранные пеньюары! Представляете, вот был конфуз-то!
Вообще, с бабушкой всегда было очень смешно, она даже в плохих безнадежных ситуациях находила что-то веселое. Бабушка знала много хулиганских частушек, хотя и была учительницей. Иногда она их пела внучке, но просила не говорить маме.
Леночке очень нравилось, что у них с бабушкой были свои маленькие секреты. Еще бабушка рассказывала про Сталина, Хрущева, и девочке казалось что бабушка - это сама история.”
Кроме Лены у бабушки было еще двое внуков, но внучка была ей ближе всех. Бабушка как-то сказала Лене, что она открыла сберкнижки на всех внуков и откладывает им понемножку. К тому времени Лена уже была в институте, уже была знакома со своим будущим мужем.
Времена по-прежнему были не очень, как впрочем почти всегда в России. Опять были какие-то перебои с продуктами, бесконечные передряги в правительстве. Появились какие-то сомнительные банки-заманиловки типа МММ. На МММ бабушка конечно тоже попалась, свою лепту внесла и в эти закрома.
Лена ругалась с бабушкой и уговаривала ее не носить деньги в эти дурацкие банки, а тратить на себя, покупать какие-то вкусности, фрукты, яблоки.
К тому времени бабушка была уже на пенсии, а пенсия, как известно, у наших стариков сами знаете какая.
Лене все время казалось что уж ее-то бабушке, которая выучила столько детей ,если учесть что первый ее выпуск был когда ей было только восемнадцать, а работала она учителем почти до семидесяти, уж кому-кому, а ей-то положена хорошая пенсия .
Но как-то так получается, у нашего госудаства не хватает видно средств в этих самых закромах, куда-то они все время утекают...
Сможете вы, например, подсчитать сколько детей она научила читать, писать и считать? Если еще учесть, что в каждом классе тогда было почти по сорок человек. И ученики ее помнили, любили, приходили навещать, звонили на день учителя.
Но бабушка не унывала, говорила что ей хватает пенсии, тем более что у нее был маленький садик за городом, она любила туда ездить, отдыхать от города, копаться в огороде.
Лена помогала ей когда была еще маленькая, и потом, когда была свободная минутка. Бабушка и здесь ее многому научила: как сажать, ухаживать за кустами и всяким разным садоводческим премудростям.
Потом, как то так случилось, что Лена с мужем решили уехать в Канаду. Сразу вскоре после очередного обесценивания денег. Их квартира, на которую они копили и купили собрав все деньги,включая помощь родителей, в одночасье уменьшилась в цене ровно в десять раз.
Эта была последняя капля и они уехали.
Лена очень скучала по родным и особенно по бабушке. Рос сын, надо была работать, обживаться в новых условиях, и каждое лето ездить домой не получалось. Она часто звонила бабушке, чтобы поболтать, услышать ее голос, пожаловаться на что-то или просто посмеяться вместе. Бабушка попрежнему бодрилась, крутилась по дому, ездила в свой огород, копалась там.
В один из летних обычных дней, вдруг неожиданно позвонила мама вся в слезах, и сообщила, что бабушки не стало...
Лена сначала просто не поверила, ведь бабушка ничем серьезным даже не болела, ка же так? Оказалось, все как то слишком просто и неправдоподобно: был очень жаркий день, бабушка копалась в огороде, перегрелась на солнце, она очень не любила надевать всякие там косынки или кепки, села на лавочку отдохнуть и упала.
А когда зашла соседка вечером, то было уже поздно. Обыкновенный солнечный удар...
Так получилось, что Лена не смогла поехать на бабушкины похороны, был какой-то срочный заказ, а летом не очень-то протянешь с этим ритуалом. ..
Лена никак не могла поверить, что ее любимой бабушки больше нет.
Иногда было так тоскливо, аж невмоготу!
Так хотелось просто набрать ее номер, услышать какую-нибудь прибаутку. Только бабушка умела так подшутить над собой, что любая грустная ситуация уже не казалась смертельной.
На следуещее лето она приехала-таки домой, побывала у бабушки на могиле, в ее любимом саду. И в квартире, и на даче все осталось как прежде, только бабушки, ее любимой славной бабушки больше не было.
Мама как- то перебирала бабушкины бумаги, фотографии и нашла три сберкнижки на всех внуков. Она отдала Лене ее книжку и сказала: Сходи дочка в банк, я знаю, что деньги там небольшие, но все равно получи, бабушка ведь копила для вас.
Был солнечный летний день, люди спешили на дачи, на базар, смеялись, шутили. Все было как обычно, а Лене было очень грустно. Но надо было сходить в этот дурацкий банк, хотя бы ради бабушки.
Вы, наверное, представляете ,что такое наш Российский банк в жаркий летний полдень? С его удивительной нудно-официальной атмосферой, где люди подобострастно заискивают перед вышколенными как церберы кассирами?
В банке было очень душно, как в настоящей "банке". Народ топтался и маялся, обливаясь потом, тихонько и привычно поругиваясь, передвигаясь от одного окошка к другому.
Лена отстояла очередь к кассиру, подала ей книжку и попросила закрыть счет. Кассир что-пересчитала, посмотрела на Лену как-то с недоумением и спросила: “Все деньги бедете забирать? И процены? “.
Лена ответила рассеянно: “Да. Я хочу закрыть счет”. Она ужасно устала от этой бестолковой процедуры ,в этом забытом богом (или государством?) банке без кондиционеров с доисторическими компьютерами.
Она отстояла очередь в другое окошечко, и уже другая девушка подала ей какую-бумагу на подпись ,а потом подвинула ей лоточек с деньгами. Лена посмотрела на лоточек. Там лежал 1 рубль и 1 копейка...
Лена в недоумении подняла глаза на кассира и спросила: ‘ Что это? Я закрываю весь счет, бабушка копила деньги много лет. Там должно быть много”.
Кассир, молоденькая девушка , немного смутилась и стала старательно объяснять: “Ну, понимаете, была девальвация, потом реформа, потом еще что-то”.
У Лены все поплыло перед глазами. Она еще некоторое время смотрела на эти деньги, потом взяла их в руки и опять спросила: “А копейка, копейка зачем?“ Кассирша ответила : ” А копейка- это проценты”...
И тут с ней стало происходить что-то странное. Она почувствовала, как она как будто поднимается над полом, видит всю очередь сверху: каких-то старушек, усталых людей, мужчин, женщин и они все ей что-то говорят, машут руками, пытаются отодвинуть...
Она медленно, как во сне, сделала шаг в сторону, все еще держа 1 рубль и копейку в кулаке, и вдруг вся очередь замолчала.
Наверное, что-то было с ее лицом и глазами. Наступила звенящая тишина, и вся очередь замерла. Медленно, и как ей показалось очень громко она сказала :
“Дa, умом РОССИЮ не понять! “
Едва сдерживаясь, она выбежала из банка, остановилась на крыльце, и тут слезы хлынули градом. Она стояла и плакала, и жалела бабушку, и всех других бабушек и дедушек, и не могла остановиться...
Взгляд ее случайно упал на окно с рекламным плакатом. А с плаката фальшиво-фарфорово улыбался веселый молодой человек, предлагая особый ПЕНСИОННЫЙ ВКЛАД с какими-то офигительными накопительными процентами...
Она подняла к небу зареванное лицо, потрясла кулачком с деньгами и прошептала:
Бабушка, ну почему же ты не ела яблоки!
Лена Твист, Торонто, 2012
Свидетельство о публикации №212122401380