54. Работаю почасовиком в Университете

После приема вступительных экзаменов по математике для меня было совершенно естественно пойти в университет преподавать математику. Большинство сотрудников отдела прочности стали работать на кафедре теоретической механики, а я стал преподавать (не читать лекции, а вести упражнения – практические занятия) математический анализ, который числился за кафедрой матанализа. Эту кафедру формально возглавлял академик Лаврентьев, а фактическим заведующим был Паша Белинский. Павел Петрович  и был избран вскоре заведующим этой кафедрой. Я его хорошо знал по Золотой Долине, где он с семьей жил летом. Я тогда с ним часто разговаривал, как и с Юрием Григорьевичем Решетняком, который вскоре возглавил кафедру аналитической и дифференциальной геометрии. Мне пришлось вести упражнения и по этой дисциплине.

Одновременно я преподавал линейную алгебру, которая была вначале на кафедре дифференциальных уравнений, там вскоре заведующим кафедрой стал Лев Васильевич Овсянников. Он и читал вначале лекции по линейной алгебре.

Спустя год была создана и кафедра алгебры. Лекции стал читать профессор Асан Дабсович Тайманов. Мы с ним неоднократно обсуждали особенности учебного плана. Мне он казался несколько неуверенным вначале. Но это было обманчивое впечатление.

Михаил Алексеевич считал крайне важным, чтобы научные сотрудники институтов СО АН преподавали в Университете, и эта идея была реализована с первого же семестра. Очень многие молодые сотрудники стали преподавать в университете, и я легко получил разрешение на почасовую работу. Совместительство разрешалось только кандидатам и докторам наук. Почасовая работа отнимала много времени. С первого же семестра мне давали довольно значительную нагрузку – минимум 8 часов в неделю, а потом бывало и 12 часов. Мне пришлось вести в первые два-три года три упомянутых мной предмета – матанализ, высшую алгебру, аналитическую и дифференциальную геометрию, а потом и дифференциальные уравнения. Я вел занятия в группах математиков и физиков.

Студенты матмеха делились на математиков и механиков. Но преподавательские места на специализации механиков были поделены между сотрудниками отдела прочности, среди которых мне места не досталось.

На кафедре теоретической механики, работа которой базировалась на направлениях отдела прикладной гидродинамики и отдела прочности, среди преподавателей были канд. физ.-мат. наук Павел Васильевич. Харламов из отдела прочности и его супруга Елена Харламова, тоже к ф.-м. н. Там преподавали Боря Аннин, Юра Немировский, Гена Иванов. Были преподаватели и из отдела прикладной гидродинамики. Например, Олег Федорович Васильев читал лекции.

По поводу того, что мне не досталось предметов по механике, я не переживал. Мне хватало и математики.

С первого дня я встретился с высоким уровнем подготовки студентов. Некоторые из них просто уже знали предмет, который должны были изучать. Да и уровень интеллекта у некоторых студентов был необычайно высок. Необходимо было соответствовать им, иначе они прекращали посещать занятия. Я придумывал интересные индивидуальные задания, давал им задачки, над которыми надо было поломать голову.

Это было трудно. У меня хоть и была неплохая математическая подготовка, но все же математиком я не был. И область моих профессиональных интересов была упругость и прочность, хотя я и работал над теоретическими задачами, сводящимися к уравнениям математической физики.

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2012/12/24/168]


Рецензии