Кино строчкой. Война

Собрал несколько своих заметок-впечатлений от военных фильмов.

ВЕЛИКАЯ ВОЙНА

Великая  и забытая
Документальные, Исторические фильмы
Россия, 2010

Конечно, по настоящему трагический ХХ век начался не по календарю. Наш проклятый ХХ век начался в 17-м году, хотя, правильнее было бы считать началом – 1914-й.
32 серии документального фильма впечатляют. Режиссер, с говорящей фамилией Виктор Правдюк собрал и систематизировал огромное количество фактов. Труд впечатляющий. Разумеется, найдутся тролли и «знатоки», которые работу авторского коллектива обольют грязью. Злобствовать будут любители социалистического рабства. Правдюк – антикоммунист, да. Снимал документальные фильмы про «Семью У», где пытался показать, что такой монстр, как «вождь мировой революции» вырос в нездоровой семейной атмосфере или передачу о Ф.Франко, где весьма позитивно отзывался о борьбе каудильо с масонами. Наивно? А что не наивно – Сталина восхвалять или всемирно историческое значение «великого октября»?
Да. Правдюк с командой занимают четкую идеологическую позицию. Они считают т.н. «революцию» предательством и катастрофой. Можно не соглашаться с определенной идеализацией авторами старой России, ее армии, царя Николая и пр. Историки, возможно, найдут какие-то недочеты.
Но все-таки критиканствовать по поводу фильма совершенно неуместно.
Подвиг русской армии в годы Великой войны действительно был забыт! Нет, или почти нет памятников русским солдатам той войны.
Память их подвига не чтится как следовало. Многие ли слышали, например, про Сморгунь – русский Верден, про газобаллоные атаки на русско-германском фронте, про лихие успехи черноморцев и т.д. Русская армия была оклеветана большевиками и «интернационалистами»
Ими история первой мировой вытеснялась из массового сознания или извращалась. Научных трудов немало, но публика знает про эту войну немного. (Сам из фильма узнал множество интересных вещей,  хотя, казалось бы, много читал по истории войн).
Хоть это и «русская версия» первой мировой, но международный контекст, события на других фронтах отражены довольно подробно. И не только на уроне фактов, но сильно передана и эмоциональная составляющая. Например, мне врезалась  в память история Марка Франца, немецко-еврейского художника, погибшего под Верденом. Экспрессионист-анималист он больше всего любил рисовать лошадей. А в той мясорубке гибли не только люди, но и несчастные животные. Они тоже – жертвы безумия.
Впрочем, кому безумие, а кому расчет; кому война,  а кому мать родна. О некоторых выгодополучателях бойни фильм Правдюка рассказывает тоже.
Трактовку революции в России могут счесть излишне прямолинейной. Но, возможно, эта крайность компенсирует другой подход, когда для объяснения случившейся трагедии ищут непременно всемирно-исторические предпосылки, объективные факторы, развивают социологические и прочие теории революций. Конечно, все это было, как могло бы состояться такое грандиозное событие без «предпосылок». 
Можно долго обсуждать, кто лучше всех объяснял причины революции: сам Маркс, Токвиль, Ленин, Сорокин или Теда Скокпол. Но нельзя слишком увлекаться абстрактным теоретизированием – это приводит к схоластическому фатализму.
Правда состоит в том, что царя (который конечно, не великий и не святой!) – тогда вместе с Россией – валили тогда не толькои германские враги (снабжая через Парвуса Ульянова и других чертей из «пломбированного вагона). Псотарались и подлые английские союзники (эти скользкие «лососи» выдели деньги на организацию беспорядков – в стане союзника во время войны!!! -, так как боялись отдать русским чертовы проливы: договор уже был подписан и Колчак готовил десантную операцию). Постарались и внутренние «черви». Правдюк говорит о «масонерии» - ради абстрактных схем и сомнительынх идей принести в жертву «эту страну» им было не жалко. Ненависть к «самодержавию» затмевала разум. Потом уже, кто спасся в эмиграции стали вопить об «ужасах большевизма» и т.д.
Лодку-то раскачали заговорщики, а «товарищи» пришли уже позже.
Клевета лилась вонючей рекой до и после революции. Распутин – один из примеров. Хотя многие увлечения царской четы ее не красили, но многое было придумано клеветниками России, которые доминируют и до сих пор. (Для сравнения, где-то читал про «нимфоманку» фрейлину Вырубову, которая оказалась девственницей;  примерно таков и масштаб слухов про «измену» царя и пр.)
Конечно «Россию, которую мы потеряли» не стоит идеализировать, как в киче глупого Говорухина, но наличие многих проблем и болячек – это не повод клеветать на нашу историю и радоваться катастрофе Семнадцатого года. Последующие события являются, в общем, агонией.
Но пока мы еще живы, следует чтить память русского солдата, погибшего на той войне, хотя главная угроза была не от германцев, австрийцев и турок, а от «внутренних турок» и т.д. Хотя без развязанной мировой олигархией всемирной бойни, Россия революции в России вполне могла избежать.
 


Мрачное путешествие
 США, 1937 год

Раритетный фильм с Вивьен Ли. Довольно интересно. И мрачно.
Шпионская история про Первую мировую войну накануне Второй.
 

В июле 1916: Битва на Сомме
 Великобритания - Франция, 1999 год

Никакой «битвы на Сомме» с первым применением танков и т.д. в фильме нет. Россиянские прокатчики   наврали. «Траншея» - самое подходящее название. Фильм не о том, как сражаются, а как живут накануне смерти. Тягостная драма о бытии взвода английской армии в последние томительные дни и ночи, часы и минуты перед наступлением, в котором всех ждет смерть.
Показываются проявления Жизни: солдаты едят и дерутся, рассматривают порнографию и справляют нужду, читают стихи и вспоминают о доме – живут - напоследок перед грандиозной мясорубкой, наподобие Вердена, Пашендаля и др. К столетию Великой войны таких художественных лент будет все больше.
 Только, наверно, не в России.
 



Тропы славы
 США, 1957 год 

Немного наивно, но ведь снято более полувека назад.
 Может показаться чересчур прямолинейным и пафосным в обличении абсурда и несправедливости войны, однако реальность была еще ужаснее. Режиссер Стенли Кубрик, играет Кирк Дуглас.

 
 Цеппелин
 Великобритания, 1971 год

Есть перекличка с «Ангелами ада», хотя фильм 30-х годов снят масштабнее.
 Люблю старые военные фильмы. Несмотря на определенную наивность, есть в них особое очарование. Сейчас так уже не снимут.
 Майкл Йорк в главной роли хорош (он блеснул еще в «Кабаре»).
 Дирижабли как технологическая альтернатива – даже сегодня поражают достижения почти вековой давности. Есть в них что-то от романов Жюль Верна… Несостоявшаяся альтернатива.

 
 Гибель империи 
 Россия, 2004 год
Сериал о деятельности российской контраззведки в годы Великой войны. Империю спасти не удается.
Один из приличных отечественных фильмов. С более поздними почти не знаком. Первая половина "нулевых" - наметилось некоторое культурное оживление, как результат относительной свободы и относительной стабильности. Российские киношники выдали все, на что еще были способны. Потом - неостановимая деградация. Страна опять гибнет.
 

Голубой Макс
 Великобритания, 1966 год

Зрелищный, драматичный фильм. Сочувствуешь сизифову подвигу героя, которого отвергают дегенераты «голубой» крови. Его мужество - выше их породы!



 

Первая мировая война в цвете
 Великобритания, 2003 год
  Документальный

Самая впечатляющее в фильме - это не раскрашенные на компьютере кадры хроники первой мировой, а дожившие до начала 21 века участники Великой войны. Сто раз они могли погибнуть,  а прожили они больше ста лет!
 
 


ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (2)

Мальтийская история
 Великобритания, 1953 год
Героически державшаяся Мальта была жизненно важна для англичан в самое тяжкое для них время. Люблю послевоенные военные фильмы. Правда событий и эмоциональная память еще живы и горячи. Картинка, экшн, мифология не закрыли еще совсем правду чувств и воспоминаний.
 Британцы доказали, что были великим народом, незадолго до потери своего величия, воплощенного в гигантской империи. Из-за нее они и воевали.
 
 
Снайпер 2: Тунгус
Беларусь, 2012 год

Братья с "Беларусьфильма" показывают нам, какие бы фильмы о ВОВ снимались бы, если бы СССР продолжал свое существование. Но то, что делается о ВОВ в эрэфии, вообще за гранью добра и зла (за редким исключением, "Звезда", например).
 
 
Царство гаргулий
США, 2007 год

 Да… Нацисты не только в космос летали, но и горгулий оживили и использовали против «летающих крепостей».
 Когда военное поколение стало уходить и непосредственные воспоминания о войне ослабели, кино о войне стало фэнтезийным: от «мгновений» до «горгулий». И эти фантазии отлично культивировали фашистский миф – снова вдохнули жизнь в него под видом борьбы с нацизмом.

 
 Ключ (1958)
 Великобритания, 1958 год

Поиск в сети выбрасывает ссылки на порнушку Тинто Брасса.
Но это совсем другое.
Неожиданно посмотрел замечательный фильм.
 Дыхание войны, мощная драматургия, пронзительный сюжет, соответствующая киномузыка, ну, и Софи Лорен, конечно. Её героиня – это своеобразная эстафета, которую вместе с ключом от квартиры, где она живет, капитаны мелких судов передают друг другу накануне гибели. Есть ли надежда?

 
 Шерлок Холмс: Шерлок Холмс и секретное оружие
 США, 1943 год
Для военной пропаганды можно и сериал о Шерлоке Холмсе использовать
 Любопытно переиначили.


Берлинский роман / Берлинское дело
 1985 год

Опять Л. Кавани.  Похоже, что для итальянцев война, фашизм и т.д. - фон для показа сексуальных приключений с разнообразными перверсиями. Итальянка сняла про немку, которая в нацистском Берлине влюбляется в японку
 Если отвлечься от контекста, то довольно забавно
 
 
Женщины-агенты
 Франция, 2008 год

Актрисы (французские женщины-звезды) играют неплохо, но до «Бабетты» им далеко. Фильм сделан по лекалам знаменитой ленты с ББ, став несколько правдоподобнее.


 Бабетта идет на войну
 Франция, 1959 год

Отличная, повышающая настроение лента Французы умело использовали кинематограф для лечения травмы национального сознания, вызванного поражением 1940 года. Великолепная Бабетта повергнет любого врага!)
 Несмотря на полную нереалистичность показанного, картины оставляет очень приятное впечатление.
 Одна из лучших ролей Б.Бардо, которой, вообще-то, не очень везло с режиссерами и сценаристами.   
 


Вертикальный взлет
 США, 1949 год

 Эскадрилья летает против немцев, несет потери. Несмотря на наивность, есть в старых военных фильмах что-то притягательное. Г.Пек к тому же в главной роли.

 

Мост
Германия, 2008 год

Звереныши из гитлер-югенда обороняют мост в последние дни войны. Вроде бы римейк фильма 59-го года, но акценты смещены. Видимое почтение осталось только к еврейским жертвам, а героизировать фанатиков, уничтожавших солдат союзных армий до самого мая 45-года, можно и дальше. Медленно, но неуклонно, средствами кинематографа, художественной литературы, сочинений на исторические темы идет пересмотр оценок происходящего в годы войны. Всяк хочет громче похвалить своих. И только у нас набрало силу мазохистское самооплевывание. Отказ от трактовки Великой отечественной в национально-патриотических терминах приводи к переоценке ВОВ в свете других идеологических подходов и, в конечном счете, к торжеству исторического коллаборационизма.   

 
Вальтер защищает Сараево
 Югославия, 1972 год

Неплохой военный фильм. Впрочем, после того, что произошло с Югославией и Сараево в 1990-е годы, прежний пафос уже неуместен. Правда, уже в начале 70-х легенды о подпольщиках вызывали иронию. Чего стоит хотя бы радиостанция, замаскированная в манекене. Но знаки тогда еще были расставлены правильно – потом произошел громадный сдвиг в оценках и принципах.
 
 

Молох
 Россия, 1999 год
 
Вагнер в начале фильма в кайф… Замысел показать «банальность зла» (Х.Арендт), как представляется, не удался. Хотя Сокурофф старался.
 

 Солнце (2005)
 Россия - Франция - Италия - Швейцария, 2005 год

 Да-а... Всемирная любовь широкой русской души (о режиссере).
 Нуднятина (о фильме). Но с идеологией – недаром Сокуров предложил отдать Курилы Японии.
Скоро наверно, питерский режиссер снимет кино, где немца загримирует под папуаса, а озвучиваться они будут на суахили. Тогда Каннская ветвь увенчает политкорректное чело.

 
Тайны Рейха. Последний бой
 
Теперь вот «тарелками пугают». Чудо-оружие и прочие мифы тиражируются. И в документальных фильмах и в сериалах вроде "Разведчики. Последний бой"
 Между прочим, эксперт по техномагии утверждает: «Во время Второй мировой войны самыми популярными аномальными видениями были ракеты-призраки и реактивные «пикирующие бомбардировщики», а собственно летающие тарелки, как отмечают бесчисленны.


Разведчики. Последний бой
 Россия, 2008 год

Смотрится даже неплохо. Напоминает увлекательную детскую игру в «военку», смоделированную скорее по афгану-чечне, нежели по Отечественной. О войне снимать разучились во время провала 90-х. Вместо реально ужаса и героизма какие-то байки. Теперь вот о «летающих тазиках». Но, неожиданно, даже в этой «стрелялке», показанной к праздничной дате, верная деталь: начало войны или конец, но нашим приходится сражаться в окружении с превосходящими силами врага (вот именно здесь и сейчас превосходят). Чего ждать от начальников, у которых вместо головы жопа. Русских солдат посылают на верную смерть или оказывается так, а они чудом выживают и побеждают. «Любой ценой» - иначе они не умеют. Такая метода прикрывается мифами.
 Теперь вот «тарелками пугают».
 Между прочим, эксперт по техномагии утверждает: «Во время Второй мировой войны самыми популярными аномальными видениями были ракеты-призраки и реактивные «пикирующие бомбардировщики», а собственно летающие тарелки, как отмечают бесчисленные комментаторы, появились лишь в слепящем свете атомной бомбы … Первые аномальные объекты, которые назвали «летающими тарелками» были замечены в 1947 году … (Э.Дэвис. Техногнозис. Екатеринбург. 2007. С. 324 – 325).
 Но какое дело рашским киношникам и телевизионщикам и до чудесного, и до реального. Они понимают только Бабло. Сейчас его дают за идеологический заказ, самый дурацкий, порой.
 В свете этого можно предположить, каким примерно будет сюжет очередной поделки «как бы про войну»:
 … Штурм Берлина. Злые эсэсовцы сжигают в центре города труп еврейского дантиста, предварительно подменив ему челюсть. Настоящий Адольф Гитлер оставляет победителям трупы овчарки и Евы Браун, а сам, вместе с любимой лабрадорихой и секретаршей бежит на подводной лодке в Антарктиду. Но движущиеся «Наши» тоже не дремлют. Пройдя секретным фарватером, доблестные чекисты окружают логово фюрера на Южном полюсе, внедрившись в стаю королевских пингвинов…   


 Апостол
 Россия, 2008 год

Скучно выискивать все несуразности и нестыковки этого сериала. Если люди не чувствуют настоящее, то вряд ли они понимают прошлое. Сознание создателей «Апостола» моделировано американскими боевиками и криминальным беспределом, захватившим нынешнюю Россию. Понятно, что в 1940-е годы на людей действовали другие факторы. Да. Про войну снимать разучились… Мог бы сказать, что смотрел толко из-за отличной игры Миронова.
 Но в этом фантастическом фильме было кое-что еще. Поскольку исторические ограничения действовали а авторов в минимальной степени, они могли сказать, что хотели. Мораль «Апостола», как я ее понял, очень любопытная. Она, по-моему, в том. Что можно, МОЖНО сопротивляться и тем, и этим. Особенно – этим! Не надо обманываться тем. Что они живут с тобой в одной стране, носят ту же форму и говорят на твоем языке. Они – не оккупанты. Они – хуже! Надо отбросить иллюзии. Не бояться. Не верить и не просить. Но, Господи, как же все тоскливо!   
 

Март-апрель
СССР, 1943 год


Фильм снят по рассказу В.Кожевникова, который считался в советские времена военной классикой и который мне нравился в школе.
 При всей плакатности и наивности, скромных павильонных съемках и несуразности некоторых сцен, кино это привлекает. Мужчина и женщина посреди войны. От войны никуда не деться, но люди остаются людьми.
 Есть в этом сюжете и еще одна важная для сегодняшнего дня вещь – незамутненная правильность оценок. Нужна любовь и дружба по отношению к своим, и ненависть к зверям,  которые нас убивают. И их тоже надо убивать. Это – норма.   Была.
 

Брестская крепость
 Россия, Беларусь, 2010 год

Советский фильм. Героический.
 
 
Вам задание
 Белоруссия, 2004 год

 Ещё один советский фильм про войну. Беларусь то ли выпала из времени, то ли осталась в нём. Кино напоминает виденное в детстве и только поэтому его можно как-то смотреть. Героические эпизоды на тему семья в войне, перестрелки, похожие на пацанскую войнушку. Сценарий на живую нитку, режиссура – левой ногой. Впрочем, россиянские фильмы про Отечественную войну еще хуже.


 
Приказано уничтожить: Операция китайская шкатулка
 Россия, 2009 год

Посмотрел 9 мая. Зря, настроение в конце праздничного дня было испорчено. Что же это телеруководящее быдло совсем зрителей дураками считает. О чудовищной глупости этой поделки рассуждать даже не хочется. Один агент всячески мешает другому выполнить задание. Глупые немцы сталина так и не устранили, но по тем ли причинам, что показаны в фильме. Игра актеров довольно неубедительна. Сынок О.Ефремова уже какую картину подряд не вылезает из своего амплуа - оно стало у него, кажется единственным; Рената Литвинова в очередной раз делает вид, что она актриса. "Вожди" в исполнении хазанова-золотухина - это вообща "атас"!
  Но это все мелочи. Всегда бывает кино удачное и неудасчное, но так чтобы на протяжении многих лет шел один брак - это не только вина актеров/режиссеров/сценаристов. Но именно так обстоит дело с попытками снимать кино про Великую Отечественную в нынешней Россиянии. Из снятого за последние годы, по-моему, только новая "Звезда" достойна одобрения. Остальное - такое фуфло. Разучились, что-то потеряно? Но ведь именно в создании военных фильмов отечественный кинематограф некогда преуспел. Это еще один показатель глубины культурного кризиса в нашей стране, той мерзкой и как будто бездонной ямы, куда все провалилось. Культурный кризис - он же мировоззренческий. Прежняя система взглядов разлетелась, новой не сложилось. Нет надежной точки опоры, "надежной позиции". Война - тяжелое испытание для нашей памяти.
 В принципе, после того, как эта Память подверглась поруганию со стороны "дерьмократов-либерастов", да и прежние мифы оказались несостоятельны, был надежный путь восстановления этой памяти. Нужно было отталкиваться от "окопной правды", от образцов "лейтенантской прозы", например. Таким образом, можно было вернуть себе правду о подвигах и страданиях нашего народа. Вместо этого телевизионные и кинодеятели гонят сляпанные на скорую руку пропагандистские/коммерческие боевики, хватаясь за все, что попадет под руку. Мораторий бы наложить на такую халтуру!   
 

Семнадцать мгновений весны
 СССР, 1973 год

 Показ «раскрашенного Штирлица», как говорится, всколыхнул страсти в обществе (больше колыхать их нынче совершенно нечем). Ленинградские коммуняки «встали на рога», протестуя против этакого «кощунства»; «вездесучийдимабыков» выдал очередную порцию стишат, оскорбив по ходу дела актрису Градову («спасает крашеную Кэт» - это снижает образ советской разведчицы). Полностью пересмотреть все серии «17» представляется уже совершенно невозможным делом, однако фрагменты вызывают интерес и какую-то ностальгию. Опять задумываешься о феноменальном успехе этой картины, отмеченной несомненным талантом режиссёра и прекрасными актерскими работами. Но только ли них дело – картина ведь стала поистине народной – число анекдотов про Штирлица не уступает продукции народного творчества про Чапаева – от еще одного легендарного советского кино.
  Всерьез относиться к этой сказке о нашем прекрасном оборотне сейчас затруднительно, но то, что в основе теле «Мгновений» лежат сказочные архетипы о чудесном – не подлежит сомнению. Герой волшебным образом (правда, при помощи «Центра» срывает и сепаратные переговоры, разрушает работы над немецкой атомной бомбой, раскрывает тайны V-2 – и что там еще! Причем речь идет именно о фильме. В бесчисленных романах о своем главном герое Исаеве-Штирлице Юлиан Семенов нагородил чудес гораздо больше, но это были боевики про нашего супермена, они пользовались в советские годы широкой читательской популярностью, но как-то быстро забывались. Культовыми стали только «Мгновенья» - и именно благодаря экранизации.
  Негативные стороны этого замысла и его выдающегося воплощения тоже очевидны. Андроповскому ведомству нужно было реабилитировать в народном сознании кровавую гэбню. А при помощи правды это же невозможно. Потребовался новый миф. Ресталинизация по части «органов» шла по нескольким направлениям. Взять хотя бы вполне ординарный роман Богомолова «В августе сорок четвертого», который переиздавался бесчисленное количество раз, и был гордо переименован в «Момент истины». Не хватало хорошей приключенческой литературы, или же литераторы-киношники находились в поисках героев. Вот и нашли их в смершевцах-чекистах. Спросим однако – сколько на одного реального шпиЁна приходилось напрасно загубленных русских душ: сотня, тысяча?!.. Ресталинизаторам из нынешнего «ящика» можно посоветовать заказать сериал про героические будни заградотрядов).
 Но вернемся к «Семнадцати мгновениям весны» Из всех попыток, предпринятых в указанном направлении, эта была самой успешной. Побочные эффекты также выглядели парадоксально. К примеру, оказалось, что режиссёр-еврейка, в фильме по сценарию писателя-еврея фактически очеловечила и даже придала геройский вид эсэсовскому зверью, причастному В ТОМ ЧИСЛЕ и к массовому уничтожению евреев. Эстетизация нацизма дала колоссальных эффект. Все увидели, что черная форма и красные повязки со свастикой – это лучший наряд. Красавец мужчина Вячеслав Тихонов («по ём бабье с ума сходила, а также мужики») стал популярен в роли «штумбанфюрера», гораздо больше, чем Андрея Болконского. Руководители гестапо и СД в исполнении Броневого-Табакова стали настоящими очаровашками. За то, что группы советской молодежи стали отмечать день рождения Гитлера, (это в нашей-то стране!) стоит поблагодарить «Штирлица», хотя и не его одного, разумеется.
  На этом эффекты «Мгновиний» не заканчиваются. Десятки миллионов советских людей, живших в 73 году и позднее в условиях «железного занавеса» и мифологизации истории, стали легкой добычей нового, необычного по тем временам, мифопостроения. Они были задеты за живое. Какая там история и политика. Вот Штирлиц отвечает на подначку генерала вермахта: «У меня есть салями». Но большинство советских граждан тогда плохо представляло себе, что такое салями, во всяком случае, ни разу не пробовало, пробиваясь добываемой время от времени молочной за 2,20. А суперкомфортные условия жизни нашего немца – за два-то месяца до прихода советских танков – и это видят в стране бараков, общаг, коммуналок и хрущоб! Ну, как тут не очароваться вражеским образом жизни. «Совок» стремительно умирал в душе человека советского. Но не правда при-шла на смену издыхающему советскому мифу, а новая дурная мифология. И не только на массы она распространилась, но и на значительную часть постсоветской так называемой «элиты». Любопытно посмотреть на ее действия, высказывания, образ мысли через призму сериала о «Мгновениях». Влияние несомненно, оно не из фунтаментальных трудов и аналитических отчетов, а оттуда, из бара «Элефант». Уровень понимания мира, общества, политики не поднимаются выше этой удачной поделки советского масскульта. Они - «под колпаком у Штирлица». И мы, следовательно, тоже.   
 



Край
 Россия, 2010 год

Далеко от войны и уже после, но в таежном поселке все дышит войной. Ещё бы уважения побольше к народу победителю!..
Как этот фильм анонсировали и рекламировали, но оказался пустышкой.
 Снято квалифицированно, но - зачем?
 История совершенно невероятная. Притча? Но с какой моралью?
 Сколько не маскируйся, всё равно себя проявишь.
 Русофобское «шило» А.Учителя в «мешке» киноэксперимента.
Война продолжается.
 

Танк "Клим Ворошилов"
СССР, 1990 год

Позднесоветский военный фильм, со многими штампами времен "гласности".
 Постоянный обман наших людей, постоянное их страдание.
 Но несмотря на все это, советские люди помогают вывести танк КВ на позиции и немцы занимают город на день позже.

 
Подвиг Одессы
 СССР, 1985 год

Хороший военный фильм.
 Знакомые с детства сюжеты и эмоции.
 Одесситы мечтали, что оборона их города станет поворотным пунктом в войне, но из-за положения на фронтах Одессу пришлось оставить.


Аллегро с огнем
 СССР, 1979 год

Нормальный советский военный фильм.
 Как изменилось восприятие войны за 30 лет.
 И еще за тридцать.

 
Места тут тихие
 СССР, 1967 год
Неплохой военный фильм с известными актерами. Про подвиг военных летчиков.
 При всей полуправде и наивности того, что снималось о Войне 30-40-50 лет назад – в главном эти ленты были гораздо сильнее нынешних.

Поезд (1964)
 США, Франция, Италия, 1964 год

Военный фильм (с Б.Ланкастером), где правильно расставлены акценты. Враги - это враги, сопротивление им – это сопротивление врагам. Французские подпольщики препятствуют вывозу в Германию шедевром живописи. Гибнут и они, и заложники, но поезд остается на французской земле. Фильм черно-белый, все ясно, и это правильно, так как в результате страшной войны наступил момент истины, о котором стали забывать. Сопротивление, маки для французов – это правильная война, в отличие от Дьенбьенфу или Алжира…   
 
Сталинград
 Германия, 1993 год

Снято неплохо. Название фильма говорит само за себя, но снят он с точки зрения бывших врагов. Показано как воюют, расстреливают, голодают, мерзнут, стреляются и т.д. – с той стороны фронта. Фильм, что называется, отстаивающий общечеловеческие ценности, гуманистический и т.п. Но мне не хочется в этом случае никакого гуманизма, потому что я помню, что на другой стороне был мой дед и его товарищи ... 

 
Если завтра война...
 1938 год
 Псевдо-документальный

 Тяжело смотреть эту шапкозакидательскую агитку. Миллионы людей были зомбированы...
 
 


 
Освобождение   
 СССР, 1940 год
 Документальные  фильмы

Зря "освобождали".
 Население тех краев, в основном, относится к России крайне отрицательно.
 Сколько зла оттуда расползлось...
 
 
 


И ВЕЧНАЯ ВОЙНА

Грозовые ворота
 Россия, 2006 год

Один из немногих новых российских фильмов, которые можно смотреть.
 Патриотический.
 В основе сюжета подвиг ребят-десантников из Пскова, которые также сражались с многократно превосходящими силами чеченобандитов. И которые тоже почти все погибли, так как командование прислало помощь очень поздно.
 Страна настолько не знает своих героев, что многие реальную подоплеку попросту не просекли.
 Неудивительно.
 "Грозовые ворота" принято показывать на 23 февраля, типа военно-патриотическое воспитание.
 Да,  пацаны сражались героически, несмотря на политиков, генералов и прочих стратегов.
 Они даже победили.
 Что дала эта победа? Платится огромная дань кавказу. Людей -по-прежнему убивают. Начальство ворует и предает.
 Правозащитники, журналюги и этнологи неустанно призывают быть толерантными к врагам.
 
 
Оккупация 101
 США, 2006 год
 Документальные

Наши потери – и материальные, и человеческие – гораздо больше, чем у несчастных палестинцев.
 

Джон Рабе
 Франция, Китай, Германия, 2009 год

 
Немецкий менеджер спасает китайцев во время нанкинской резни.
Вопреки установке, фильм понравился.
 Сильная картина.
 Китайцы, правда, показаны детьми малыми.
 Но многие могут оказаться в таком положении.

 
Одиссея Жака Кусто: Мир тишины
 Франция, 1956 год
Научный, документальный.
 
Снято 56 лет назад, а до сих пор производит впечатление.
 Ребенку понравилось в фильме катание на морской черепахе.
 А про обгрызенного акулами кашалотика даже и смотреть страшно.
 Но не акулы самые страшные хищники.
 А - люди.
 Исследовательский корабль Кусто переделан из военного судна.

Пешаварский вальс
Россия, 1994 год

Кино такое, что ничего не разобрать, кроме криков, стрельбы и огня. Однако понятно, что речь идет о трагедии молодых ребят, посланных на бойню и брошенных в ходе афганской авантюры. Тогда «цивилизованный» Запад сильно критиковал Союз за ввод «ограниченного контингента». Теперь пиндосы сполна повторили ошибки маразамитков из политбюро и сами влезли к душманам-талибам, воюют с теми, кого сами ... 


 
Первая конная (1941)
 СССР, 1941 год

Нет, смотреть ЭТО решительно НЕВОЗМОЖНО
Даже в сталинской тоталитарной империи эту ленту запретили, как идеологически неправильную. То есть пропагандистски вредную, хотя мафия «первоконников» была в верхушке коммуннобандократии очень сильна и еще более укрепилась  после репрессий конца 30-х.

 38-я параллель
 Южная Корея, 2004 год

Эпическая картина о войне в Корее. Хотя сюжет сказочный (но не фантастичнее поделки Спилберга) и есть некоторые ляпы (новобранцы сражаются как заправские спецназовцы), это кино оставляет сильное впечатление (особенно на фоне деградации отечественного – см Михалкова). А что мы знаем о войне в Корее? Она самая кровопролитная после двух мировых. И к ней Сталин руку приложил. Братоубийство и озверение страшны. История корейского народа не менее трагична, чем русского, но как южане поднялись!
 Особенно интересно смотрелся фильм после очередного военно-артиллерийского столкновения двух Корей.   Как все же завершится вопрос с разделением страны?
 


Секунда на подвиг
 СССР, 1986 год

Помню, смотрел эту советско-северокорейскую агитку летом   в воскресенье, в клубе какого-то карельского поселка, в кампании таких же как я , забритых на военные сборы...
 Хохот в зале стоял истерический.
 Когда толпа молодых ребят вывалилась на улицу, она была возбуждена сильнее, чем от фильмов "кроме детей до 16 лет".  (Наиболее шустрые на наших сборах закорешились с киномехаником из того же клуба и бегали ночью из палаток смотреть порнуху с крупными планами орального секса - экзотика еще для ранней перестройки – девки-то были еще дальше и недоступнее).
 Так вот - вернусь к фильму, где советский офицер накрывает собой гранату, которая предназначалась великому Вождю и остается жив. Реальный случай. но подан так, что парни много раз орали КИМЫРСЭН и ржали по новой...
 Смех смехом, но корейская война была третьей (!) по кровопролитности (после мировых) в ХХ веке, а корейцы на севере полуострова до сих пор платят за идеологические эксперименты и за советскую поддержку диктатуры спасенного героем основателя чучхеизма.
 
 
 
Условия человеческого существования
Япония, 1961 год

Сильный фильм, антивоенный. Когда в юности читал в первый раз «Условия человеческого существования», помнится, роман показался мне очень «кинематографичным». Мечтал об экранизации, оказалось, что она была сделана, вскоре после выхода романа, в самой Японии.
 Сумел найти только две серии из шести.

Битва у Ла-Платы   
 Великобритания, 1956 год

Неожиданно для военного фильма, можно написать, что он «красивый». При определенной наивности во время съемок воспоминания о войне еще не «остыли», хотя события ее начального этапа были еще «гуманными» по сравнению с последующими жестокостями.
 Впечатляет то, что в фильме «снимались» корабли – настоящие участники боевых действий.
 
 
 
Лабиринт Фавна
 Испания, Мексика, 2006 год
 

 Хороший фильм, испанское кино сейчас на подъеме, у нас же скоро разучатся снимать что-либо кроме дебил-сериалов.
 Ребенок спасается в фантазиях от жестокостей войны. Как все-таки отличается испанский вариант, например, от "Хроник Нарнии".
 Не любил испанскую культуру за ее жестокость. Жути и жестокости в их культуре почти как у нас. Да и исторические судьбы - колоссальный упадок после величия империй - в чем-то схожи…
 
Война - это ад, но она же и "отец всего"


Рецензии