Асенька. часть 4

Перестройка

После Чернобыльской аварии в стране произошло ещё несколько катастроф: кораблекрушение теплохода «Адмирал Нахимов», землетрясение в Спитаке, взрывы газа, теракты. Начатая в стране перестройка превратилась в сумятицу событий, переживаний и новых забот. Смутные предчувствия будущих перемен едва укладывались в сознании людей. Сокращение производства в промышленности и в сельском хозяйстве привело к массовым увольнениям трудящихся. Население страны столкнулось с безработицей, с дефицитом продовольственных товаров.

В марте 1991 года на референдуме граждане СССР в абсолютном большинстве высказались за сохранение союзного государства в обновлённом виде. Подписание нового союзного договора было намечено на 20 августа. А накануне, 19 августа, консервативные руководители страны сделали попытку государственного переворота. Путч был подавлен, правящая в стране Коммунистическая партия Советского Союза — распущена.
8 декабря 1991 года в Минске состоялась тайная встреча президентов России, Белоруссии и Украины, где было заявлено о прекращении существования СССР и образовании содружества независимых государств (СНГ). 21 декабря того же года в Алма-Ате одиннадцать бывших союзных республик поддержали это «Беловежское соглашение». Произошёл распад Советского Союза, последствия которого носили очень тяжёлый характер.

Нарушились политические и экономические связи между народами, имевшие многовековые традиции. Произошло обострение международных отношений, что привело к военным действиям, породило проблему беженцев. Население убивали и физически, и морально. Для падения национального и патриотического сознания людей велось промывание мозгов средствами массовой информации. Под видом реформ, противоречащих разуму, здравому смыслу, совести, разворовывались национального богатства, обогащались те, кто был у власти. Деньги стали главной ценностью вместо совести, чести, достоинства, вместо любви, справедливости, жертвенности.


Обострение

Перестройка словно для того и свалилась на страну, чтобы проверить людей на их паскудство, жадность, подлость. Жизнь превратилась в маразм и абсурд. Безработица, обнищание, отчаяние, чувство безнадёжности и утраты смысла жизни. Нарушение способности ориентироваться в пространстве и времени. Бездомность. Болезни. Алкогольный психоз. Наркомания. Рост числа суицидов и смертей от алкогольных и наркотических отравлений, новая волна преступности. Стрессы. Страхи. Страхи. Страхи...
В создавшейся ситуации значительно увеличилась нагрузка на медицинских работников. Людям оказывали помощь, не считаясь с временем, с усталостью, с отсутствием заработной платы. Психиатры были особенно востребованы. Они помогали преодолевать жизненные обстоятельства, возвращали людям веру в себя.

Превозмогая свой недуг, напряжённо работала и Анастасия. Обострение её болезни случилось внезапно.

Наступила весна. Просыпалась природа. Всё цвело, благоухало. От запаха буйной зелени слегка кружилась голова. Хотелось жить, работать. И вдруг острая боль в суставах, слабость. Тело стало покрываться коростой. Срочно необходима госпитализация.
С распадом страны лечение для Анастасии стало сложным, платным. Для московских клиник она теперь иностранка.

Больничная палата в московской клинике. Анастасия одиноко лежит на койке у окна, исполненная той тоски, которая бывает от неспособности плакать. Она видит в окне высокое голубое небо. И чем дольше смотрит в эту бездонную даль, тем крошечнее, бессмысленнее ощущает себя, чувствуя вечность природы и зыбкость человеческой жизни. Она понимает, что уход неизбежен, но не готова к нему. Мысль о смерти в сорокалетнем возрасте невыносимо печальна. Что-то главное, очень важное, ещё не сделано. Да и не понято!..

Открылась входная дверь. Медсестра пропустила в палату новенькую и, показав на свободную койку, предложила:

— Располагайтесь. Будете здесь вдвоём.

Медсестра ушла, а новенькая, обращаясь к находившейся в палате больной, представилась:

— Здравствуйте. Меня зовут Варя.

Анастасия повернула голову в сторону говорившей женщины и несколько мгновений возвращалась откуда-то издалека. Приличия предписывали и ей необходимость ответить на приветствие, назвать своё имя. Тихим голосом она ответила:

— Здравствуйте. Меня зовут Ася.

Глядя на удручённую женщину, Варя спросила:

— Плохо?

— Безнадёжно.

— Ну, негоже отчаиваться. Надо жить верой. Верой в другой день, где всё будет лучше.

— Будет ли?

— Надо надеяться. Человек живёт надеждой на лучшее. Спасение возможно только через веру. Нельзя без веры.

Темноволосая молодая женщина, лет тридцати пяти, среднего роста, строгая на вид, но с удивительными глазами, кончики которых постоянно улыбались, производила приятное впечатление своим смиренным и улыбчивым видом. Во всём её облике был какой-то радостный подъём. Будто она была вооружена правдой мира и знала, как надо жить на этом свете, следуя определённым правилам бытия.
Принесли обед. Анастасия нехотя принялась за еду. Варя перекрестилась, тихо прочла молитву и только после этого приступила к трапезе. Глядя на это, Анастасия удивлённо подумала: «Надо же, почти ровесница, а такая набожная».

После обеда женщины разговорились. Быстро перешли на «ты». Как выяснилось, Варя поступила в клинику из Подмосковья. До болезни жила с родителями в Москве, работала учительницей математики. Узнав о заболевании у Вари лимфатической системы, на семейном совете решили продать московскую квартиру, переселиться в Подмосковье, чтобы вести здоровый образ жизни на лоне деревенской природы. Так и сделали.

— Ася, а ты крещёная? — поинтересовалась Варя.

— Даже не знаю, — ответила та. — Отец — офицер, мать — историк. Они-то уж точно меня не крестили. А вот бабушка могла и окрестить.

— По-моему, некрещёному молиться нельзя, — предупредила Варя и тут же добавила, — я буду молиться за нас обеих. Просить исцеления и для себя и для тебя.

— Спасибо, — поблагодарила Анастасия. — Думаешь, это поможет?

— Поможет. Надо верить и надеяться.

Проходили дни. Говорили на разные темы. Варя оказалась интересным собеседником. Когда разговор заходил о религии, Анастасия пыталась отшутиться:

— Я человек сугубо атеистическо-коммунистического воспитания. Считаю, что все эти религиозные чувства, направленные на вымышленный, иллюзорный, сверхъестественный объект, разумом понять трудно, и не нужно.

— Да, — оживилась Варя. — Многое в жизни превышает понимание разума.
Процитировала Достоевского: «Природа, душа, Бог, любовь познаются сердцем, а не умом».

— Может быть, — согласилась Анастасия, но продолжала отстаивать свою атеистическую точку зрения. — И чему учит религия? Смирению?

Варя возражала спокойно и уверенно:

— Не знаю, как другие религии, а православие учит жить чисто. Думать чисто и поступать чисто. Нравственные предписания изложены в Евангелии. Это лучшая книга. Там даны ответы на все жизненные вопросы.

— Евангельские притчи. Да сказки всё это.

— Нет! Не сказки, — проявляла твёрдость характера Варя. — Мифы. А мифы — это и есть обобщённое восприятие действительности. Это воззрение на мир.

Варя была начитанным человеком, высоко ценила классическую русскую литературу и считала, что это и есть та дверь, через которую человек проникает в мир непреходящих ценностей. В мир характеров, сформированных христианством, которое учит подавлять эгоистические инстинкты, жить в соответствии с христианскими заповедями. Пыталась объяснить Анастасии своё понимание Бога.

— Порядок во Вселенной и нравственный закон в душе — явления одного порядка. И там, и там — Бог. Человек, принявший это положение, свободен. Он творит. Истинное искусство не может быть не религиозным. Лучшие произведения искусства написаны на религиозные темы. Лучшие архитектурные памятники — храмы.

Привела Варя и пророческие слова Н.В.Гоголя о том, что ум идёт вперёд, когда идут вперёд все нравственные силы в человеке, стоит без движения и даже идёт назад, когда не возвышаются нравственные силы, и сделала заключение:

— Без религии, когда нравственные силы перестали возвышаться, мы и пришли к Чернобылю, к развалу страны. Разве не так?

«Похоже на то», — мысленно согласилась и Анастасия.

Варя искренне считала, что необходимо вернуть людей к вере, вспомнить о Боге, о душе, о нравственности. Необходимо восстановить связь времён, возродить традиционные духовные ценности. Радовалась возрождению в Москве Храма Христа Спасителя. Торжественно освящённый ещё в 1883 году, он был полностью разрушен в годы советской власти. Теперь Храм заново строился на прежнем месте.

По просьбе Вари её родственники принесли для Анастасии святую воду, которой та стала регулярно промывать гнойнички на теле, привели в палату священника. Степенно, с сочувствием в голосе, тот прочёл молебен о здравии. Как-то сами собой у него выдыхались светлые слова: «Отче наш...» Становилось спокойно и благостно. Продолжительные беседы с Варей о смысле жизни, о вере, о душе, её молитвы о спасении оказывали воздействие на Анастасию. Постепенно она уловила связь своей жизни с Вселенной. По мере того, как она углублялась в мысли, всё больше и больше убеждалась, что всё в мире совершается по каким-то таинственным предначертаниям судьбы. Разум бессилен познать эти предначертания. Пришло смирение, не принеся с собой ни позора, ни утраты человеческого достоинства.

Болезнь постепенно отступала. Второй раз Анастасия перевалила смертельный рубеж и возвращалась к жизни. Что это? Везение? А везение — это исполнение предназначения. Каково оно? Что она должна понять? Что сделать?

— Понять себя, — объясняла Варя. — Это и есть одна из главных задач жизни.

Курс лечения Варвары окончен. Её готовят к выписке из клиники. Анастасия искренне рада за подругу, но в то же время ей грустно оставаться без её поддержки.

— Варя, что я буду без тебя делать? — сетует она.

— А ничего и не надо делать, — успокаивает её Варя. — Просто чувствуй себя счастливой. Радуйся! Вот и всё.

Недоумение заполнило взгляд Анастасии, направленный на Варвару.

— Да! Не удивляйся. Господь ничего, кроме радости, и не может предложить человеку. Пойми жизнь с точки зрения Промысла Божия. Живи, пока живётся, и радуйся жизни. Осознавай ценность каждого мгновения, отпущенного тебе. И всё! — А на прощание дала Анастасии совет: — Осознай своё предназначение и без ропота, без раздражения прими Крест своей жизни. Справишься?

— Надеюсь, — скромно улыбнулась Ася.

Анастасия крепла. Боль в суставах стихала, очищалось тело, но в организме творилось что-то неладное. Врачи с сочувствием и плохо скрываемым огорчением смотрели на пациентку. Возврата к работе быть не может! Вот так поворачивалась жизнь...


Увлечение

Домой! Домой!!! Как хорошо возвращаться домой! А возвращение домой с больничной койки особенно приятное.

Анастасия радостно почувствовала, что она дома. Здесь был свой особенный запах. Нигде так не пахнет. Чем пахнет, не разобрать, но сразу чувствуешь, что ты дома. Этот родной запах возникает в квартире, когда одни и те же люди в ней долго живут, и состоит он из множества запахов, привычек и повадок родных людей.

В Севастополе появились новые тенденции культурной жизни. Возвращён прихожанам Покровский собор, здание которого в течение многих лет использовалось для хранения документов городского архива. На территории заповедника «Херсонес Таврический», откуда пошло Крещение Руси, полным ходом шло восстановление Храма Святого Владимира. И вот уже зазвенели колокола, засверкал золотом купол. В святыню вдохнули новую жизнь.

Народ повалил в храмы, не понимая даже ни сущности религии, ни особенностей православия. В то тревожное перестроечное время, когда отвергалось и охаивалось прошлое, рушились моральные принципы, утрачивалось сознание единства нации, без которого можно деградировать и пропасть исторически, религиозность, как безотчётно осознаваемая нравственная норма, казалась спасительной.

Анастасия по состоянию здоровья была переведена на инвалидность. Теперь у неё много свободного времени. Она знает, чем ей заняться. Её интересует христианская религия, живущая дольше, чем государства, чем народы. Особенно греческая ветвь христианства — православие. И этот интерес появился у Анастасии не на пустом месте. По отцовской линии у неё греческие корни. От отца она унаследовала внешность (статность, светлую кожу, русые волосы, круглое лицо с мягкими линиями, большие губы, блестящие, полные огня глаза) и черты характера (стремление к образованию, гостеприимство, семейственность, любовь к спорту и всякого рода состязаниям). Прадеды Анастасии были священниками.

Спасаясь от турецкой резни, в XIX веке греки нашли приют в православной Тавриде. Сюда переселилась и большая семья священнослужителя. Его сын, окончив Таврическую семинарию, тоже стал священником во владениях князя Воронцова в Крыму и был им до 1917 года. Он женился на девушке из мелкопоместных южнороссийских дворян. Их дочь, большой портрет которой хранится в семье, — бабушка Анастасии.


Ася углубилась в чтение литературы о религии, тщательно изучая книги и из богатой домашней библиотеки, и из библиотек города. Близким сначала казалось, что она старается чем-нибудь заполнить своё вынужденное бездействие. Потом стало ясно — это её внутренняя потребность. Она должна понять веру предков. А понять для неё означало проникнуть в самую суть.

Так как семья Анастасии жила общими интересами, то вскоре все члены семьи были вовлечены в поиск нужной литературы. Её привозили из других городов, скупали и в книжных магазинах, и в церковных лавках. Анастасия аккуратно конспектировала прочитанное. Зачем она это делала? Она ещё не знала, зачем, но чувствовала, что всё это будет востребовано. Работала с энтузиазмом. Кстати, слово «энтузиаст» тоже пришло от далёких греков, и означало «вдохновлённый Богом».


Откровение

Киевская Русь как государство со столицей в Киеве сложилось в IX веке в результате объединения славянских земель по берегам Днепра и его притоков. Славянские народы в то время исповедовали язычество (многобожие, поклонение идолам). Государству, которое становилось на путь развития феодальных отношений, нужна была объединяющая религия, стоящая выше национальных различий и предрассудков.

Религию как стройную систему знаний разработали более трёх тысячелетий назад иудеи в Палестине. Они же составили Библию — набор книг, содержащих мифы и догматы религии («Ветхий завет»). Иудеи предлагали свою религию (иудаизм) другим народам, но её приняли лишь хазары, кочевавшие в юго-восточной части Европы.
Спустя тысячелетие также в Палестине, которая в то время была уже восточной провинцией Римской империи — крупнейшей Средиземноморской державы, зародилось христианство. Оно было демократичным, исходящим из мысли о принципиально равных возможностях всех людей реализовать своё потенциальное бессмертие независимо от происхождения и социального статуса. Книги, включающие общечеловеческие нормы нравственности, сформулированные христианами, составили «Новый завет».
В течение трёх веков христианство преследовалось. За это время оно несколько изменилось и превратилось в нормативный общественный культ.

В связи с упадком сельского хозяйства, ремесел и торговли произошёл распад Римской империи на Восточную и Западную. Образовалось новое государство Византия, столицей которого стал вновь построенный город Константинополь — Новый Рим. Основное ядро Византийской империи составляли греки. Произошёл и раскол в Церкви, причиной которого стали изменения, внесённые западной церковью в Символ веры (догмы Троицы). В результате этого раскола появились две ветви христианства: римская (католическая) и греческая (православная), название которой происходит от греческого слова orthodoxos — «правильное славление».

В VI веке Византия достигла наибольшего расширения и превратилась в могущественную державу. Православие стало здесь государственной религией. Свою веру Византия насильственно никому не навязывала, но рассылала просветителей в соседние страны для пропаганды православия.

В VII веке в Аравии появилась новая религия — ислам. В ней были учтены особенности национальных традиций арабов. Священная книга приверженцев ислама «Коран» написана также с учётом арабских национальных традиций. Захватывая страны, арабы принудительно заставляли побеждённые народы обращаться в их веру. Так ислам начал получать широкое распространение на Ближнем Востоке, на севере Африки и далее.
Из этих трёх мировых религий (иудаизм, христианство, ислам) укладу жизни славян наиболее подходила греческая ветвь христианства — православие.

Согласно преданию, послов, посещающих византийские храмы, удивляла красота Богослужения: «Не знали мы — на небе мы были или на земле — ибо на земле нельзя видеть такого зрелища и такой красоты... Там Бог пребывает с людьми, и служба превосходит службы всех других стран». Православное общинное мироощущение было жизнерадостным, наполненным верой в лучшее будущее. Обращение в христианскую веру осуществлялось обрядом крещения.

Историки предполагают, что крещение принял ещё киевский князь Аскольд, но его решение не поддержали подданные. Возможно, поэтому в 882 г. он и был убит язычниками, пригласившими на престол Новгородского князя Олега. Но со времён Аскольда в Киеве уже существовала форма церковной организации, имевшая выход на Константинопольский патриархат. В подтверждение крещения князя Аскольда на его могиле позже, при княгине Ольге, была установлена церковь Святого Николая. Киевские князья Олег (правил с 882 по 912 гг.) и сменивший его Игорь (правил с 912 по 945 гг.) поддерживали языческую веру. Княгиня Ольга, жена Игоря, правившая в малолетство сына Святослава и во время его походов, приняла крещение, как полагают историки, примерно в 957 г. Она приглашала в Киев проповедников из Византии, способствовала строительству христианских храмов на Руси.

Святослав был ярым противником христианства и считал мать предательницей языческой веры. Его сын Владимир, воспитанник языческого Новгорода, встав на престол, оказался на распутье. Язычество не оправдало надежд на консолидацию разнородного и этнически пестрого населения Руси. Ссылаясь на мудрость княгини Ольги, опираясь на поддержку старцев и бояр, князь Владимир решил выбрать для Руси православие.
Большую роль в этом решении сыграли болгарские просветители — братья Кирилл и Мефодий, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Они перевели на славянский язык богословские, исторические, научные книги, которые составляли круг чтения самой развитой в то время Византии, и произвели переворот в русском сознании.
Крещение князь Владимир принял в 988 г. в Херсонесе.

Херсонес (Корсунь) — древний город, основанный греками в V веке до н.э. Как свидетельствуют раскопки, уже в то время здесь существовала религия во многом созвучная христианству. Основателями её были древние греки, положившие в основу этой религии постулат о бессмертии человеческой души как переосмысление старинной веры народов в умирающее и воскресающее божество природы. Философски образованные греки представляли Бога в качестве универсальной мировой закономерности, созидающей и поддерживающей порядок во Вселенной.

В I веке Херсонес стал зависим от Рима, а с IV века — от Византии. В Х веке это был форпост в Северном Причерноморье не только византийской власти и влияния, но и православной Церкви.

Киевский князь Владимир, решив жениться на сестре правящих в Византии императоров и не дождавшись обещанной ему Анны, предпринял поход на Корсунь. Взяв город, он отправил ультиматум императорам Византии. В нём требовал присылки Анны, обязуясь лишь на таком условии возвратить владения, занятые им. В противном случае угрожал походом на Константинополь. Условием брака Владимиру было объявлено его крещение. Это условие Владимир принял. Местный херсонесский епископ окрестил князя Владимира. Он же и обвенчал его с Анной. Теперь князю Владимиру следовало официально ввести православие как государственную религию. С этой целью на Руси была развёрнута широкая христианская пропаганда.

Активное церковное строительство на Руси началось в XI веке при правлении сына Владимира Ярослава Мудрого. К XI веку относятся величайшие памятники церковной архитектуры Киева: Собор Святой Софии, Золотые ворота, Киево-Печерская лавра.
Шли годы, менялись государства, реформировалась религия.

В XI веке католики устанавливают резкое разграничение между клиром и мирянами, создают монархический центр — папство. В XI-XIII веках они организуют жестокие захватнические крестовые походы на Ближний Восток, прикрываясь религиозными лозунгами борьбы против неверных за освобождение «Гроба Господня» и «святой земли» (Палестины). В XII веке с целью обогащения духовенства католики вводят индульгенцию — отпущение грехов. В XIII-XIX веках устраивают инквизицию против еретиков с сожжением последних на костре.

В XVI веке происходит Реформация католицизма, в результате которой появляется новая ветвь — протестантизм. У этой ветви христианства нет почитания Богородицы, святых, ангелов, икон. Протестантская религиозная доктрина нужна была нарождающейся буржуазии, чтобы обосновать деление человечества на избранных и отверженных.
Киевская Русь в XII веке распалась на княжества и перестала существовать как государство. ХШ-XV века вошли в историю как время татаро-монгольского нашествия на русские земли. Деморализованные горем люди находили в религии утешение, что способствовало приобщению к православию широких масс.
Татарские погромы ХШ-XIV веков погубили Херсонес. Взятие Константинополя в 1453 году турецкими войсками положили конец Византии. Под власть Турции попали Греция и Балканы. Крупнейшим православным государством в мировом масштабе оставалось Московское княжество. На его основе в конце XV века было создано Российское государство.

Православная Русь дала великую храмовую архитектуру, гениальную иконопись, замечательную христианскую литературу. Здесь на протяжении веков религия была источником позитивных, созидательных энергий. Веками жила непобедимая Святая Русь. А когда убывала святость, приходила смута. После Октябрьской революции 1917 года в России православие перестало быть государственной религией и подверглось гонению. Храмы рушили, служителей Церкви и верующих преследовали вплоть до 1939 г. Только с 1943 г. Церковь стала структурной частью советского общества, что позволило осуществить синтез исторической и советской России.

С распадом Советского Союза на отдельные независимые государства Церковь осталась хранительницей истины, культуры, обычаев, традиций, корни которых уходят в глубокую древность. Сохраняя моральные ценности, она является связующим звеном Православной Цивилизации на постсоветском пространстве.

Встреча

Случайных встреч не бывает. Так надо было судьбе, чтобы Анастасия встретилась с подругой Татьяной, которая работала художником в театре и занималась реставрационными работами во Владимирском Соборе.

— Как жизнь? — поинтересовалась подруга.

— Моя жизнь — учёба. Книги, книги и ещё раз книги.

— Что изучаешь?

— Философские работы о современном этапе нашего развития.

— Серьёзный вопрос. Тебя надо познакомить с батюшкой Алексеем. Он тоже интересуется философскими проблемами. Но это позже, а сейчас я приглашаю тебя в театр (у нас премьера) и на мою персональную выставку.

Анастасия приняла приглашения. Спектакль ей понравился. Захотелось написать отзыв в городскую газету. Написала статью «Взгляд зрителя» и поймала себя на мысли, что впервые свою работу закончила словами: «Спектакль приобщает детей к нетленным духовным ценностям».

Вернисаж. В большом зале размещены картины — создание нового качества, не существовавшего до того в природе. Татьяна, высокая, стройная, красивая достоинством и простая благородством, принимает гостей. Это её персональная выставка, фиксация интеллекта художника. Он высок. Татьяну часто посещает вдохновение. Что это? Сильнейшее перенапряжение нервной системы? Награда за каторжный труд? Космический акт продолжения божественного творения мира?

Теперь, когда Анастасия изучила историю религии, основные постулаты, догматы, таинства, церковные обряды, когда ознакомилась с вопросами о смысле бытия, об идеале нравственности и красоты, она иначе взирала на работы подруги. Вспоминая слова Варвары: «Образ Божий в человеке — в способности человека творить», чувствовала, что Татьяна творит!

У посетителей выставки много вопросов к автору произведений.
— У вас есть любимый цвет?

— Пожалуй, голубой, цвет неба. Но вернее сказать, что люблю все цвета, их многообразие и созвучие.

— Что вы посоветуете начинающим художникам?

— Труд, труд и труд. На поверхности кажется всё легко и просто, но ничего не достигается без напряжённого ежедневного труда. В каждом человеке есть тончайший инструмент восприятия мира. Ищите, что гармонично, то и есть настоящее высокое искусство. И если вы увидели гармонию вокруг себя, то будете стараться сберечь её и в себе, а это и будет ваша доброта и любовь.

— В основном вы пишете портреты. Что вас привлекает в людях?

— Каждый человек неповторим, полон мыслей, чувств, переживаний. Я написала много портретов детей и людей разных профессий: врачей, учителей, музыкантов, художников. Стараюсь передать то лучшее, что есть в человеке, и оставить ему, чтобы оно помогало, поддерживало в минуты смятения, невзгод. Чтобы человек видел себя со стороны и верил в свои силы и возможности.

Анастасии запомнились эти слова, и когда они остались с Татьяной вдвоём, отметила:

— Как ты верно сказала: «Чтобы человек верил в свои силы и возможности».

— Ты тоже должна верить в свои силы и возможности.


Воскресение

Анастасия, готовая к причащению, к соединению с тем, что и больше, и выше, и значимей, по приглашению Татьяны пришла во Владимирский Собор.

Тихо, торжественно. Красочные фрески, изображающие святых, излучают свет и радость.
В этом Соборе в начале века посещал службу дед Анастасии — авиатор, служивший в Каче. Сюда по установленной традиции на службу на Пасху и на Рождество привозили из Симферополя лучших гимназисток, среди которых была бабушка Анастасии. Здесь покоятся адмиралы Черноморского флота, отдавшие свои жизни «За Веру, за Царя и за Отечество». Причём Вера ставилась на первое место.

Навстречу Анастасии вышел батюшка Алексей с чистым, исполненным веры взглядом. На лице — лёгкая улыбка. Во всём его облике — сопровождающий радостный подъём. Анастасия улыбнулась. «Радуйся!», — вспомнила она пожелания Варвары. Кстати, «Радуйся!», а по-гречески «Хайре!», это слово-приветствие греков, дошедшее от древности до сих пор. Оно же девиз и программа существования православной веры.

— Батюшка Алексей, — обратилась к нему Татьяна и представила подругу. — Это Анастасия Александровна. Я вам рассказывала о ней, о её положении. Она интересуется философскими вопросами современности. Очень хочет быть полезной людям.

— Вот мы и побеседуем с ней о жизни, — отозвался батюшка.

Заканчивался XX век. Перед человечеством стоял всё тот же философский вопрос: «Куда мы идём?» Результаты исследований философов не радовали. На протяжении почти всей истории человечество развивалось в рамках коммерческой парадигмы. Попытка вырваться за её пределы была предпринята советской цивилизацией, но, несмотря на её высокие достижения, получила историческое поражение. Страны бывшего социалистического лагеря перестраивались на рыночные отношения, которые ещё недавно казались двигателем технологического прогресса, а на данном этапе превращаются в его оковы, ведущие человечество в исторический тупик. Где же выход?

— По мнению современных философов, — делилась своими познаниями Анастасия, — человечеству необходим кардинальный переворот в сознании, в отношении к технологическому прогрессу. Нужно прозреть, отказаться от сиюминутных и прагматических целей, от корысти, от извлечения прибыли, как было на протяжении всего развития человечества.

Эту мысль продолжил и собеседник:

— Человечеству пора уже прозреть, что все глобальные и частные проблемы — экономические, политические, национальные, экологические — производны от нравственного состояния общества. К такому прозрению призывал ещё в начале XX века религиозный философ Николай Александрович Бердяев. Речь идёт не об отказе от великих достижений современной науки и техники. Вопрос в другом. Будет ли человек рабом тёмной магической силы, за которой скрывается небытие, или сумеет преодолеть соблазн самоуничтожения и станет истинным творцом, продолжателем и соучастником божественного творения, созидания НОВОГО НЕБА и НОВОЙ ЗЕМЛИ.
В житейской сумятице перестроечных годов при храмах стали создаваться Воскресные школы. Это была выстраданная потребность тех, в ком теплился огонёк надежды на духовное возрождение общества, помочь людям разобраться каково место человека в этом мире. Забота о нравственности путём познания глубокого философского смысла, заложенного в библейских цитатах.

Батюшка Алексей дал Анастасия совет:

— Найди веру — опору в своей болезни. Найди, чтобы она светила, грела, заставляла вставать с удовольствием и жить с радостью.

Анастасия, воспользовавшись советом, начала посещать воскресные службы. Затем убедила Глеба в необходимости обвенчаться в храме. Батюшка Алексей благословил их. А узнав лучше Анастасию, предложил ей прочитать в Воскресной школе лекции о православной культуре и выразил уверенность:

— У тебя получится.

— Я подумаю, — ответила она и глубоко вздохнула хорошим вздохом, без недовольства.

Ежедневно с большим усердием Анастасия делает сложные мучительные упражнения. Ольга Владимировна молча наблюдает за страданиями дочери и однажды решается спросить:

— Тебе трудно это делать? Больно?

Анастасия улыбается.

— Мне и трудно, и больно, но, если я не буду делать эти упражнения, не смогу ходить. — И, чтобы успокоить мать, добавляет: — Я теперь как чеховская Чайка.

Став в театральную позу, цитирует: «Я верую и мне не так больно, и когда я думаю о своём призвании, то не боюсь жизни»...


А жизнь переключалась на новое русло. Иначе и не могло быть. В переводе с греческого имя Анастасия означает воскресение. Это имя — преодоление, крутая лестница, где каждая ступенька более высокая, более трудная.

Анастасия проводила занятия в Воскресной школе сначала для детей, но вскоре послушать интересные лекции присоединились и взрослые. Привычная к походам Анастасия увлекла слушателей школы паломничеством — поездками в монастыри и скиты Крыма.
На свою деятельность Анастасия смотрела как на дело высокой цели. А болезнь делала своё дело. Состояние здоровья ухудшалось. Порой пронзала острая боль во всём организме, сил становилось всё меньше и меньше, но она старалась жить достойно, страдать и умереть достойно, выполняя свой человеческий долг.

Каждый человек уходит по-своему и уход каждого определён прожитой им жизнью.
Анастасия ушла просто, трогательно. В светлый пасхальный день. Ярко светило солнце, раздавался радостный звон колоколов, разливалась благодать.
Говорят, к кому милостив Бог, тому перед смертью даётся покой. Дан он был и Анастасии.
Отошла суета, и осталась она наедине с главным, со своей жизнью. Прошла её в памяти. Что запомнилось, то и главное. А запомнилось многое. И, расставаясь с жизнью, подвела итог:

— Вот она, моя жизнь. Она была ничего. Хорошая она была, моя жизнь.

Накануне Анастасия видела сон. Стоит она на берегу моря. Над морем простирается высокое голубое небо, залитое солнцем. Солнечные блики радостно играют на морской поверхности. Море спокойное, лишь у самого берега плавно поднимаются и опускаются небольшие волны, ласкающие скалистый берег. Парят над морем чайки, и она свободна как птица...

Море Анастасия полюбила с раннего детства. Даже в последнее лето своей жизни, превозмогая недуг, опираясь на трость, она регулярно ходила к морю. Ей было тяжело идти, но когда она окуналась в море, то болезнь словно отступала. Её движения становились такими же, как в юности. Она ныряла, делала глубокие взмахи руками, как дельфин уплывала так быстро, что подруги не могли за ней угнаться. С подругами она часто ходила по морскому берегу в любое время года. Они часами говорили, говорили. О чём? Обо всём на свете. И даже будучи тяжело больной, Анастасия заряжала подруг своим неисчерпаемым оптимизмом.

На отпевании, которое проходило во Владимирском Соборе, было много народа. Пришли и одноклассники, сплочённые в дружный коллектив ещё первой их учительницей Марией Васильевной, сослуживцы, бывшие пациенты, родственники, слушатели всех выпусков Воскресной школы и просто знакомые. Батюшка Алексей произнёс благостную речь.
Смерть на Пасху символична. По православным поверьям, в это время Господь забирает особо угодивших Ему людей.

Глеб шёл прочь бесцельно, никуда не стремясь, расстроенный и удручённый. Жизнь сама по себе явление непостижимое. Откуда нам знать, почему мы живём на свете? Почему жизнь обрывается, казалось бы, в самый неподходящий момент? Не жестоко ли это? Люди привяжутся друг к другу. А потом... Крах. Внезапная пустота везде и во всём. Как жить дальше?

Только с годами незаметно для самого себя он понял, что смерть не может уничтожить человека. События из земного плана переносятся в иное измерение — вечность. Холод небытия отступает, если человек оставил на земле много душевного тепла... Всё, чем жила Ася, осталось после неё. Жизнь будет продолжаться в детях, внуках. Снова будет светить солнце, снова будут парить в небе белокрылые чайки...


Рецензии
Галина, я поражен глубиной Ваших знаний как в психиатрии, таинственной для меня науки, так и в вопросах поиска смысла жизни. Будучи сам ликвидатором аварии и испытавший на себе действие радионуклидов, с большим интересом прочел разделы повести об аварии на Чернобыльской АЭС. Я надеюсь, что Ваши поистине энциклопедические знания проявятся в новых Ваших неординарных произведениях.
С уважением - Михаил.

Михаил Дышкант   08.10.2013 16:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.