Сулейманов А. Жизнь и творчество рыцаря пера и кис

   
Жизнь и творчество рыцаря пера и кисти
   
  Поэт, художник, музыкант, исследователь, путешественник, учитель.
С красивым бархатистым голосом, умными добрыми глазами. У него большая семья: три дочери и два сына. Женат был несколько раз. Был ли счастлив с ними? Однозначного ответа нет. А кого и что любил? Родину, страну отцов, свой народ, его нравы, традиции  и обычаи, быт и культуру. Без пацифистских лозунгов, всем сердцем и душой
         Ему суждено было родиться в одном из живописнейших уголков предгорного селения Алхазурово первого числа мая месяца 1922 года, где и умер спустя семьдесят три года. Вместе со своим народом испил чашу горечи, достойно перенес все тяготы и оставил ИМЯ на земле.

        Что значит къонах, ты спросил, и какова ему цена?
        И я сказал тебе в ответ под гул торжественного пира,
        Что къонах - это славный муж, чья жизнь другим посвящена,
                на ком покоятся устои мира.

          Сулейманов Ахмад - сын Муртазова Сулеймана 1867 года рождения впервые опубликовал свое стихотворение "Кавказ" в 1935 году. В семейных архивах Ахмада Сулеймановича  хранится вырезка из газеты. Тут же находим паспорт его отца. "Скончался 13 февраля 1945 года в с. Науалы Уджарского района Семипалатинской области Казахской ССР на 78 году от роду.
  В память о нем я - сын его Ахьмад Сулейманов собрал и издал материалы по топонимии Чечни, где он родился и жил. А.Сулейманов", - сделана  собственноручная запись чернилами. Сулейман скончался за десять дней до первой  годовщины поголовной депортации вайнахов. Тринадцать долгих лет несчастные так и не поняли за что были изгнаны, лишены крова, родины.
     В 1940 году Ахмад окончил школу №6 Сталинского района города Грозного, а в 1950 экстерном окончил полный курс Семипалатинского педагогического училища с присвоением квалификации "учителя начальных классов», хотя начал работать учителем русского языка в 5-7 классах Науалинской средней школы с 15 октября 1948 года, как свидетельствует запись в трудовой книжке. Сохранилась справка за №44 от 16 июля 1945 года, что Сулейманов А.С. является агентом Уполнаркомзага по аксаковскому сельсовету Уджарского района с правом производства описи имущества и бесспорного изъятия недоимок
      В 1955 году Ахмад Сулейманович поступает в Семипалатинский пединститут на факультет русского языка и литературы, но в 1958 году после сталинской оттепели возвращается на Родину. Только в 1964 году ему удается окончить Чечено-Ингушский институт с присвоением квалификации учителя русского языка и литературы 5-11 классов средней школы.
        В том же семейном архиве хранится лист из паспорта Сулейманова А. с надписью: "Лист из моего паспорта, выданного мне после  насильственного выселения из Родины в Казахстан в период  "культа" в 1944 г. 23.II и до 31 -XII- 1958 года.
Лучшее время моей жизни (для целого Поколения) было вырезано". А на оборотной стороне: "Завещаю Потомкам хранить этот листок на память о мрачном времени". На этом листке стоит отметка начальника Уджарской комендатуры о разрешении проживать только в пределах Каз.ССР. 
     Но сегодня наме хочется сказать об этом удивительно талантливом интеллигенте до мозга костей, как о художнике. Эта страница его жизни мало изучена и немногие знают, что Ахьмад писал кистью и карандашом.
    Перебирая рукописи и письма этого, несомненно, великого мастера пера,  мы нашли папку с изрядно потрепанными, желтыми от старости квитанциями, извещениями, документами.
Вот извещение от 16 августа 1939 года за № 105. В нем говорится (орфография сохранена):
"18 августа с/г. в 7 час. вечера в клубе "Строителей" Методическом кабинете состоится лекция, приехавшего из Москвы Искусствоведа тов. АРАНОВИЧА - на тему "Советское изобразительное искусство и задачи социалистического реализма".
Вам необходимо явиться, захватив с собой свои работы. После лекции тов. АРАНОВИЧ просмотрит рисунки, картины, этюды всех художников, оставит свои впечатления и даст советы по улучшению работ.
Кроме того на август месяц  намечены дни консультаций  на 22 и 29 числа  на которых явка Ваша обязательна, оповестите об этом художников.
Начальник студии самодеятельности. Подпись. Соколов".
        Еще одно извещение от 9 ноября 1939 года за №144: "Художнику тов. Сулейманову.
19 ноября с/г. в 9 час. вечера на 2-й республиканской ИЗО выставке созывается общее собрание художников города.
Повестка дня:
1. О выставочном плане 1940 г.
2. Об участии художников в выборах в местные советы депутатов трудящихся.
3. Оргвопросы.
Явка обязательна.
Начальник управления по делам Искусств Председатель Союза художников
 Подпись неразборчива".
      Следует, что Сулейманов Ахьмад Сулейманович к тому времени является художником, хотя  в каталоге о художниках Чечено-Ингушетии нет никаких данных, даже упоминания вскользь.
 А вот и справка о принятии на выставку  работы "Смерть Асламбека Шерипова" от 26 октября 1939 года. Место проведения выставки: Рабфак, 2 к "Б". Домашний адрес  участника выставки: Сталинский район, корп.218, кв.41.
       Извещение от 19 октября 1939 года за №130 " Уважаемый товарищ Сулейманов
24-го октября с/г в 12 час. дня в Методическом кабинете Управления по делам Искусств /клуб "Строителей"/состоится смотр художественных работ, готовящихся художниками на (?) - ю Республиканскую ИЗО выставку.
Просим дать Ваши рисунки, картины, скульптуры на просмотр выставочного комитета и художественного совета.
Начальник отдела самодеятельности. Подпись. Соколов
Секретарь.  подпись. Свешников".
И сдаточная ведомость на картину, написанную  учащимся первого курса рабфака карандашом на картоне:"Тема "Орджоникидзе на Кавказе", размер 80х40"
На вторую республиканскую выставку сданы рисунки акварель на бумаге размером 35х60.
Сохранился небольшой альбом с рисунками, выполненными цветными чернилами и карандашом на резные темы. Тут и портреты, и пейзажи, сцены-иллюстрации к каким-то текстам. Четкие выразительные правильные линии, контуры и штрихи. Особо ему удается написать выражение лица.
      После рабфака Ахьмад был на комсомольской службе, которая отнимала все его время. Что помешало ему развивать свой художественный вкус и навыки? Набожность старшего брата, который был против изображения людей? Вполне возможно. Между Мутушем и Ахьмадом была существенная разница в возрасте. Несмотря на свою образование, Мутуш был религиозным фанатиком. Кстати,  Ахьмад  тоже хорошо владел арабским языком.
        Он часто брал в руки национальный музыкальный инструмент - дечиг-пондур. Эпические песни и легенды под звуки струн рвали душу на части. Его необычайно мелодичный голос захватывал, влюблял. С годами А. Сулейманов подготовил исследовательский труд - "Илли. Героический эпос чеченцев и ингушей".
Он исходил Чечню и Ингушетию вдоль и поперек, был в Армении и Грузии. Поддерживал тесные связи с этнологами, путешественниками и учеными. Каждая поляна, каждый курган знали его в лицо. Он истоптал не один десяток ботинок, износил не одну  полевую сумку. Познакомился с  десятком сотен людей, хранивших в своей памяти сказания и предания, мифы и легенды, которые  подробно записывал, анализировал, сравнивал, делал выводы. Изучал географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение. Надо заметить, что топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке и использует данные трёх областей знаний: географии, истории и лингвистики.
         Преподавал в школе, руководил педагогическим коллективом, а на летних каникулах отправлялся в дорогу.
 Перебирая  книги из личной библиотеки Сулейманова, не перестаем удивляться разнообразию словарей языковых, этимологических, толковых.
Берем в руки девятый номер журнала "Дон" за сентябрь 1966 г. Своей рукой Ахмад Сулейманович  сделал пометку с указанием страницы 146. Это рассказ Магомеда Мамакаева "Рожденная заново". А вот и отрывок, отмеченный Сулеймановым.
"Рисуя дореволюционный облик Урус-Мартана учитель Сулейманов рассказывал мне: - На весь Урус-Мартановский участок была одна  начальная школа для детей местных богачей, один фельдшер и тот - ветеринарный. Зато было двадцать мечетей и сорок пять стражников для усмирения некоторых горцев.
         Живя  в селе Ахмад Сулейманов сохранил спартанскую простоту и редкую чуткость к людям. Положение директора школы  не разлучило его с будничной неприхотливостью крестьянина. И этот человек. который живет, довольствуясь очень малым, высок душой. Он не только переводчик произведений Пушкина и Лермонтова на чеченский язык, но и автор лирических стихов и поэм. В поэме "Любовь и кинжал" Ахмад Сулейманов воспел пафос строительства новой жизни. Его песни о мирном голубе и о детях, в авторском исполнении вошли в репертуар республиканского радиовещания"         
  Говорят, что М.Мамакаев всегда находил понимание у А.Сулейманова. И только ему он раскрывался до конца.
Он вел специальную рубрику в Урус-Мартановском сельском радиоузле, рассказывая об истории и культуре чеченского народа. Эти передачи пользовались большой популярностью,  а их выход ждали и стар, и млад.
  Наше  внимание привлекает каталог А.А.Дзантиева "Сосланбек Едзиев", выпущенный в 1979 году в Ленинграде.  На титульном листе  сделана запись: " 11.09.86 г. Хотьково, Загорский р-н (общежитие АХПУ).
         Ахмаду Сулейманову, члену Союза писателей СССР. В память его приезда в абрамцевское художественно-Профессиональное училище им.В.М.Васнецова от уч-ся 4 курса отделения художественной обработки металла Алиева Абдуллы Р. Шалинский район с.Белгатой, Назирова Шарипа
(отделение дерева), Дутаева Асламбека (отделение дерева). Кориев Руслан, Керимов Салах, Магомадов Хасан, Масхудов Магомед".
Нам удалось выяснить, что в лихие годы первой чеченской военной кампании погиб Назиров (Незиров Ш.) Кориев Руслан и Шарип когда-то вместе учились в художественной школе Грозного. Сейчас Кориев проживает в Ингушетии. Керимов Салах - в Москве, Магомадов Хасан уехал в Европу,  выходец из Гуниба аварец Масхудов - в Армавире, а Алиев А. преподает в одной из Грозненских школ. Сын известного (ныне покойного) художника Ильяса Дутаева Асламбек продолжает дело своего отца.
       - Он приезжал к нам из Москвы. Заехал проведать, находясь на отдыхе в Переделкино. Магомадов Хасан - его племянник. А мой отец дружил с Ахмадом, - поделился воспоминаниями  Асламбек.
Несмотря на то, что Сулейманов так и не защитил диссертацию, он являлся истинным ученым. Колоссальный труд Ахмада Сулеймановича по топонимике является уникальным в своем роде.
__Айзан Сугаипова, ст.преподаватель кафедры новой  и новейшей истории ЧГУ
Зура Бакаева, руководитель ЧРОО «Содружество творческих сил   Чеченской республики»


Рецензии