Последняя суббота Мая. Всемирный День Интеллекта

         ГЛАВНОЕ,ЧТОБЫ IQ ЗАШКАЛИВАЛО В СЕМЬЕ и НА РАБОТЕ.

     «Природный ум может заменить любое образование, но никакое образование не может заменить природного ума».
                Артур Шопенгауэр.

                НЕ IQ  КРАСИТ ЧЕЛОВЕКА
     IQ (intelligence quotient) – это коэффициент интеллекта, который определяется  соотношением между возрастом физическим и возрастом интеллектуальным. Его общий принцип – обо всём понемногу. Психолог Ганс Юрген Айзенк первым разработал систему для людей старше 18 лет, и самый известный тест носит имя своего родителя, что вполне закономерно. Сам инициатор признавал: в некоторых случаях IQ показывает нереальную, отличную от установленной, оценку.   
     Акцентируйтесь на этом и, если испытуемый мыслит не стандартно, то, давая осторожные обдуманные советы, не ломайте его когнитивный диссонанс, потому что, говоря пушкинскими словами: «В одну телегу впрячь неможно коня и трепетную лань»*.  Айзенк говорил, что IQ, являясь определённым умением человека разгадывать загадки, не способно отражать реальную глубину умственного развития. 
     По всей вероятности Чикатило, служивший человечеству учителем начальных классов, перешагнул высшую отметку шкалы, что не помешало ему стать душегубом…      
     Депутат Черногорского горсовета, педагог года,  ведущий учитель информатики в школе, явно показывал свою эрудицию далеко за сто, однако это не остановило его из травматического оружия выстрелить резиновой пулей в ребёнка. Мальчик, которому стрелок покалечил ногу, играл с друзьями и нечаянно попал в него снежком...
     Подобного рода примеров можно привести много, и после услышанного вывод напрашивается сам: IQ – не показатель ума, а показатель способности мыслить и необязательно логически…

                ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
     Не мной замечено, что население растёт, а количество интеллекта в мире – величина постоянная. Средний показатель – 71 – 114.  Набрав 135, можете считать себя гением, но помните, что зачастую вы решаете стандартные задачи, которые легко запомнили, распутывая их в часы ожидания, сиесты, во времена досуга или совместных развлечений.
     По показателю индекса человеческого развития Беларусь на 64 месте из 177 стран. В Индии, которую причисляют к странам третьего мира, средний IQ = 140 – самый высокий показатель среди всех государств. А ведь Индия не имеет достижений в медицине, и не лидер в каких-либо областях науки и техники. Так что IQ – это не ключ к успеху.
     Существует легенда, что индийский царь Девсарам, желая испытать мудрость иранцев, прислал им в дар шахматы, родиной которых является Индия. Инструкций к головоломке не было. Визирь Важургмихр не только раскрыл суть игры, но и по ходу изобрёл новую забаву, которую мы знаем как нарды. Своё ноу-хау он презентовал на равных условиях оппонентам. Секрет игры последние не раскрыли.
     Разгадывание кроссвордов, собеседования, сдача экзаменов, оригами, разного рода соревнования, ремонт, изобретения, приготовления блюд, в общем, любое занятие, куда вносится своя «изюминка», априори – обыкновенное тестирование на IQ. И, Боже упаси, взрослого человека принизить ребёнка за небольшой виртуальный экзаменационный балл. Заучите строки Риммы Казаковой и, дорожа своим IQ, обращайтесь с любым детским возрастом – он у всех одинаково нежный и легкоранимый – всегда вспоминайте их:
                «То время кануло навек,
                Но вдруг открылось мне внезапно:
                Как много детством человек
                В своём определяет завтра!»
     Для поддавшихся панике родителей констатирую: если не затасканный против его воли по разного рода многочисленным кружкам, в меру любознательный, нормально развивающийся ребёнок имеет IQ равное 70, – это отлично характеризует его результат. Просто больше общайтесь с ним: вместе читайте, играйте, смотрите фильмы.
     Наше время – время детей индиго! Они мыслят умно, консонансно, но поначалу почти всегда не понятно для учителей и воспитателей. Первыми же под диссонансный удар попадают родители.
     Фрейд называл психологический момент взрослеющего человека «эдипов комплекс» – это сочетание любви и враждебности, испытываемое ребёнком по отношению к папе и маме и вместе и по отдельности. Этот отрезок определения своего «Я» на подсознательном уровне – экзамен дитяти на IQ родителей. Если пройдёте, умело пользуясь кнутом и пряником, то, стремящийся выйти из-под контроля, пересмотрит своё поведение.  Нет – значит (опять же, по Фрейду) в структуру ребёнка заложился не только сам по ваш образ (это происходит в любом случае – авт.), но и тип отношений с вами (хорошо, если в вашу пользу и, учитывая ваши требования – авт.)… Часто их небольшой балл может перевесить несколько эрудитов по глубине мышления, так как, не вкладываясь в установленные временные рамки, они идут по пути рационализации и поисков нового.

                ЗАНИМАТЕЛЬНО
     Десяти ребятам 13 лет по отдельности Я рисовала круг и спрашивала, что они видят. Один ответил – смайлик, другой – пиццу (чем не демотиватор, повышающий оценку сообразительности), все остальные – солнце. Двое пошли своим путём, а остальные – стандартным. Типичность победила числом, а не качеством…
     Кстати, тест на IQ среди взрослых провел и шестилетний мальчик, будущий автор «Маленького принца»: «Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашами свою первую картинку. Это был мой рисунок №1. Я показал моё творение взрослым и спросил, не страшно ли им.
- Разве шляпа страшная? – возразили мне.
     А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. 
     Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно всё объяснять. Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием…
     Потерпев неудачу с рисунками №1 и №2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать».

      Для Пифагора (и все сразу вспомнили школьную говорилку: «пифагоровы штаны во все стороны равны») главнейшим IQ  был: смех – громкий, открытый, до слёз, не унижающий и по делу, одним словом – честный.  Для учёного он выражал как характер человека, так и его уживчивость в коллективе; умением отстаивать себя не кулаком, а пусть дерзким, язвительным, может и оскорбляющим, но словом. И походка. Физическое состояние здесь роли не играло. Главное – достойно нести себя, даже при  спешке, не забывая, что рядом люди. Дополнительная информация набиралась во время общения, сотрудничества, совместного отдыха, но она была только корректировкой уже узнанного.

                ИЗ ИСТОРИИ
     Гитлер считал IQ выдумкой евреев, а Сталин буржуазным изобретением, поэтому в нацистской Германии и в СССР этот тест был запрещён. Жаль… Было бы интересно знать IQ недоучек сталинской тройки особого совещания…
     Сколько достойных людей с высоким IQ находилось (и находится) в рабстве у тех, у кого развитие ниже плинтуса…
     А вот американские правители не чурались проверить себя и обнародовать ничем не порочащие их данные:
                Билл Клинтон – 182
                Джимми Картер – 175
                Джон Кеннеди – 174
                Ричард Никсон – 155
                Франклин Рузвельт – 147
                Гарри Трумэн – 132
                Линдон Джонсон – 126
                Дуайт Эйзенхауэр – 122
                Джерольд Форд – 121
                Рональд Рейган – 105
                Джордж Буш – 98
     Самый маленький IQ из всех президентов у Буша Младшего – 91. К вердикту, не делающему погоды, он отнёсся с юмором. В Советском Союзе по горячим следам этого развлекательного факта появился анекдот, что тест американского президента подтвердил слова Ленина: «Любая кухарка может править страной».
     В мартовских идах этого года обладательницей самого высокого IQ стала 11-летняя девочка Вероника Кауи из Вашингтона, набрав 162 балла. Интеллектуальные когниции самого умного ребёнка двенадцатимесячного отрезка определили по интеллекту многих достойных людей.
     Мэрилин вос Савант (савант от французского «savoir» – мудрец) американская писательница, драматург и журналист, занесённая в книгу рекордов Гиннеса, как обладательница самого высокого IQ. В 10 лет он у неё был 230. В зрелом возрасте по результатам Мега-теста он составил 186. Профи говорит, что это не основание считать её самым умным человеком на земле, так как общепризнанного неоспоримого способа, позволяющего определить, насколько умён человек, не существует. Она не безосновательно считает, что интеллект включает так много компонентов, что попытки точно измерить его бесполезны.
               
                NB (обратить особое внимание)
     Недавно мне без комплексов и оговорок поведала свои «айкъюшные» воспоминания детства тридцатишестилетняя женщина – на диктофон, так что всё привожу дословно: «В школе мой IQ еле дотягивал до пятидесяти. Училась я на «хорошо» и «удовлетворительно». Блата и богатых родителей не было. Надежда получить профессию – только на себя. Теперь у меня два высших образования – техническое и гуманитарное: одно является основным, другое – подработка. Если придётся, то они легко поменяются местами. Как работника меня ценят, и я себе тоже знаю цену. Тех, кто мою скромность, уважение к собеседнику, порядочность принимают за раболепство, трусость и нерешительность (если в иное время не понимают простых и ненормативных слов) морально растопчу. То есть, «мечу бисер» до тех пор, пока не пойму, что передо мной свинья… Мат? Редко, но – да! Есть такие, которых только он и ставит на место…
      В семье всё хорошо. Многие их тех, у кого это самое IQ было более ста (большая половина класса), не достигли того, что есть у меня: некоторые без образования, без работы, без семьи, разведены или вообще спились. А сколько я вынесла оскорблений от них в своё время!.. Прощаю! Всем оценку выставило время. А я просто общаться не хочу с ними – здесь и без IQ понятно почему».
     Из этого откровения можно сделать только один жизнеутверждающий вывод – если поставлена цель и есть сила воли, то можно стать богатым и счастливым миллионером из трущоб.

                КСТАТИ
     Многие гении плохо учились в школе. К примеру, Эмиль Золя еле тянул на тройку по литературе. Гадким утёнком был Ганс Христиан Андерсен. Лев Толстой и Антон Чехов относились к среднестатистическим ученикам. Великого микробиолога Пастера учитель химии называл «серой посредственностью». Но больше всего досталось Альберту Эйнштейну – до девяти лет он едва говорил. И даже родители считали его недоразвитым. Учитель, глядя на их сына, заявил, что из него ничего путного не выйдет, и с этим надо смириться. Если родные огорчились, одноклассники ополчились, то ребёнок пропустил мимо ушей неумную и, как показало время, нелепую характеристику благодетеля. После школы Альберт достойно закончил педагогический факультет Цюрихского Политехникума и работал учителем физики... В дальнейшем стал Лауреатом Нобелевской премии, автором более трёхсот научных работ по физике, ста пятидесяти книг и статей по истории, философии, публицистике. Хорошо играя на скрипке, он давал благотворительные концерты…
      Что тут ответить на казус-бэль из прошлого Гения? Только то, что «цыплят по осени считают». Его IQ (никаких сведений, что он его проходил, нет) определяется не цифрами, а панегириком – «Человек столетия».

                ЛЮБОПЫТНО
     У обладателей высокого IQ в два раза больше разводов, и инициаторами в развале семьи являются их вторые половинки с низким IQ – ума не хватает понять своего партнёра.
     Влиятельный физик-теоретик Стивен Хокинг в интервью газете «Нью-Йорк Таймс» на вопрос про IQ ответил: «Я не представляю, какой у меня IQ. Те, кто кичится своим IQ – неудачники».

                ПОД ЗАНАВЕС
     Для интереса я самопроэкзаменовалась – результат евгеники приятно впечатляет, но постерировать я его не буду, а вдруг казуальность… 
     Главное не останавливаться на достигнутом и придерживаться мудрого назидания безайкьюшного философа Анаксимена: «Чем шире круг знаний, тем больше он соприкасается с незнанием и порождает всё больше сомнений и вопросов».
     Уверена, что многим со мной по пути, а кто же не знает, что дорога легче, если встретится добрый попутчик.

                ЛОГИЧЕСКИМ ДОПОЛНЕНИЕМ К  МАТЕРИАЛУ ПРИВОЖУ  И ЭТОТ ФАКТ
      Миру известна фото Альберта Эйнштейна (1879–1955 гг.) с высунутым языком, сделанная в 1951 году на 72-ом дне рождения автора теории относительности, которое он подарил корреспонденту CBS Горварду Смиту, но мало кто знает о надписи на обратной стороне. Вот она: «ВАМ ПОНРАВИТСЯ ЭТОТ ЖЕСТ, ПОТОМУ ЧТО ОН ПРЕДНАЗНАЧЕН ВСЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ».
                Лариса Владыко, аккредитованный журналист при УВД Миноблисполкома
                «ВСВ», 11 мая 2011 года.

     *Из поэмы А. С. Пушкина "Полтава" (1829 год).

     P. S. Всё, выше мной прочитанное, изученное, повествуемое, актуально на все времена и доступно для носителей любого айкью – авт.


Рецензии
Замечательное эссе! Подновить не хотите, добавиви результаты теста для Обамы, досиживающим свои сроки? )))

Жизнь всё расставит на свои места - вот главный вывод из любого тестирования в любом возрасте и по любому поводу.

Психология Эха   03.04.2015 17:53     Заявить о нарушении
Это пусть остаётся таким - может надумаю продолжение, то тогда...:)

Синильга-Лариса Владыко   03.04.2015 19:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.