Детство героя фрагмент 11

                ДЕТСТВТО ГЕРОЯ Фрагмент 11

Религиозный праздник в деревне — это и отдых от тяжёлых серых будней, и разгул диких страстей, вырывающихся, подобно джину из бутылки, на свободу под воздействием самогона. На два-три дня фактически замирает колхозное хозяйство: весь цикл работ сводится к минимуму. Ещё накануне праздника приходят из других деревень гости: родственники и друзья. За счёт гостей число жителей деревни увеличивается в пять – десять раз. Гостей называют чужаками. Утром, когда женщины ещё готовят закуски, гармонист идёт с одного конца деревни в другой, наигрывая «страданье». Он быстро обрастает толпой любопытных, состоящей в основном из вездесущих подростков. И вот уже по деревне движется масса народу. Хором поют озорные частушки. В иных куплетах сплошная матерщина. Шествие заканчивается на пятачке. По-городскому это называется танцплощадкой. Постепенно собираются наряженные девки, и начинается настоящее веселье: пляски, танцы, песни и частушки. Веселье не прекращается целый день и заканчивается глубокой ночью. Оно прерывается изредка вспыхивающими ссорами и драками между различными группами ребят, пришедших на праздник из соперничающих деревень. Хорошо, если просто подерутся: наградят друг друга тумаками и успокоятся. Часто драки заканчиваются тем, что кого-то изобьют до полусмерти, а кого-то и вовсе зарежут или застрелят.

Многие в деревне держали в доме оружие. Немецкие тесаки (штыки от винтовок), пистолеты, обрезы, гранаты были фактически у каждого молодого мужчины. Достать оружие было не так уж трудно. Отступая, немцы не успели вывезти или уничтожить все свои склады, а наступающие части Красной армии не смогли выделить достаточное число сапёров для сбора трофеев. Часть оружия и боеприпасов оставалась длительное время бесхозной. Нередко винтовки или пистолеты находили на местах отшумевших сражений. У дяди, например, был парабеллум и мелкокалиберный револьвер.

Калечили и убивали в драках часто. Пошумят, посудачат подгулявшие старые и молодые сельчане, и снова начнутся песни и пляски под забористую игру гармошки. Обычно танцуют девчата. Парни стоят вокруг пятачка, высматривая себе милашку. Бесцеремонно хватают они приглянувшихся красоток, и сразу парочка отходит в сторону выяснять свои симпатии или антипатии. Другие приходят просто поглазеть. Стоят и лузгают семечки. Но вот в круг врывается пара хмельных парней. И начинается потеха: пение озорных частушек и отбивание чечётки, ритм которой задаёт гармонист. Некоторые частушки Евгений даже запомнил, например:

«Что ж вы, девушки стоите,
Глазки вылупляете?
Я леоновский мальчишка,
Разве вы не знаете?»

«Заеб – ая тележка
По полю катается,
Наша бабка Степанида
Замуж собирается».

«Давай, Коля, запевай,
Рубани Елецкого!
Моя милка родила
Фюрера немецкого!"


Рецензии