Вечный Жид Агасфер. Что страшнее смерть или бессме

«Смерть страшна, но еще страшнее было бы сознание, что будешь жить вечно и никогда не умрешь» А.П. Чехов.

В средние века в христианском мире получила широкое распространение легенда о некотором еврее из Иерусалима, который грубыми словами оскорбил Христа, несшего Крест на Голгофу. По другим версиям он толкнул или даже ударил Спасителя, когда Тот в изнеможении не в силах был продолжать Свой Крестный Путь.

В наказание этот еврей был осужден на скитание по земле до Второго Славного Пришествия Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, и на вечное презрение со стороны людей, т.е. он понес каиново наказание. В Средневековой Англии этого еврея называли Картафилусом, в Италии – Боттадио (или Бутадеус, т.е. «ударивший Бога»), во Франции и Бельгии – Исааком Лакедемом, а в бретонских легендах – Будедео («толкнувший Бога»).

В одном из немецких народных сказаний его называют Агасфером. Это имя и получило наибольшее распространение, а позднее появилось и другое наименование – Вечный Жид.

Когда и кем был дан первый толчок к появлению легенды о Вечном Жиде не известно, но первое свидетельство о его существовании встречается уже в сборнике историй о подвижниках благочестия под названием «Лемонарь или Луг Духовный». Эти истории были собраны и записаны монахом Иоанном Мосхом в VI-м веке по Рождестве Христове. Мосх рассказывает о встрече одного монаха с оборванным эфиопом, который сказал ему: «Я тот, кто Творца мира, Господа нашего Иисуса Христа, идущего на казнь, ударил по лицу».

Хроникер Матвей (Матиас) Парижский свидетельствует в своей «Большой хронике» (ок. 1250 г.), что в 1228 г. в Англию прибыл архиепископ из Армении и рассказал о некоем Иосифе, который присутствовал при страданиях Спасителя, говорил с Ним и находится еще в живых до сих пор, как свидетель истинности христианской веры. Во время суда над Христом этот Иосиф, назвавшийся Картафилусом, был привратником преториума, места где происходил суд над Господом. Когда несправедливо приговоренный к позорной смерти на Кресте Иисус из Назарета уже переступил порог Преториума, чтобы начать Свой Крестный Путь, Картафилус в догонку ударил Его кулаком в спину и, презрительно усмехнувшись, сказал: «Иди же Иисус скорее, чего ты так медлишь?». Господь строго взглянул на него и ответил: «Я пойду. А ты подождешь, пока Я вернусь».

Слово Спасителя исполнилось, и Картафилус вот уже скоро как две тысячи лет ждет Его возращения. Он был ровесником Христа, и каждый раз, достигнув столетнего возраста, он заболевает непонятной болезнью, впадает в какой-то экстаз или летаргию, после чего поправляется и возвращается к тому же возрасту, какой имел в день Распятия Христа.

В этой истории для нас принципиально важным является не вопрос о достоверности этой легенды, а то, что она является образным выражением отношения христианства к «посюстороннему» бессмертию, которое оказывается проклятием более страшным чем смерть.

По материалам книги иеромонаха Георгия (Соколова) «Станет ли зло бессмертным?»


Рецензии